Правила аттестации

Об особенностях  проведения аттестации педагогических работников

 

В связи с поступающими вопросами по проведению аттестации педагогических работников на присвоение (подтверждение) квалификационных категорий Министерство образования Республики Беларусь разъясняет.

Аттестация педагогических работников осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава), утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101 (далее – Инструкция).

Инструкция определяет порядок проведения аттестации педагогических работников системы образования и распространяется на педагогических работников учреждений образования, других организаций, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность вне зависимости от отраслевой принадлежности (далее – организации).

При организации проведения аттестации педагогических работников  руководствуются следующими нормативными правовыми актами:

1. Кодекс Республики Беларусь об образовании.

2. Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 28.04.2001 № 53 «Об утверждении квалификационного справочника должностей служащих» (далее – ЕКСДС).

3. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 02.06.2009 № 36 (ред. от 01.02.2016) «Об утверждении и введении в действие Общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации» (далее – ОКРБ).

4. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2011 № 954 «Положение о непрерывном профессиональном образовании руководящих работников и специалистов» (далее – Положение о повышении квалификации).

5. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.08.2014 № 818 «О некоторых вопросах повышения оплаты труда отдельным категориям работников системы образования» (далее – постановление № 818).

Основными принципами аттестации педагогических работников являются: коллегиальность, системность, целостность экспертных оценок, обеспечивающих объективное, корректное, доброжелательное отношение к аттестуемым работникам.

Для выборов аттестационной комиссии в соответствии с требованиями и сроками, которые устанавливает Инструкция (пункты    11-15), проводится собрание коллектива педагогических работников организации. Принятые решения оформляются протоколами. В состав аттестационной комиссии входят: руководитель организации или по его решению другое уполномоченное лицо, представитель профсоюзного комитета и, как правило, не менее 5 (пяти) избранных членов из числа педагогических работников, квалификационная категория которых не ниже первой.

В управлении образования облисполкома, комитете по образованию Мингорисполкома, отделе (управлении) образования, спорта и туризма районного (городского) исполнительного комитета, местной администрации района в городе (далее – управление (отдел) образования)  создается аттестационная комиссия для аттестации учителей учреждений общего среднего образования, которые претендуют на присвоение (подтверждение) квалификационной категории «учитель-методист», педагогических работников организаций, в которых из-за малого количества педагогических работников нельзя избрать комиссию в количестве, определенном Инструкцией, а также педагогических работников, работающих по трудовым или гражданско-правовым договорам у индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством разрешено осуществлять образовательную деятельность. Аттестационная комиссия отдела (управления) образования рассматривает спорные вопросы, которые возникают при аттестации педагогических работников в  организациях.

Состав аттестационной комиссии организации определяется приказом ее руководителя  и до 1 октября текущего учебного года доводится до сведения педагогических работников. Срок полномочий аттестационной комиссии – один год с даты принятия приказа о ее создании.

Аттестация на присвоение квалификационных категорий проводится только по инициативе педагогического работника, который может подать заявление до 31 марта текущего учебного года в соответствующую аттестационную комиссию. Рассмотрение заявлений претендентов на присвоение квалификационной категории осуществляется на заседании аттестационной комиссии.

Аттестационная комиссия принимает решение о допуске или отказе в допуске к прохождению аттестации.

Обязательными условиями допуска педагогического работника к прохождению аттестации являются (пункт 18 Инструкции):

1. Соответствие полученного образования квалификационным требованиям, которые определены ЕКСДС.

Данное требование учитывается во всех случаях допуска (отказа в допуске) педагогического работника к аттестации и определяется по диплому об образованииВ целях уточнения уровня профессионального образования и наличия специального образования, соответствие полученного образования квалификационным требованиям может устанавливаться на основании ОКРБ. В случае, если данная специальность отсутствует в ОКРБ, для уточнения информации необходимо обращаться в государственное учреждение образования «Республиканский институт высшей школы».

