ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК
(опросник К. Леонгарда)
Инструкция: «Предлагаемый тебе Опросник состоит из 88 вопросов, касающиеся различных сторон твоей жизни. На каждый вопрос нужно ответить «Да» или «Нет» ( в бланке рядом с номером вопроса поставь знак "+" («да») или "-" («нет»). Не обдумывай долго ответы, отвечай быстро, стараясь дать первый ответ, который приходит в голову.
1. Ты обычно спокоен, весел?
2. Легко ли ты обижаешься, огорчаешься?
3. Легко ли у тебя вызвать слёзы?
4. Проверяешь ли ты по несколько раз, нет ли ошибок в твоей работе?
5. Ты такой же смелый, как большинство твоих сверстников?
6. Бывают ли у тебя периоды тоскливого настроения?
7. Любишь ли ты бывать главным в игре?
8. Бывают ли дни, когда ты сердишься на всех без всякой причины?
9. Серьёзный ли ты человек?
10.Бывает ли, что тебе что-то нравится особенно сильно?
11.Можешь ли ты первым затеять игру?
12.Долго ли ты помнишь о нанесённой тебе обиде?
13.Умеешь ли ты сочувствовать другим?
14.Складывая вещи в портфель, проверяешь ли ты несколько раз, не забыл ли чего-нибудь?
15.Стараешься ли ты быть лучшим в классе, спортивной секции?
16.Когда ты был маленьким, боялся ли ты собак, грозы?
17.Считают ли тебя одноклассники слишком аккуратным, старательным?
18.Зависит ли твоё настроение от домашних и школьных дел?
19.Любят ли тебя все твои знакомые?
20.Бывает ли у тебя неспокойно на душе?
21.Твоё настроение обычно немного грустное?
22.Случалось ли тебе рыдать от горя?
23.Тебе трудно оставаться на одном месте?
24.Стараешься ли ты доказать, что ты прав, если тебя несправедливо обижают?
25.Можешь ли ты стрелять из рогатки по птицам, дразнить собак и кошек?
26.Раздражает ли тебя беспорядок в твоих вещах, игрушках, книгах?
27.Когда ты был маленьким, ты боялся оставаться дома один?
28.Бывает ли тебе весело или грустно без причины?
29.Ты - один из лучших учеников в классе?
30.Бывает ли, что ты злишься, кричишь на окружающих?
31.Часто ли ты веселишься, дурачишься?
32.Чувствуешь ли ты себя иногда абсолютно счастливым?
33.Умеешь ли развеселить ребят?
34.Можешь ли ты прямо сказать кому-нибудь, что ты о нём думаешь?
35.Ты боишься крови?
36.Охотно ли ты выполняешь школьные поручения?
37.Заступаешься ли ты за тех, с кем поступили несправедливо?
38.Бывает ли тебе страшно или неприятно входить в тёмную комнату?
39.Любишь ли ты работу, которая требует длительного труда и терпения?
40.Легко ли ты знакомишься с людьми?
41.Охотно ли ты выступаешь на утренниках и вечерах в школе?
42.Ты когда-нибудь убегаешь из дома?
43.Кажется ли тебе жизнь иногда тяжёлой?
44.Ты когда-нибудь расстраивался из-за ссоры с учителями или одноклассниками настолько, что мог не пойти в школу?
45.Можешь ли ты шутить даже при неудачах или неприятностях?
46.Стараешься ли ты помириться, если кого-нибудь обидел?
47.Любишь ли ты животных?
48.Бывает ли, что ты, уйдя из дому, возвращаешься, чтобы проверить, всё ли в порядке?
49.Беспокоят ли тебя иногда мысли о том, что с твоими близкими может что-нибудь случиться?
50.Зависит ли твоё настроение от погоды?
51.Трудно ли тебе отвечать перед всем классом?
52.Можешь ли ты, если сердишься на кого-нибудь, начать драться?
53.Нравится ли тебе быть среди ребят?
54.Впадаешь ли ты в отчаяние, если тебе что-нибудь не удаётся?
55.Нравится ли тебе организовывать какое-либо дело или игру?
56.Продолжаешь ли ты упорно добиваться цели, даже если встречаешь препятствия?
57.Случалось ли тебе когда-нибудь плакать из-за грустной книги или фильма?
58.Бывает ли тебе трудно уснуть из-за каких-либо забот?
59.Рассказываешь ли ты учителям о проделках своих одноклассников?
