Экспресс-диагностика
психического и интеллектуального развития шестилетних детей
1. Методика "Нарисуй самого себя"
Помогает определить уровень сформированности образных представлений.
Психолог обращается к ребенку: "Перед тобой лист бумаги, на котором нарисована рамка. Изобрази на ней самого себя таким, какой ты есть. Пользуйтесь цветными карандашами".
Оценка результатов: 3 балла - изображены все части тела, руки и ноги имеют объем, качество изображения хорошее, 2 балла - изображены части тела, 1 балл - изображено до пяти частей тела; 0 баллов - примитивный рисунок.
2. Тест "Кубики"
Помогает определить уровень наглядно-образного мышления.
Ребенку предлагают рассмотреть кубики; один расположен сверху, ниже находятся три. Необходимо внимательно рассмотреть нижние кубики, сравнить их с верхним, найти тот, который похож на верхний (для диагностики предложено 6 субъектов).
Оценка результатов: 3 балла - одна ошибка, 2 балла - две ошибки, 1 балл - три ошибки.
3. Тест "Правая - левая рука"
Выявляет способность ребенка к позиционности, возможность корректировать свою точку зрения и мнения других.
Психолог и ребенок садятся друг напротив друга. Психолог спрашивает у ребенка, где у него правая (левая) рука. Затем просит показать правую (левую) руку у себя (психолога). При правильном выполнении задания психолог умышленно начинает сбивать ребенка, чтобы он показал, где правая (левая) рука у взрослого в зеркальном изображении.
Оценка результатов: 3 балла - перекрестное решение на образном уровне с соответствующим обоснованием, критическое отношение к провоцирующим действиям; 2 балла - перекрестное решение в сочетании с практическими действиями (поворот головы, тела), при провоцирующих действиях психолога соглашается с ним, обнаруживая конформизм; 1 балл - использует способ "зеркального перенесения": свою правую руку идентифицирует с левой рукой психолога, левую - с его правой рукой; 0 баллов - сбивается при определении у себя правой (левой) руки.
4. Тест в картинках
Данный тест помогает определить предпочитаемый вид деятельности. Ребенку предлагают рассмотреть рисунки. Убедившись, что их содержание понятно, психолог спрашивает: "Чем ты хотел бы заниматься в первую очередь, во вторую, в третью?".
Если ребенок выбирает учебную деятельность как наиболее важную и желаемую в первую очередь - это свидетельствует о высоком уровне его мотивационной готовности. Если ребенок выбирает учебную деятельность во вторую очередь – это свидетельствует о среднем уровне готовности, а если он выбирает учебу в третью очередь или вообще не выбирает, говорит о низком уровне мотивационной готовности.
Оценка результатов: 3 балла - преобладает ориентация на учебную деятельность, 2 балла - ориентация на учебно-игровую деятельность, 1 балл - ориентация на игровую деятельность.
5. Методика "Классификация"
Помогает выявить уровень сформированности понятий посредством операций классификации (правильные ответы выделены).
· Скворец, синица, курица, голубь.
· Роза, гвоздика, астра, василек.
· Корова, коза, лошадь, теленок.
· Шапка, пальто, платье, рубашка.
· Чашка, стакан, кастрюля, кружка.
· Матрос, солдат, ребенок, летчик.
· Тигр, слон, лев, медведь.
· Топор, ножницы, нож, пила.
Оценка результатов: 3 балла - одна ошибка, 2 балла - две ошибки, 1 балл - три ошибки.
6. Методика "Третий подходящий"
Помогает определить уровень сформированности понятий.
Ребенку последовательно показывают пять наборов картинок. Кладут перед ним две картинки каждого набора и предлагают подобрать к ним еще одну: "Подбери подходящую к этим обеим". Первый набор обучающий. После того как ребенок выполнит задание, психолог показывает ему правильный принцип выполнения (к шляпе и штанишкам надо подобрать платье, потому что это одежда). После выполнения каждого задания ребенок должен обосновать свой выбор.
Дано:
1. шорты, шляпа,
2. сковорода, тарелка,
3. капуста, огурцы,
4. мальчик, рыба,
5. мешок, шкаф.
Выбрать из:
1. девочка, платье,
2. картошка, вилка,
3. замок, гриб (мухомор),
4. удочка, собака,
5. ключ, чемодан.
Оценка результатов: 3 балла - выбор сделан правильно, обоснован; 2 балла - две ошибки в выборе; 1 балл - более трех ошибок, обосновать свой выбор затрудняется.
7. Методика Пьерона-Рузера
Помогает определить уровень сформированности саморегуляции и обучаемости.
Психолог обращается к ребенку: "Посмотри на доску. Там нарисованы четыре геометрические фигуры. В верхней части твоего листа нарисованы такие же. В квадратике надо поставить точку (.), в треугольнике - черточку (/), круг остается чистым, а в четырехугольнике нарисуйте такую черточку (-).
Как только я скажу "Начали", нужно заполнить остальные фигуры. Постарайтесь, чтобы получилось красиво и аккуратно. На выполнение задания отводится 3 минуты. В протоколе экспресс-диагностики необходимо отметить общее количество выполненных фигур через 3 минуты; количество ошибок; качество выполнения задания (аккуратно, старательно или небрежно).
Оценка результатов: 3 балла - задание выполнено быстро и качественно, количество заполненных фигур - 80-90; 2 балла - количество заполненных фигур - 60-70; 1 балл - нужно несколько раз повторить задание, прежде чем ребенок приступит к работе, в отдельных случаях необходим наглядный показ работы, медленный темп выполнения работы, количество заполненных фигур - 40-50.
Итог
Сумма баллов по всем диагностическим заданиям позволяет определить уровень психологической готовности ребенка к школе: 0-11 баллов - низкий; 12-16 баллов - средний; 17-21 баллов - высокий.