Пунктом 9 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1, (далее – Общие положения) определено, что наличие у служащего диплома о высшем (среднем специальном) образовании по специальности, не соответствующей квалификационным требованиям, предполагает, как правило, необходимость освоения им содержания образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее (среднее специальное) образование, в соответствии с профилем (направлением) образования, специальностью, которые указаны в разделе «Квалификационные требования».

Обращаем внимание, что постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 06.06.2016 № 26 внесены изменения в ЕКСДС. Квалификационные характеристики должностей «Воспитатель дошкольного образования» и «Воспитатель» изложены в новой редакции.

2. Наличие стажа работы в соответствии с требованиями пункта         19 Инструкции.

Данное требование не учитывается в случаях, предусмотренных пунктами 20, 20-1 Инструкции. Стаж работы по занимаемой должности (далее – стаж работы) и сроки получения предыдущей категории определяются по трудовой книжке или иным документам, содержащим сведения о периодах работы. Так, например, иными документами, содержащими сведения о периодах работы, подтверждается стаж работы по совместительству, если сведения о работе по совместительству не вносились в трудовую книжку, а также в случаях прохождения аттестации по месту работы по совместительству (справка о месте работы, службы и занимаемой должности либо копия приказа нанимателя, у которого работник работает по совместительству).  

По общему правилу претендовать на присвоение второй квалификационной категории имеют право педагогические работники, которые имеют стаж работы два года. Исключением является присвоение педагогическому работнику второй квалификационной категории при наличии стажа работы один год. К таким педагогическим работникам относятся лица, получившие диплом о высшем образовании с отличием, диплом магистра или диплом исследователя. При этом Инструкцией не предусмотрено требование о соответствии специальности, полученной на II ступени образования, специальности I ступени образования. Однако, согласно пункту 20 Общих положений, специалисту, не имеющему необходимого стажа работы, предусмотренного квалификационной характеристикой соответствующей должности, квалификационную категорию наниматель может присвоить в порядке исключения с учетом рекомендаций аттестационной комиссии при условии наличия у данного специалиста степени магистра по соответствующей специальности (квалификации). Таким образом, претендовать на присвоение второй квалификационной категории при наличии стажа работы один год имеют право педагогические работники, у которых специальность, полученная на II ступени образования (магистратура), соответствует специальности I ступени образования.

3. Освоение содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов образования, которое предусмотрено Положением о повышении квалификации. Подтверждается освоение содержания образовательной программы повышения квалификации документом установленного образца. В соответствии с Положением о повышении квалификации педагогические работники учреждений образования, реализующие образовательные программы дошкольного, общего среднего, специального, дополнительного образования детей и молодежи проходят повышение квалификации не реже одного раза в три года.

Переподготовка, стажировка, получение образования в заочной форме не относится к освоению содержания образовательной программы повышения квалификации.

В соответствии с частью четвертой пункта 20 Общих положений специалисты, работающие в условиях неполного рабочего времени, в том числе на условиях совместительства, допускаются к аттестации для присвоения квалификационных категорий по занимаемой должности на общих основаниях. При этом в стаж работы могут засчитываться периоды выполнении педагогической нагрузки не менее чем 0,25 штатной единицы (ставки).

Пунктом 14 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16.06.2014 № 40, установлен порядок внесения в трудовую книжку работника сведений о работе по совместительству. Данные сведения вносятся нанимателем по месту основной работы на основании документа, подтверждающего работу по совместительству. В связи с тем, что данным нормативно-правовым актом не предусмотрен порядок внесения сведений о присвоении работнику квалификационной категории не по месту основной работы, полагаем возможным вносить такие сведения в трудовую книжку в аналогичном порядке.