60.Боишься ли ты один пройти по тёмной улице?
61.Следишь ли ты за тем, чтобы каждая вещь лежала на своём месте?
62.Бывает ли, что ты ложишься спать в хорошем настроении, а просыпаешься в плохом?
63.Свободно ли ты себя чувствуешь на новом месте или с незнакомыми ребятами?
64.Часто ли у тебя бывает головная боль?
65.Часто ли ты смеёшься?
66.Можешь ли ты играть или заниматься каким-то общим делом с тем, кто тебе не нравится?
67.Удаётся ли тебе сделать много разных дел за один день?
68.Сильно ли ты переживаешь из-за несправедливости?
69.Любишь ли ты природу?
70.Уходя из дома, проверяешь ли ты, выключен ли везде свет?
71.Боязлив ли ты?
72.Меняется ли твоё настроение в праздники?
73.Участвуешь ли ты в художественной самодеятельности, театральном кружке?
74.Ты любишь мечтать или фантазировать?
75.Бывает ли, что тебя беспокоит твоё будущее?
76.Бывают ли у тебя неожиданные переходы от радости к тоске?
77.Можешь ли ты развлечь своих сверстников?
78.Подолгу ли ты сердишься, обижаешься?
79.Сильно ли ты переживаешь, если у твоих друзей или близких неприятности?
80.Можешь ли ты из-за одной ошибки или помарки переписать страницу в тетради?
81.Считаешь ли ты себя недоверчивым?
82.Снятся ли тебе страшные сны?
83.Бывает ли у тебя иногда внезапное желание прыгнуть в окно или броситься под машину?
84.Становится ли тебе веселее среди других детей?
85.Если у тебя неприятности, можешь ли ты отвлечься от них на время?
86.Совершаешь ли ты иногда неожиданные для себя поступки?
87.Ты скорее молчалив, чем болтлив?
88.Мог бы ты, участвуя в спектакле, настолько войти в роль, что забыть, что на самом деле ты не такой, как на сцене?
Обработка результатов: При подсчете баллов по каждой шкале опросника Леонгарда для стандартизации результатов значение по каждой шкале умножается на определенное число. Это указано в "ключе" к методике.
КЛЮЧ:
1. Г-1 Гипертимы х 3 (умножить значение шкалы на 3)
+: 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77
-: нет
2. Г-2 Возбудимые х 2
+: 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81
-: 12, 46, 59
3. Г-3 Эмотивные х 3
+: 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79
-: 25
4. Г-4 Педантичные х 2
+: 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 7О, 8О, 83
-: 36
5. Г-5 Тревожные х 3
+: 16, 27, 38, 49, 6О, 71,82
-: 5
6. Г-6 Циклотимные х 3
+: 6, 18, 28, 4О, 5О, 62, 72, 84
-: нет
7. Г-7 Демонстративные х 2
+: 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88
-: 51
8. Г-8 Неуравновешенные х 3
+: 8, 2О, 3О, 42, 52, 64, 74, 86
-: нет
9. Г-9 Дистимные х 3
+: 9, 21, 43, 75, 87
-: 31, 53, 65
1О. Г-1О Экзальтированные х 6
+: 1О, 32, 54, 76
-: нет
Интерпретация результатов: полученные результаты по 1О шкалам, соответствующих определённым акцентуациям характера, подвергаются качественной интерпретации. Первая шкала характеризует личность с высокой жизненной активностью, вторая шкала показывает возбудимую акцентуацию. Третья шкала говорит о глубине эмоциональной жизни испытуемого. Четвертая шкала показывает склонность испытуемого к педантизму. Пятая выявляет повышенную тревожность, шестая - склонность к перепадам настроения, седьмая шкала говорит о демонстративности поведения испытуемого, восьмая - о неуравновешенности поведения. Девятая шкала показывает степень утомляемости, десятая - силу и выраженность эмоционального реагирования.
Акцентуированные личности не являются патологическими. Они характеризуются выделением ярких черт характера.
Описание акцентуаций по К. Леонгарду
Выделенные Леонгардом 10 типов акцентуированных личностей разделены на две группы: акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый) и акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективный, эмотивный).
