Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Брестского райисполкома
Государственное учреждение образования
СРЕДНЯЯ ШКОЛА д.СКОКИ
Форма проведения: семейная гостиная.
Цель: Воспитание чувств любви и гордости за свою семью, привитие семейных традиций.
Задачи:
Целевая аудитория: четыре многодетные семьи учеников 5-х класов – участники, остальные семьи зрители.
Оборудование: микрофоны, колонки, ноутбук, мультимедийная установка. Помещение для праздника оформляется в народном стиле (скатерти, полотенца, покрывала, вышивки, ведущие в национальных костюмах).
Приглашённые: поэт Мария Семёновна Якимук.
Ход мероприятия.
Ведущий 1: Добрый день, дорогие гости! Мы приветствуем вас на семейной гостиной. 15 мая во всем мире отмечается Международный день семьи. Мы хотим всех присутствующих поздравить с этим замечательным праздником!
Ведущий 2: Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это великая сила, которая воспитывает человека, предопределяет его будущую судьбу, наполняет его родительским теплом на всю жизнь. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.
Ведущий 1: Настоящее счастье – иметь семью, в которой царят взаимопонимание и согласие.
– Л.Н. Толстой писал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
Ведущий 2: В семейном кругу мы с вами растем.
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
Ведущий 1: Каждая семья – это свой мир, свои законы, привычки, уклад, обычаи, атмосфера и традиции.
Традиции — это то, что передаётся из поколения в поколение.
Ведущий 2: Семейная гостиная посвящена связи традиций белорусского народа и современной семьи.
Ведущий 1: Разрешите представить на нашем мероприятии семьи, которые будут участвовать в сегодняшнем мероприятии и соревноваться за звание лучшей семьи! Знакомитесь, наши семьи, приглашаем их на сцену. (Представление семей)
Ведущий 2: С давних пор семья рассматривалась как основа воспитания ребенка. Белорусские народные традиции закладывались в крестьянской семье и передавались из поколения в поколение.Традиционно воспитание белорусских детей осуществлялось в многодетной семье. Характерным для крестьянской семьи было от 1 до 7 детей. Рождение детей в семье было радостью: «Многа дзяцей – многа клопату, але і радасці шмат». Многодетная семья считалась идеальной, ибо благосостояние зависело от того, сколько в ней тружеников. Недаром в песне молодой муж просит жену:
Радзі мне дзевяць сыноў,
А дзесятую дочку…
Сыны будуть поле баранаваць.
А дачка хустачкі ткаць.
Кроме того, стремление иметь много детей было связано еще с тем, что в большой семье легче воспитывать детей. Не случайно народная мудрость гласит: «Адно дзіця – не дзіця, двое дзяцей – палова дзіцяці, трое дзяцей –гэта дзіця».
Ведущий 1: Семьи, как правило, были многопоколенными. Большие семьи состояли из нескольких малых. Кроме детей и родителей, в семье были бабушка и дедушка, замужние и незамужние тети, дяди, их дети. Система родственных отношений позволяла совсем маленьким детям усваивать первые понятия родства: «отец», «мать», «брат», «сестра», «дедушка», «бабушка», «дядя», «тетя». Кроме того, дети ориентировались и в таких понятиях, как «братавая» (жена мужа), «деверь» (брат мужа), «невестка» (жена сына), «пасестра» (двоюродная сестра).
Ведущий 2: Человек рождается на свет, растёт, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни? Издавна одной из традиций в белорусских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную. Например, в родословной русского поэта А.С. Пушкина пять тысяч исторических имён, и историки даже усмотрели в его родословной белорусские корни. А каковы ваши корни?
Ведущий 1: Приглашаем семьи представить своё генеалогическое древо, рассказав небольшой рассказ о своих корнях, своей семье.
Ведущий 2: Дмитрук Анна выступает с песней «Мой родны кут, як ты мне милы … ».
Ведущий 1: Белорусский народ отмечает влияние наследственности в становлении личности ребенка, как в физическом, так и моральном. Забота о выборе физически крепкого жениха и невесты, рождении здорового ребенка проходит красной нитью через всю белорусскую народную педагогику. «Сава не народзіць сокала», «Як добрае семя, дык добрае племя», «Які род, такі плод», «І мой бацька такі маўся, і я ў яго ўдаўся», «Ад добрага кораня – добры парастак».
Ведущий 2: Истинным авторитетом в семье по праву являлся отец. Он был главный и полноправный хозяин, главный советчик. Все члены семьи, дети и мать, подчинялись отцу. «Бацькоўскае слова дарэмна не гаворыцца». «Свой бацька насварыцца і пашкадуе». «Хлеба не станець – бацька дастанець». Отец относился к дочери со строгостью. «Бацька не матуля: не пацалуе і не прытуле». Но по традиции в хороших крепких сельских семьях отец заботился о ней, часто в праздники делал подарки. У дочерей отец воспитывал аккуратность, рассудительность, приветливость, сердечность и деликатность. С малых лет отец воспитывал сыновей как будущих хозяев и работников. Важнейшими качествами, которые воспитывались у мальчиков были трудолюбие, самостоятельность, ответственность.
Ведущий 1: Приглашаем на сцену пап. Так, как папы в семье самые сильные, предлагаю поучаствовать в конкурсе «Силач». Папы должны выжать одной рукой как можно больше сока из половины лимона или апельсина. Побеждает тот, у кого сока получится больше. (Победителю вручается медаль, самый сильный).