Для педагогических работников, которые претендуют на присвоение квалификационной категории «учитель-методист», кроме вышеперечисленных требований предъявляются дополнительные, а именно:

наличие авторской методики преподавания учебного предмета либо личного опыта, который обобщен (от уровня района до уровня республики) и используется другими учителями учреждений общего среднего образования;

публикации в научно-методических и других изданиях об опыте применения современных технологий обучения и воспитания, использования эффективных форм, методов и средств обучения;

опыт руководства методическим формированием, сопровождения профессионального роста педагогов, проведения занятий с педагогами по актуальным проблемам образовательной практики, распространения эффективных технологий, методик, приемов, средств обучения.

Обязательная аттестация на подтверждение квалификационных категорий проводится по инициативе руководителя организацииВ данном случае заявление от аттестуемого не требуется. Основанием для аттестации на подтверждение квалификационной категории является приказ руководителя организации.

До 1 сентября 2017 года обязательную процедуру аттестации на подтверждение высшей квалификационной категории должны пройти педагогические работники, которым данная квалификационная категория было присвоена более пяти лет назад.

Согласно постановлению № 818 руководителям и их заместителям по основной деятельности, руководителям структурных подразделений по основной деятельности (их заместителям по основной деятельности) учреждений образования, организаций, осуществляющих научно-методическое обеспечение образования на районном (городском, областном) уровне устанавливаются надбавки за наличие квалификационных категорий педагогических работников.

В соответствии с положениями ЕКСДС по таким должностям, как руководитель, директор (начальник, заведующий, заместитель заведующего по основной деятельности) (далее – руководители) не предполагается присвоение квалификационных категорий («категорирования»). Следовательно руководители не проходят аттестацию на присвоение или подтверждение квалификационной категории по занимаемой должности.

Осуществление руководителем в рабочее время оплачиваемой педагогической деятельности в части реализации образовательных программ (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 30.03.2007 № 26) не наделяет его правом пройти аттестацию на присвоение (подтверждение) квалификационной категории в связи с тем, что он не занимает «категорируемую» должность педагогического работника на условиях трудового договора.

Вместе с тем в случаях выполнения руководителями на условиях совместительства работы в должностях, по которым в соответствии с положениями ЕКСДС предусматривается категорирование (например, должность учителя), данные педагогические работники обладают правом пройти аттестацию на присвоение (подтверждение) квалификационной категории. В указанных случаях присвоение (подтверждение) категории производится по должности, которую руководители занимают на условиях совместительства, и регламентируется Инструкцией.

Педагогические работники, которые получили высшую квалификационную категорию до вступления в силу Инструкции, могут претендовать на подтверждение высшей квалификационной категории без учета требований, изложенных в пункте 18 Инструкции.

Если педагогический работник отказался от прохождения обязательной аттестации на подтверждение квалификационной категории либо не явился на квалификационный экзамен или на аттестационное собеседование без уважительных причин, решением аттестационной комиссии данная квалификационная категория снижается (отменяется).

Законодательство не содержит перечня уважительных причин. Уважительность причин является оценочной категорией. Поэтому наниматель вправе самостоятельно в каждом отдельном случае (с учетом конкретных обстоятельств) решать вопрос о том, являются те или иные причины неявки уважительными.

         Изучение педагогической деятельности аттестуемогоподготовка аналитических материалов о деятельности аттестуемого на вторую и первую квалификационную категорию, а при наличии положительных результатов квалификационного экзамена – на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист» осуществляется аттестационной комиссией в соответствии со сроками, указанными в приказе руководителя организации.

Аналитические материалы готовятся на основании посещенных занятий (уроков, воспитательных мероприятий), анализа и самоанализа педагогическим работником данных мероприятий; анализа методических разработок учебных занятий и материалов к занятиям; результатов учебной деятельности обучающихся, их динамики, анализа результатов мониторинга качества образования; участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, смотрах, проектах и т. п.; анализа имеющихся поощрений и наказаний (уточняется по записям в трудовой книжке, личном деле); результатов самооценки педагогической деятельности работника; результатов самообразования педагогического работника по совершенствованию предметно-методической компетентности; результатов опроса воспитанников, обучающихся и их законных представителей по определению степени удовлетворенности качеством предоставляемых педагогическим работником образовательных услуг.