1. Демонстративный тип. Характеризуется повышенной способностью к вытеснению, демонстративностью поведения, живостью, подвижностью, легкостью в установлении контактов. Склонен к фантазерству, лживости и притворству, направленным на приукрашивание своей персоны, к авантюризму, артистизму, позерству. Им движет стремление к лидерству, потребность в признании, жажда постоянного внимания к своей персоне, жажда власти, похвалы; перспектива быть незамеченным отягощает его. Он демонстрирует высокую приспосабливаемость к людям, эмоциональную лабильность (легкую смену настроений) при отсутствии действительно глубоких чувств, склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения). Отмечается беспредельный эгоцентризм, жажда восхищения, сочувствия, почитания, удивления. Обычно похвала других в его присутствии вызывает у него особо неприятные ощущения, он этого не выносит. Стремление к компании обычно связано с потребностью ощутить себя лидером, занять исключительное положение. Самооценка сильно далека от объективности. Может раздражать своей самоуверенностью и высокими притязаниями, сам систематически провоцирует конфликты, но при этом активно защищается. Обладая патологической способностью к вытеснению, он может полностью забыть то, о чем он не желает знать. Это расковывает его во лжи. Обычно лжет с невинным лицом, поскольку то, о чем он говорит, в данный момент для него является правдой; по-видимому, внутренне он не осознает свою ложь или же осознает очень неглубоко, без заметных угрызений совести. Способен увлечь других неординарностью мышления и поступков.
2. Застревающий тип.Его характеризует умеренная общительность, занудство, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. Часто страдает от мнимой несправедливости по отношению к нему. В связи с этим проявляет настороженность и недоверчивость по отношению к людям, чувствителен к обидам и огорчениям, уязвим, подозрителен, отличается мстительностью, долго переживает происшедшее, не способен легко отходить от обид. Для него характерна заносчивость, часто вы* ступает инициатором конфликтов. Самонадеянность, жесткость установок и взглядов, сильно развитое честолюбие часто приводят к настойчивому утверждению своих интересов, которые он отстаивает с особой энергичностью. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется, и проявляет большое упорство в достижении своих целей. Основной чертой является склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, ревность, подозрительность), инертность в проявлении аффектов, в мышлении, в моторике.
3. Педантичный тип. Характеризуется ригидностью, инертностью психических процессов, тяжелостью на подъем, долгим переживанием травмирующих событий. В конфликты вступает редко, выступая скорее пассивной, чем активной стороной. В то же время очень сильно реагирует на любое проявление нарушения порядка. На службе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Пунктуален, аккуратен, особое внимание уделяет чистоте и порядку, скрупулезен, добросовестен, склонен жестко следовать плану, в выполнении действий нетороплив, усидчив, ориентирован на высокое качество работы и особую аккуратность, склонен к частым самопроверкам, сомнениям в правильности выполненной работы, брюзжанию, формализму. С охотой уступает лидерство другим людям.
4. Возбудимый тип.Недостаточная управляемость, ослабление контроля над влечениями и побуждениями сочетаются у людей такого типа с властью физиологических влечений. Ему характерна повышенная импульсивность, инстинктивность, грубость, занудство, угрюмость, гневливость, склонность к хамству и брани, к трениям и конфликтам, в которых сам и является активной, провоцирующей стороной. Раздражителен, вспыльчив, часто меняет место работы, неуживчив в коллективе. Отмечается низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций, тяжеловесность поступков. Для него никакой труд не становится привлекательным, работает лишь по мере необходимости, проявляет такое же нежелание учиться. Равнодушен к будущему, целиком живет настоящим, желая извлечь из него массу развлечений. Повышенная импульсивность или возникающая реакция возбуждения гасятся с трудом и могут быть опасны для окружающих. Он может быть властным, выбирая для общения наиболее слабых.
5. Гипертимный тип. Людей этого типа отличает большая подвижность, общительность, болтливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими. Часто спонтанно отклоняются от первоначальной темы в разговоре. Везде вносят много шума, любят компании сверстников, стремятся ими командовать. Они почти всегда имеют очень хорошее настроение, хорошее самочувствие, высокий жизненный тонус, нередко цветущий вид, хороший аппетит, здоровый сон, склонность к чревоугодию и иным радостям жизни. Это люди с повышенной самооценкой, веселые, легкомысленные, поверхностные и вместе с тем деловитые, изобретательные, блестящие собеседники; люди, умеющие развлекать других, энергичные, деятельные, инициативные. Большое стремление к самостоятельности может служить источником конфликтов. Им характерны вспышки гнева, раздражения, особенно когда они встречают сильное противодействие, терпят неудачу. Склонны к аморальным поступкам, повышенной раздражительности, прожектерству. Испытывают недостаточно серьезное отношение к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.