Ведущий 2: Традиционно основным воспитателем ребенка считалась мать. «Якая матка, такое й дзіцятка». «Ніхто дзецям так не спагадае, як матка радная».
Главной обязанностью матери являлось воспитание детей. «Не тая маці, што нарадзіла, а тая, што ўскарміла». Все мысли и заботы матери были о детях. «Маці сама не з’есць, а дзіцё накорміць». «Як дзіця плача, у маткі сэрца з болю, скача». Народная мудрость является подтверждением этому: «Пры сонейку цепла, пры маці добра».
С момента рождения дети находились под присмотром матери. Мальчиков она опекала до 14–16 лет, пока они не становились помощниками по хозяйству. С малых лет мать приучала дочку к ведению домашних дел: учила готовить еду, убирать в доме, шить, вязать, ткать и др., тем самым готовила к будущей семейной жизни, выполнению основной функции женщины – материнству.
Сына, как будущего работника, хозяина, главы дома, мать с детства приучала заботиться о других членах семьи, выполнять более тяжелую и сложную работу, принимать самостоятельные решения, проявлять силу духа, физическую крепость.
Ведущий 2: Для вас поёт Дмитрук Анна с песней «Мама, мамочка».
Ведущий 1: «Мама!» - это первое слово, которое произносит человек. Вслушайтесь в это сочетание звуков – МАМА! Сколько в нем теплоты, сколько до боли близкого, до слез родного. Уважаемые мамы мы приглашаем вас на сцену для участия в конкурсе на лучшую маму.
Конкурс «Расписание».
Мамам надо вспомнить и записать расписание уроков одного из своих детей на неделю. Побеждает мама, совершившая меньше всего ошибок. Проверяют расписание дети.
Ведущий 2: Белорусский народ учит, что воспитание не простое дело, это сложный, кропотливый и длительный процесс. «Дзяцей ўзгадаваць не курак пасклікаць». «Што ў маленстве выхаваеш, на тое ў старасці абапрэшся».
Весьма актуальным является традиционный наказ: воспитание детей начинать как можно раньше, с малых лет. «Выхоўвай дзіця як у поперак лаўкі ляжыць». «Гні галінку, пакуль маладзенькая». «Не паслухаў малы, не паслухае і вялікі». Воспитание в белорусских семьях отличалось строгостью и требовательностью к детям. Большинство придерживалось мнения, что детей нельзя «распускаць», «патакаць ім». «З пестуна нічога не выйдзе». «Малому не панукай, а што трэба дай». «Да пяці год пястуй дзіця, як яечка, з сямі – пасі як авечку, тады выйдзе на чалавечка». Вместе с тем народная мудрость предостерегала от чрезмерной строгости и жестокости в воспитании детей. «Не біце дубцамі – павучайце слаўцамі».
Характерной была равная любовь ко всем детям. Белорусский народ считает: «Каторага пальца не урэж, то кожны баліць». Родители любили всех своих детей, но с особой нежностью относились к новорожденным, «немаўляткам» – детям до года, пока они не научались говорить и ходить.
Ведущий 2: Стремление к семейному счастью и семейному благополучию находит выражение в создании семейных традиций. Когда-то традиции были обязательной особенностью «объединенной» семьи, отражали нравственную позицию ее членов. Некоторые традиции могут быть полностью восприняты современной молодой семьей, другие, новые традиции отражают завоевания прежних поколений и являются общим достоянием. Создание семьи обычно начинается со вступления мужчины и женщины в брак. И первая семейная традиция –это свадебный обряд. День свадьбы отмечают ежегодно.
На сцену мы приглашаем мам и пап для очередного конкурса.
Ведущий 2: «Свадебные юбилеи». В этом конкурсе нужно назвать, как можно больше названий свадебных юбилеев. Побеждает та семейная пара, которая назовет больше названий свадебных юбилеев.
Ситцевая свадьба – празднуется через год после бракосочетания. Гости приходя с подарками из ситца.
Хлопковая – через два года. Подарки – из хлопка.
Кожаная – венчает три года.
Восковая – четыре.
Деревянная – пять лет.
Цинковая – шесть лет. Молодоженам напоминают, что, на брак, как и на оцинкованную посуду, надо наводить блеск.
Медная – после семи лет. Супруги обмениваются медными монетами, которые символизируют благополучие супружеской жизни.
Жестяная – восемь лет. Гости дарят молодоженам кухонную утварь, блестящую посуду.
Гончарная – девять лет. Дарят фаянс или фарфор.
Розовая – отмечает десятилетие совместной жизни. Приглашают свидетелей бракосочетания. Супругам обязательно дарят цветы.
Стеклянная – пятнадцать лет. Подарки - из стекла. Стекло символизирует чистые отношения между супругами.
Фарфоровая – двадцать лет. Стол принято сервировать фарфоровой посудой.
Серебряная – двадцати пятилетие. Молодожены рядом с золотыми
надевают серебряные кольца.
Жемчужная – тридцать лет. Прожитые годы - будто жемчужная нить.
Полотняная – тридцать пять лет.
Рубиновая – сорок лет. В обручальное кольцо вставляют рубин - символ огня и любви.
Золотая – венчает пятьдесят лет. Супруги обмениваются новыми золотыми кольцами.
Бриллиантовый юбилей (или платиновый) - шестьдесят лет.