Анализ посещенных мероприятий, другие материалы позволят объективно оценить успехи педагогического работника, а также позволят аттестационной комиссии предложить пути дальнейшего совершенствования педагогического мастерства аттестуемого.

Одной из составляющей аттестации на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист» является квалификационный экзамен.

Пунктом 30 Инструкции определен перечень педагогических работников, которые освобождаются от сдачи квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории.

Особое внимание следует обратить на соблюдение подпункта 30.5 пункта 30 Инструкции (в части «педагогических работников, которые за последние пять лет … подготовили победителей (дипломы I, II, III степени) республиканских конкурсов и т. д. по тексту). Обязательным требованием является наличие Положения о проведении конкурса, фестиваля, выставки и иного мероприятия, в котором указывается принадлежность мероприятия к той или иной категории.

         Например, аттестация педагогических работников на высшую квалификационную категорию без квалификационного экзамена в соответствии с подпунктом 30.6 пункта 30 Инструкции может осуществляться только в случае, если в положении о проведении конкурса что это конкурс учителей или научно-педагогических работников, но не конкурс методических разработок, конкурс разработок уроков и т. д.указано.

Квалификационный экзамен не сдают педагогические работники, которые проходят аттестацию на присвоение высшей квалификационной категории в соответствии с пунктом 20 Инструкции.

Например, педагогический работник имеет высшую квалификационную категорию по должности «Учитель». С текущего учебного года он по совместительству стал работать педагогом дополнительного образования. Педагогический работник имеет право пройти аттестацию на присвоение высшей квалификационной категории по должности «Педагог дополнительного образования» в соответствии с данным пунктом без учета стажа работы в этой должности и без сдачи квалификационного экзамена.

Пунктом 20-1 Инструкции предусмотрена возможность прохождения аттестации без учета стажа работы и наличия предыдущей квалификационной категории педагогическими работниками, достигшими значительных результатов в педагогической деятельности, имеющими высокие личные профессиональные достижения. В случае получения согласия Министра образования на допуск педагогического работника к аттестации на присвоение высшей квалификационной категории, аттестация проводится в порядке, установленном инструкцией.

Аттестационное собеседование проводится для всех педагогических работниковв том числе освобожденных от сдачи квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории в соответствии с пунктом               30 Инструкции и на присвоение квалификационной категории в соответствии с пунктами 20, 20-1 Инструкции.

Инструкцией не предусмотрено признание присвоенной на территории иностранного государства квалификационной категории. Такая квалификационная категория может быть признана, если это предусмотрено международным договором, участницей которого является Республика Беларусь.

Для проведения квалификационных экзаменов на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории разработаны программы, которые размещены на сайтах учреждений образования, в которых созданы соответствующие квалификационные комиссии:

государственное учреждение образования «Академия последипломного образования» http://www.academy.edu.by/;

учреждение образования «Республиканский институт профессионального образования» http://ripo.unibel.by/index.php?id=238;

государственное учреждение образования «Республиканский институт высшей школы» http://www.nihe.bsu.by/index.php/ru/obuchenie;

учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» http://ipkip.bspu.by/slushatelyu/kvalifikacionnyi-ekzamen;

государственное учреждение образования «Институт культуры Беларуси» http://inbelkult.by/by/listeners/kval-f-kacyjny-jekzamen;

учреждение образования «Белорусская государственная академия музыки»  http://www.bgam.edu.by/structure/departments/training&retraining/qualifying-examination.php;

учреждение образования «Белорусский государственный университет физической культуры» http://ippkbgufk.edu.by/main.aspx?guid=12411;

государственное учреждение образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования» http://belmapo.by/otdel-attestacii.html.