6. Дистимический тип. Люди этого типа отличаются серьезностью, даже подавленностью настроения, медлительностью, слабостью волевых усилий. Для них характерны пессимистическое отношение к будущему, заниженная самооценка, а также низкая контактность, немногословность в беседе, даже молчаливость. Такие люди являются домоседами, индивидуалистами; общества, шумной компании обычно избегают, ведут замкнутый образ жизни. Часто угрюмы, заторможены, склонны фиксироваться на теневых сторонах жизни. Они добросовестны, ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им подчиниться, располагают обостренным чувством справедливости, а также замедленностью мышления.
7. Тревожный тип. Людям данного типа свойственны низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе. Дети тревожного типа часто боятся темноты, животных, страшатся оставаться одни. Они сторонятся шумных и бойких сверстников, не любят чрезмерно шумных игр, испытывают чувство робости и застенчивости, тяжело переживают контрольные, экзамены, проверки. Часто стесняются отвечать перед классом. Охотно подчиняются опеке старших, нотации взрослых могут вызвать у них угрызения совести, чувство вины, слезы, отчаяние. У них рано формируется чувство долга, ответственности, высокие моральные и этические требования. Чувство собственной неполноценности стараются замаскировать в самоутверждении через те виды деятельности, где они могут в большей мере раскрыть свои способности. Свойственные им с детства обидчивость, чувствительность, застенчивость мешают сблизиться с теми, с кем хочется* особо слабым звеном является реакция на отношение к ним окружающих. Непереносимость насмешек, подозрения сопровождаются неумением постоять за себя, отстоять правду при несправедливых обвинениях. Редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях они ищут поддержки и опоры. Они обладают дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности нередко служат козлами отпущения, мишенями для шуток.
8. Экзальтированный тип. Яркая черта этого типа — способность восторгаться, восхищаться, а также улыбчивость, ощущение счастья, радости, наслаждения. Эти чувства у них могут часто возникать по причине, которая у других не вызывает большого подъема, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние — от печальных. Им свойственна высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дела до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Они привязаны к друзьям и близким, альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Могут быть паникерами, подвержены сиюминутным настроениям, порывисты, легко переходят от состояния восторга к состоянию печали, обладают лабильностью психики.
9. Эмотивный тип. Этот тип родствен экзальтированному, но проявления его не столь бурны. Для них характерны эмоциональность, чувствительность, тревожность, болтливость, боязливость, глубокие реакции в области тонких чувств. Наиболее сильно выраженная их черта — гуманность, сопереживание другим людям или животным, отзывчивость, мягкосердечность, они радуются чужим успехам. Впечатлительны, слезливы, любые жизненные события воспринимают серьезнее, чем другие люди. Подростки остро реагируют на сцены из фильмов, где кому-либо угрожает опасность, сцена насилия может вызвать у них сильное потрясение, которое долго не забудется и может нарушить сон. Редко вступают в конфликты, обиды носят в себе, не выплескивая их наружу. Им свойственно обостренное чувство долга, исполнительность. Бережно относятся к природе, любят выращивать растения, ухаживать за животными.
10. Циклотимный тип. Характеризуется сменой гипертимных и дистимных состояний. Им свойственны частые периодические смены настроения, а также зависимость от внешних событий Радостные события вызывают у них картины гипертимии: жажда деятельности, повышенная говорливость, скачка идей; печальные — подавленность, замедленность реакций и мышления, так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми.
В подростковом возрасте можно обнаружить два варианта циклотимической акцентуации: типичные и лабильные циклоиды. Типичные циклоиды в детстве обычно производят впечатление гипертимных, но затем проявляется вялость, упадок сил, то, что раньше давалось легко, теперь требует непомерных усилий. Прежде шумные и бойкие, они становятся вялыми домоседами, наблюдается падение аппетита, бессонница или, наоборот, сонливость. На замечания реагируют раздражением, даже грубостью и гневом, в глубине души, однако, впадая при этом в уныние, глубокую депрессию, не исключены суицидальные попытки. Учатся неровно, случившиеся упущения наверстывают с трудом, порождают в себе отвращение к занятиям. У лабильных циклоидов фазы смены настроения обычно короче, чем у типичных циклоидов. Плохие дни отмечаются более насыщенными дурным настроением, чем вялостью. В период подъема выражены желания иметь друзей, быть в компании. Настроение влияет на самооценку.