Железная – шестьдесят пять лет.
Коронная – семьдесят пять лет супружеской жизни.
Ведущий 1: Родителей, как воспитателей судят по их детям. Приглашаем на сцену по одному из детей, для участия в конкурсе «Щедрые комплименты».
Дети по очереди называют ласковые слова для своих мам. Повторяться нельзя. Победителю вручается медаль «Самый ласковый (вая) сын, дочь.
Ведущий 2: На протяжении многих столетий основу семейного благополучия белорусов составлял ржаной (житний, черный) хлеб, «когда хлеб был, да ещё и картошка, то бедными себя не считали». С хлебом-солью встречали и провожали дорогих гостей, с ним шли в сваты, играли свадьбу, проводили крестины. О почетном месте хлеба в продовольственном рационе свидетельствуют белорусские поговорки: «Хлеб – усяму галава», «Хлеб будзе, дык і ўсё будзе”, “Хлеб і вада – няма голада”, “Без хлеба няма абеда”. В народной традиции хлеб использовался в качестве оберега: его брали с собой в дорогу, для будущего дома по углам нижнего венца на ночь оставляли кусочки хлеба: если они до утра исчезали, то место считалось ненадёжным и строительство дома планировали в другом месте. Считалось большим грехом бросать хлеб и выбрасывать его. Белорусы с уважением относились к хлебу, и это бережное отношение передавалось из поколения в поколение. «На столе никогда не оставалось ни одной крошки. Когда случалось, что кусочек хлеба падал на пол, его сразу же поднимали, целовали и клали на стол». Выпечка хлеба была в белорусской семье была традиционной. Вот о такой традиции расскажет в своём стихотворении «Водар хлеба» поэт, наша землячка Мария Семёновна Якимук, встречайте!
«Водар хлеба!»
Мама сама пякла хлеб i пирог,
Мы з сястрою не iшлi за парог,
А на печ усё паглядалi,
Хлеба свеженькага чакалi.
Смачны пах напаўняў пакой,
Хваляваў нас заўсёды з сястрой,
Мама з печы хлеб даставала,
Ён гарачы – нам не давала.
На ручнік яго ціхінька клала
І вадіцаю абмывала.
Ручніком белым хлеб накрывала,
Нам цярпення чакаць не хапала.
Вось скарыначку нам адламала
І з малітваю ў рукі давала,
Потым лустачку астужала,
І смачней я нічога не знала.
Памятаю той водар хлеба …
Пах скарыначккі – не забыць!
І за хлеб я дзякую неба!
Бо без хлеба не можна жыць!
Ведущий 2: В роли семейной традиции может выступать любимое всеми домочадцами блюдо — тогда его приготовление и поедание будет сопровождаться обязательным единением, всеобщей любовью, приподнятостью настроения и атмосферой праздника.
Ведущий 1: Приглашаем на сцену хранителей домашнего очага, мам прорекламировать традиционное блюдо своей семьи и угостить членов жюри.
Ведущий 2: Традиции Беларуси свято почитаются с древних времен и по наши дни. Это замечательно, что мы почитаем наших предков и свято храним традиции. Традиции и обычаи наших предков залог счастливой и крепкой семьи.
Ведущий 1: А сейчас мы приглашаем все семьи на сцену для подведения результатов конкурсов и награждения победителей.
Ведущий 2: Спасибо всем за внимания! До новых встреч!
СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА,
«ПОГОВОРИ СО МНОЮ, МАМА...»
Все участники и приглашенные на праздник мамы и бабушки сидят в зале за столиками. Звучит песня «Поговори со мною, мама...» (музыка В. Мигули, слова В. Гина). На сцене появляется группа учащихся, они читают стихотворение М. Садовского «Цифра восемь».
1-й чтец:
Еще ершится холод зимний, Восьмой всего лишь день весны. Но вот цветами золотыми Все улицы уже полны.
2-й чтец:
Воскресный день не праздный, Мальчишкам сто забот — Весенний первый праздник По улице идет!
3-й чтец:
В пушистом желтом платье Он в каждый дом проник, Восьмерку на асфальте Выводит ученик.
4-й чтец:
В безоблачную просинь Отважный летчик взмыл, Огромной цифрой «восемь» Все небо расчертил!
5-й чтец:
Сегодня цифра «восемь» Любимей всех других! Мы с праздником поздравим Всех женщин дорогих!
Учащиеся садятся за столики. Появляются двое ведущих, мальчик и девочка.
Она: Внимание! Внимание!
О н: Сегодняшний праздник посвящен Международному женскому дню — 8 Марта.
Она: Сегодня в нашей программе вы узнаете...
О н: Немного из истории весеннего праздника.
Она: Познакомитесь...
О н: С поэтической страничкой, посвященной Маме.
Она: Услышите...
О н: Праздничные поздравления.
Она: Увидите...
О н: Концерт, составленный по вашим заявкам.
Она: Итак, страничка первая...
Вместе: Историческая!
Выходит новая группа учащихся.
1-й чтец: В этом году исполняется ... лет со дня рождения замечательного праздника весны — дня 8 Марта.
2-й чтец: Международный женский день был установлен в 1910 году, на 2-й Международной конференции женщин, которая была проведена в Дании.
3-й чтец: На этой конференции, по предложению выдающейся революционерки Клары Цеткин, решено было ежегодно отмечать восьмой день весны как День международной солидарности женщин.
4-й чтец: В 1911 году этот день был отмечен в Германии, Дании, Швейцарии.
1-й чтец: В России Международный женский день впервые отмечался в 1913 году.
2-й чтец: В трудные годы Великой Отечественной войны свыше 150 тысяч женщин были награждены за боевыезаслуги орденами и медалями, 91 женщина удостоена высокого звания Героя Советского Союза.
3-й чтец: В 1965 году, в год 20-летия Великой Победы, было решено считать 8 Марта красным днем календаря, всенародным праздником.
4-й чтец: Сейчас в нашей стране более половины всех специалистов с высшим образованием — женщины. Женщин-инженеров — свыше миллиона, техников — более двух миллионов, около 270 тысяч женщин-врачей. Целую армию — свыше миллиона — составляют женщины-педагоги.
1-й чтец: Родина высоко оценила заслуги женщин.
2-й чтец: 2 миллиона женщин были награждены орденами и медалями.
3-й чтец: Около тысячи женщин — лауреаты Государственных премий.
4-й чтец: Международный женский день проходит у нас как большой праздник, прославляющий Женщину-труженицу, Женщину-мать, хранительницу домашнего очага.
За одним из столиков сидит учительница. Она встает и читает стихо- творение Л. Щипахиной «Быть женщиной».
Я знаю — на моих плечах
Все держится: дела и вещи.
Мне нравится забота женщин
Всю жизнь лелеять свой очаг.
Надеждой для ребенка быть.
В его глазах читать доверье.
Не испытать высокомерья
К тому, что надо печь и мыть.
Мне нравится в гуденье дня
Так напрягаться, сил не пряча,
Чтобы желанная удача
'Не смела обойти меня!
Быть женщиной и жить любя.
Светить и озаряться светом.
И тратить целый век себя.
Какая честь в призванье этом!
Учащиеся вручают учительнице цветы и садятся на места. Звучит песня «Мама» (музыка А. Броневицкого, слова О. Милявского).
Ведущие: Страничка вторая, поэтическая!
Выходит группа учащихся.
1-й чтец: Самое прекрасное слово на земле — МАМА.
2-й чтец: Это первое слово, которое произносит человек и которое есть в языке любого народа.
3-й чтец: На всех языках это священное слово звучит одинаково нежно и ласково, светло и значительно.
4-й чтец: По-русски — мама, матушка.
5-й чтец: По-украински — ненька.
6-й чтец: По-киргизски — апа.
7-й чтец: По-грузински — дэда.
8-й чтец: По-осетински — нана.
1-й чтец: От чистого сердца, Простыми словами Давайте, друзья, Потолкуем о маме!
Звучит песня «Здравствуй, мама!» (музыка Д. Тухманова, слова Р. Рождественского).
2-й чтец:
С днем 8 Марта, с праздником весенним! С первыми цветами в этот светлый час. Знайте, мамы, мы вас любим, ценим, Мамы Петербурга, поздравляем вас!
3-й чтец:
Наши мамы — солнышко в дому: Светит, греет и белье стирает; В день 8 Марта потому Всякий от души их поздравляет!
4-й чтец:
Наши мамы славятся трудом За прилавком, в офисах, больницах. И достаток этим вносят в дом, Продолжая даже в нем трудиться.
5-й чтец:
Мамы водят теплоходы, Ткут сверх плана полотно, Строят школы и заводы И снимаются в кино.
6-й чтец:
Наши мамы есть в газете, Их найдете вы везде: В магазине и в Собесе, В Министерстве и в Суде.
7-й чтец:
В строгом мама платье или пестром - От души ее благодарим. Всем мамам, бабушкам и сестрам Мы вновь «спасибо» говорим!
8-й чтец:
И докторам, что нам дают От гриппа порошки, И поварам, что-нам пекут К обеду пирожки.
1-й чтец:
И тем, кто детям платья шьет, В театре выступает, Тетради в клетку продает, Тем, кто их проверяет.
2-й чтец:
Наши мамы с отцами рядом Созидают богатства страны, И работой, и ласковым взглядом Помогают в этом они.
3-й ч т е ц:
Мир для нас защищать готова " Смелым сердцем любая мать! И ее оружие — слово — У нее никому не отнять!
4-й чтец:
Вот им-то — самым нашим любимым, Самым хорошим, самым родным, Самым милым, неотразимым, Самым красивым и молодым —
Хором: Наш сердечный привет!
5-й чтец: Максим Горький писал: «Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя, вся гордость мира — от Матерей!»
6-й чтец: А вот что сказал Некрасов: «Женщина — великое слово. В ней чистота девушки, в ней самоотверженность подруги, в ней — подвиг матери».
7-й чтец: Расул Гамзатов писал: «Мать является душой мира, ее началом и бесконечностью. Сна — живая душа, большая судьба, предмет любви и вдохновенья. Слово „мама" не может нас не заставить вздрогнуть, почувствовать тепло и свет».
8-й чтец: Я прочитаю вам отрывок из статьи Расула Гамзатова: «Не забываю одну памятную пресс-конференцию, когда Валентина Терешкова вернулась из космического полета. Среди других вопросов ей был задан несколько неожиданный: кто ваш самый любимый человек? Валя ответила одним коротким, точным, красивым словом — Мама. Все притихли, никто не мог не согласиться с ней. Не знаю, но в этот миг я больше радовался ее ответу, нежели совершенному ею героическому полету в космос. И сейчас, когда встречаю Валентину Терешкову и ее маму, я вспоминаю этот случай. Горец выполнит все условия любимой женщины, но посчитает большим позором, когда ради нее начинает забывать маму. Сколько матерей ушло из жизни, оставив нас как завещание и для страны, и для людей?!»
Звучит песня «Мама» (музыка В. Гаврилина, слова А. Шульгиной).
1-й чтец (читает отрывок из поэмы Р. Гамзатова «Берегите матерей!»)'. Воспеваю то, что вечно ново, И хотя совсем не гимн пою, Но в душе родившееся слово Обретает музыку свою. Слово это — зов и заклинанье, В этом слове — сущего душа. Это — искра первая сознанья, Первая улыбка малыша. Слово это сроду не обманет, В нем сокрыто жизни существо. В нем — исток всего. Ему конца нет. Встаньте!..
Все учащиеся встают.
Я произношу его: Мама!
2-й чтец (читает стихотворение
Н. Рыленкова):
Я помню руки матери моей, Что утирали слезы мне когда-то, В пригоршнях приносили мне с полей Все, чем весна в родном краю богата. Я помню руки матери моей, Суровой ласки редкие мгновенья. Я становился лучше и сильней От каждого ее прикосновенья. Я помню руки матери моей, И я хочу, чтоб повторяли дети: «Натруженные руки матерей, Святее вас нет ничего на свете!»
3-й чтец: С уважением и признательностью смотрим мы на человека, до седых волос благоговейно произносящего имя своей матери и почтительно оберегающего ее старость. По отношению человека к матери определяют его ценность.
4-й чтец: Материнская любовь окрыляет, придает силы слабому, сомневающемуся, вдохновляет на подвиг. Сколько поэтов, композиторов, художников создали замечательные произведения о матери!
5-й чтец: Безмерна наша ответственность перед матерями. Задумаемся: достаточно ли внимательны, добры мы к своим мамам. И не только задумаемся...
Ведущие читают отрывок из поэмы С. Острового «Мать».
Она:
Первое слово ребенок сказал:
— Мама!
О н: Вырос. Солдатом пошел на вокзал:
— Мама!
Она: Вот он в атаке на дымную землю упал:
— Мама!
Он: Встал и пошел. И губами горячими к жизни припал:
— Мама!
Вместе: Люди! Братья мои! Берегите своих матерей! Настоящая Мать человеку Дается однажды.
Звучит песня «Оренбургский пуховый платок» {музыка Г. Пономарей- ко, слова В. Бокова). Учащиеся садятся на места.
Ведущие: Страничка третья, поздравительная! Выходит группа мальчиков.
1-й чтец:
Нашим мамам в день весенний Шлет привет сама весна: Звон ручьев и птичье пенье Дарит к празднику она. Солнце ярче светит нам В светлый праздник наших мам!
2-й чтец:
Милые, добрые, славные, Прогоните усталости тень! Вам — цветы и признания главные
Хором: В этот радостный женский день!
3-й чтец:
8 Марта — день чудесный, Сияет солнце во дворе. Я принесу сегодня — честно! — Пятерку маме в дневнике.
Земля от сна уже проснулась, И мама солнцу улыбнулась. А солнце скажет ей: «Весна!» И будет счастлива она.
4-й чтец:
"Мамочка, милая, нежная, славная, Добрая, умная и лучезарная, В ладонях я счастье тебе подарю, «Спасибо* за все я тебе говорю.
5-й чтец (читает стихотворение И. Дружинина)'. Мама, ты сколько ночей над моим изголовьем Тихо склонялась, забыв о покое и сне. Мама, хочу на заботу ответить любовью, Знаю: ты столько хорошего сделала мне. Стану я взрослым, я буду отважным и смелым, Многое, многое в жизни, наверно, смогу, Но что ни свершу я и что я на свете ни сделаю, Я перед мамою в вечном останусь долгу!
6-й чтец:
Окончились морозы — Бегу я налегке И веточку мимозы Сжимаю в кулаке. И моего веселья Ты, тучка, не задень: Сегодня — День весенний, Сегодня — мамин день! Везде стучат капели, Как строчки телеграмм:
Хором:
— А вы, друзья, успели Поздравить ваших мам?
Учащиеся преподносят цветы мамам, бабушкам, приглашенным на
праздник. Мальчики садятся на места. Две девочки в сарафанчиках и в
платочках поют частушки и пляшут.
1-я девочка: Мы с Еленою подружки, Ходим мы всегда вдвоем.
2-я девочка: А сегодня мы частушки Нашим мама пропоем.
1-я девочка: Целый день 8 Марта Таня пол мела с азартом,
2-я девочка: А девятого числа Веник в руки не взяла.
1-я девочка: Закопченную кастрюлю Юля чистила песком,
2-я девочка: Три часа в корыте Юлю Мыла бабушка потом.
1-я девочка: В поезд входят три юнната: — Ух, народу сколько тут!
2-я девочка: Занимай места, ребята, А то бабушки займут!
1-я девочка: Оля верила приметам, Чтоб успеть по всем предметам.
2-я девочка: Но, увы, от всех примет Для ученья пользы нет.
1-я девочка: Ира книг читает мало, — У нее всегда дела.
2-я девочка: Книгу целый год держала, А ни строчки не прочла.
1-я девочка. Если Жанна щурит глазки, — Значит, ждет она подсказки.
2-я девочка: Зря не щурь ты, Жанна, глаз: Не подскажем в этот раз.
1-я девочка: Вы не верьте, будто Леня Скромный мальчик и тихоня.
2-я девочка: Он, когда домой придет, Так орет, что страх берет.
1-я девочка: Мы немного пошутили,
2-я девочка: Посмеялись над собой,
Вместе:
Если что присочинили — Так проступок небольшой!
Садятся на места.
Ведущие: Страничка четвертая, музыкальная!
Она:
На земле хороших людей немало, Сердечных людей немало. И все-таки лучше всех на земле — мама. Моя мама.
О н: Мама! У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют.
Она: Все на свете могут наши мамы — не умеют только не стареть!
О н: У мамы самое верное и чуткое сердце, оно ни к чему не остается равнодушным.
О н а: И сколько бы ни было тебе лет, тебе всегда нужна мама, ее ласка, ее взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь.
О н: Дорогие наши мамы и бабушки! Сейчас вы увидите небольшой концерт,
Она: составленный по вашим заявкам
О н: и подготовленный учащимися нашего класса, —
Она: вашими детьми и внуками,
О н: будущими Народными артистами!
Ведущие объявляют номера праздничного концерта.
Она (после концерта): Вас поздравляем с Женским днем, С весной желанной, и капелью, И ярким солнечным лучом, И птиц весенних звонкой трелью! Желаем дней побольше ясных, Побольше света и добра, Здоровья, радости, успехов, Покоя, счастья и тепла!
О н: Дорогие наши мамы и бабушки! Еще раз от всей души поздравляем вас с праздником! Пусть же в первый весенний праздник ваши лица сияют улыбками! Пусть этот день не забывается целый год!
Звучит песня «Поговори со мною, мама...», с которой начинался праздник.
Сценарий семейной гостиной
«Традиции счастливой белорусской семьи»
Цель: Воспитание чувств любви и гордости за свою семью, привитие семейных традиций.
Задачи:
Целевая аудитория: четыре многодетные семьи учеников 5-х класов – участники, остальные семьи зрители.
Оборудование: микрофоны, колонки, ноутбук, мультимедийная установка. Помещение для праздника оформляется в народном стиле (скатерти, полотенца, покрывала, вышивки, ведущие в национальных костюмах).
Приглашённые: поэт Мария Семёновна Якимук.
Ход мероприятия.
Ведущий 1: Добрый день, дорогие гости! Мы приветствуем вас на семейной гостиной. 15 мая во всем мире отмечается Международный день семьи. Мы хотим всех присутствующих поздравить с этим замечательным праздником!
Ведущий 2: Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это великая сила, которая воспитывает человека, предопределяет его будущую судьбу, наполняет его родительским теплом на всю жизнь. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.
Ведущий 1: Настоящее счастье – иметь семью, в которой царят взаимопонимание и согласие.
– Л.Н. Толстой писал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
Ведущий 2: В семейном кругу мы с вами растем.
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
Ведущий 1: Каждая семья – это свой мир, свои законы, привычки, уклад, обычаи, атмосфера и традиции.
Традиции — это то, что передаётся из поколения в поколение.
Ведущий 2: Семейная гостиная посвящена связи традиций белорусского народа и современной семьи.
Ведущий 1: Разрешите представить на нашем мероприятии семьи, которые будут участвовать в сегодняшнем мероприятии и соревноваться за звание лучшей семьи! Знакомитесь, наши семьи, приглашаем их на сцену. (Представление семей)
Ведущий 2: С давних пор семья рассматривалась как основа воспитания ребенка. Белорусские народные традиции закладывались в крестьянской семье и передавались из поколения в поколение.Традиционно воспитание белорусских детей осуществлялось в многодетной семье. Характерным для крестьянской семьи было от 1 до 7 детей. Рождение детей в семье было радостью: «Многа дзяцей – многа клопату, але і радасці шмат». Многодетная семья считалась идеальной, ибо благосостояние зависело от того, сколько в ней тружеников. Недаром в песне молодой муж просит жену:
Радзі мне дзевяць сыноў,
А дзесятую дочку…
Сыны будуть поле баранаваць.
А дачка хустачкі ткаць.
Кроме того, стремление иметь много детей было связано еще с тем, что в большой семье легче воспитывать детей. Не случайно народная мудрость гласит: «Адно дзіця – не дзіця, двое дзяцей – палова дзіцяці, трое дзяцей –гэта дзіця».
Ведущий 1: Семьи, как правило, были многопоколенными. Большие семьи состояли из нескольких малых. Кроме детей и родителей, в семье были бабушка и дедушка, замужние и незамужние тети, дяди, их дети. Система родственных отношений позволяла совсем маленьким детям усваивать первые понятия родства: «отец», «мать», «брат», «сестра», «дедушка», «бабушка», «дядя», «тетя». Кроме того, дети ориентировались и в таких понятиях, как «братавая» (жена мужа), «деверь» (брат мужа), «невестка» (жена сына), «пасестра» (двоюродная сестра).
Ведущий 2: Человек рождается на свет, растёт, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни? Издавна одной из традиций в белорусских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную. Например, в родословной русского поэта А.С. Пушкина пять тысяч исторических имён, и историки даже усмотрели в его родословной белорусские корни. А каковы ваши корни?
Ведущий 1: Приглашаем семьи представить своё генеалогическое древо, рассказав небольшой рассказ о своих корнях, своей семье.
Ведущий 2: Дмитрук Анна выступает с песней «Мой родны кут, як ты мне милы … ».
Ведущий 1: Белорусский народ отмечает влияние наследственности в становлении личности ребенка, как в физическом, так и моральном. Забота о выборе физически крепкого жениха и невесты, рождении здорового ребенка проходит красной нитью через всю белорусскую народную педагогику. «Сава не народзіць сокала», «Як добрае семя, дык добрае племя», «Які род, такі плод», «І мой бацька такі маўся, і я ў яго ўдаўся», «Ад добрага кораня – добры парастак».
Ведущий 2: Истинным авторитетом в семье по праву являлся отец. Он был главный и полноправный хозяин, главный советчик. Все члены семьи, дети и мать, подчинялись отцу. «Бацькоўскае слова дарэмна не гаворыцца». «Свой бацька насварыцца і пашкадуе». «Хлеба не станець – бацька дастанець». Отец относился к дочери со строгостью. «Бацька не матуля: не пацалуе і не прытуле». Но по традиции в хороших крепких сельских семьях отец заботился о ней, часто в праздники делал подарки. У дочерей отец воспитывал аккуратность, рассудительность, приветливость, сердечность и деликатность. С малых лет отец воспитывал сыновей как будущих хозяев и работников. Важнейшими качествами, которые воспитывались у мальчиков были трудолюбие, самостоятельность, ответственность.
Ведущий 1: Приглашаем на сцену пап. Так, как папы в семье самые сильные, предлагаю поучаствовать в конкурсе «Силач». Папы должны выжать одной рукой как можно больше сока из половины лимона или апельсина. Побеждает тот, у кого сока получится больше. (Победителю вручается медаль, самый сильный).
Ведущий 2: Традиционно основным воспитателем ребенка считалась мать. «Якая матка, такое й дзіцятка». «Ніхто дзецям так не спагадае, як матка радная».
Главной обязанностью матери являлось воспитание детей. «Не тая маці, што нарадзіла, а тая, што ўскарміла». Все мысли и заботы матери были о детях. «Маці сама не з’есць, а дзіцё накорміць». «Як дзіця плача, у маткі сэрца з болю, скача». Народная мудрость является подтверждением этому: «Пры сонейку цепла, пры маці добра».
С момента рождения дети находились под присмотром матери. Мальчиков она опекала до 14–16 лет, пока они не становились помощниками по хозяйству. С малых лет мать приучала дочку к ведению домашних дел: учила готовить еду, убирать в доме, шить, вязать, ткать и др., тем самым готовила к будущей семейной жизни, выполнению основной функции женщины – материнству.
Сына, как будущего работника, хозяина, главы дома, мать с детства приучала заботиться о других членах семьи, выполнять более тяжелую и сложную работу, принимать самостоятельные решения, проявлять силу духа, физическую крепость.
Ведущий 2: Для вас поёт Дмитрук Анна с песней «Мама, мамочка».
Ведущий 1: «Мама!» - это первое слово, которое произносит человек. Вслушайтесь в это сочетание звуков – МАМА! Сколько в нем теплоты, сколько до боли близкого, до слез родного. Уважаемые мамы мы приглашаем вас на сцену для участия в конкурсе на лучшую маму.
Конкурс «Расписание».
Мамам надо вспомнить и записать расписание уроков одного из своих детей на неделю. Побеждает мама, совершившая меньше всего ошибок. Проверяют расписание дети.
Ведущий 2: Белорусский народ учит, что воспитание не простое дело, это сложный, кропотливый и длительный процесс. «Дзяцей ўзгадаваць не курак пасклікаць». «Што ў маленстве выхаваеш, на тое ў старасці абапрэшся».
Весьма актуальным является традиционный наказ: воспитание детей начинать как можно раньше, с малых лет. «Выхоўвай дзіця як у поперак лаўкі ляжыць». «Гні галінку, пакуль маладзенькая». «Не паслухаў малы, не паслухае і вялікі». Воспитание в белорусских семьях отличалось строгостью и требовательностью к детям. Большинство придерживалось мнения, что детей нельзя «распускаць», «патакаць ім». «З пестуна нічога не выйдзе». «Малому не панукай, а што трэба дай». «Да пяці год пястуй дзіця, як яечка, з сямі – пасі як авечку, тады выйдзе на чалавечка». Вместе с тем народная мудрость предостерегала от чрезмерной строгости и жестокости в воспитании детей. «Не біце дубцамі – павучайце слаўцамі».
Характерной была равная любовь ко всем детям. Белорусский народ считает: «Каторага пальца не урэж, то кожны баліць». Родители любили всех своих детей, но с особой нежностью относились к новорожденным, «немаўляткам» – детям до года, пока они не научались говорить и ходить.
Ведущий 2: Стремление к семейному счастью и семейному благополучию находит выражение в создании семейных традиций. Когда-то традиции были обязательной особенностью «объединенной» семьи, отражали нравственную позицию ее членов. Некоторые традиции могут быть полностью восприняты современной молодой семьей, другие, новые традиции отражают завоевания прежних поколений и являются общим достоянием. Создание семьи обычно начинается со вступления мужчины и женщины в брак. И первая семейная традиция –это свадебный обряд. День свадьбы отмечают ежегодно.
На сцену мы приглашаем мам и пап для очередного конкурса.
Ведущий 2: «Свадебные юбилеи». В этом конкурсе нужно назвать, как можно больше названий свадебных юбилеев. Побеждает та семейная пара, которая назовет больше названий свадебных юбилеев.
Ситцевая свадьба – празднуется через год после бракосочетания. Гости приходя с подарками из ситца.
Хлопковая – через два года. Подарки – из хлопка.
Кожаная – венчает три года.
Восковая – четыре.
Деревянная – пять лет.
Цинковая – шесть лет. Молодоженам напоминают, что, на брак, как и на оцинкованную посуду, надо наводить блеск.
Медная – после семи лет. Супруги обмениваются медными монетами, которые символизируют благополучие супружеской жизни.
Жестяная – восемь лет. Гости дарят молодоженам кухонную утварь, блестящую посуду.
Гончарная – девять лет. Дарят фаянс или фарфор.
Розовая – отмечает десятилетие совместной жизни. Приглашают свидетелей бракосочетания. Супругам обязательно дарят цветы.
Стеклянная – пятнадцать лет. Подарки - из стекла. Стекло символизирует чистые отношения между супругами.
Фарфоровая – двадцать лет. Стол принято сервировать фарфоровой посудой.
Серебряная – двадцати пятилетие. Молодожены рядом с золотыми
надевают серебряные кольца.
Жемчужная – тридцать лет. Прожитые годы - будто жемчужная нить.
Полотняная – тридцать пять лет.
Рубиновая – сорок лет. В обручальное кольцо вставляют рубин - символ огня и любви.
Золотая – венчает пятьдесят лет. Супруги обмениваются новыми золотыми кольцами.
Бриллиантовый юбилей (или платиновый) - шестьдесят лет.
Железная – шестьдесят пять лет.
Коронная – семьдесят пять лет супружеской жизни.
Ведущий 1: Родителей, как воспитателей судят по их детям. Приглашаем на сцену по одному из детей, для участия в конкурсе «Щедрые комплименты».
Дети по очереди называют ласковые слова для своих мам. Повторяться нельзя. Победителю вручается медаль «Самый ласковый (вая) сын, дочь.
Ведущий 2: На протяжении многих столетий основу семейного благополучия белорусов составлял ржаной (житний, черный) хлеб, «когда хлеб был, да ещё и картошка, то бедными себя не считали». С хлебом-солью встречали и провожали дорогих гостей, с ним шли в сваты, играли свадьбу, проводили крестины. О почетном месте хлеба в продовольственном рационе свидетельствуют белорусские поговорки: «Хлеб – усяму галава», «Хлеб будзе, дык і ўсё будзе”, “Хлеб і вада – няма голада”, “Без хлеба няма абеда”. В народной традиции хлеб использовался в качестве оберега: его брали с собой в дорогу, для будущего дома по углам нижнего венца на ночь оставляли кусочки хлеба: если они до утра исчезали, то место считалось ненадёжным и строительство дома планировали в другом месте. Считалось большим грехом бросать хлеб и выбрасывать его. Белорусы с уважением относились к хлебу, и это бережное отношение передавалось из поколения в поколение. «На столе никогда не оставалось ни одной крошки. Когда случалось, что кусочек хлеба падал на пол, его сразу же поднимали, целовали и клали на стол». Выпечка хлеба была в белорусской семье была традиционной. Вот о такой традиции расскажет в своём стихотворении «Водар хлеба» поэт, наша землячка Мария Семёновна Якимук, встречайте!
«Водар хлеба!»
Мама сама пякла хлеб i пирог,
Мы з сястрою не iшлi за парог,
А на печ усё паглядалi,
Хлеба свеженькага чакалi.
Смачны пах напаўняў пакой,
Хваляваў нас заўсёды з сястрой,
Мама з печы хлеб даставала,
Ён гарачы – нам не давала.
На ручнік яго ціхінька клала
І вадіцаю абмывала.
Ручніком белым хлеб накрывала,
Нам цярпення чакаць не хапала.
Вось скарыначку нам адламала
І з малітваю ў рукі давала,
Потым лустачку астужала,
І смачней я нічога не знала.
Памятаю той водар хлеба …
Пах скарыначккі – не забыць!
І за хлеб я дзякую неба!
Бо без хлеба не можна жыць!
Ведущий 2: В роли семейной традиции может выступать любимое всеми домочадцами блюдо — тогда его приготовление и поедание будет сопровождаться обязательным единением, всеобщей любовью, приподнятостью настроения и атмосферой праздника.
Ведущий 1: Приглашаем на сцену хранителей домашнего очага, мам прорекламировать традиционное блюдо своей семьи и угостить членов жюри.
Ведущий 2: Традиции Беларуси свято почитаются с древних времен и по наши дни. Это замечательно, что мы почитаем наших предков и свято храним традиции. Традиции и обычаи наших предков залог счастливой и крепкой семьи.
Ведущий 1: А сейчас мы приглашаем все семьи на сцену для подведения результатов конкурсов и награждения победителей.
Ведущий 2: Спасибо всем за внимания! До новых встреч!
Приложение1.
Домашнее задание семьям за 2 месяца ( участие детей обязательно).
Оценивается наличие рецепта, оформление блюда, ну и вкусовые качества.