Мероприятия

Семейная гостиная «Традиции счастливой белорусской семьи»

Форма проведения: семейная гостиная.

Цель: Воспитание чувств любви и гордости за свою семью, привитие семейных традиций.

Задачи:

  • Развивать интерес к семейным традициям;
  • Формировать положительное отношение, уважение к семьям одноклассников;
  • Воспитывать толерантность в детях и их родителях.

Целевая аудитория: четыре многодетные семьи учеников 5-х класов – участники, остальные семьи зрители.

Оборудование: микрофоны, колонки, ноутбук, мультимедийная установка. Помещение для праздника оформляется в народном стиле (скатерти, полотенца, покрывала, вышивки, ведущие в национальных костюмах).

Приглашённые: поэт Мария Семёновна Якимук.

Ход мероприятия.

Ведущий 1: Добрый день, дорогие гости! Мы приветствуем вас на семейной гостиной. 15 мая во всем мире отмечается Международный день семьи. Мы хотим всех присутствующих поздравить с этим замечательным праздником!

Ведущий 2: Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это великая сила, которая воспитывает человека, предопределяет его будущую судьбу, наполняет его родительским теплом на всю жизнь. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

Ведущий 1: Настоящее счастье – иметь семью, в которой царят взаимопонимание и согласие.

– Л.Н. Толстой писал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

Ведущий 2:  В семейном кругу мы с вами растем.

                      Основа основ – родительский дом.

                      В семейном кругу все корни твои,

                      И в жизнь ты входишь из семьи.

                      В семейном кругу мы жизнь создаем,

                      Основа основ – родительский дом.

Ведущий 1: Каждая семья – это свой мир, свои законы, привычки, уклад, обычаи, атмосфера и традиции.

Традиции — это то, что передаётся из поколения в поколение.

Ведущий 2: Семейная гостиная посвящена связи традиций белорусского народа и современной семьи.

Ведущий 1: Разрешите представить на нашем мероприятии семьи, которые будут участвовать в сегодняшнем мероприятии и соревноваться за звание лучшей семьи! Знакомитесь, наши семьи, приглашаем их на сцену. (Представление семей)

Ведущий 2: С давних пор семья рассматривалась как основа воспитания ребенка. Белорусские народные традиции закладывались в крестьянской семье и передавались из поколения в поколение.Традиционно воспитание белорусских детей осуществлялось в многодетной семье. Характерным для крестьянской семьи было от 1 до 7 детей. Рождение детей в семье было радостью: «Многа дзяцей – многа клопату, але і радасці шмат». Многодетная семья считалась идеальной, ибо благосостояние зависело от того, сколько в ней тружеников. Недаром в песне молодой муж просит жену:

Радзі мне дзевяць сыноў,

А дзесятую дочку…

Сыны будуть поле баранаваць.

А дачка хустачкі ткаць.

Кроме того, стремление иметь много детей было связано еще с тем, что в большой семье легче воспитывать детей. Не случайно народная мудрость гласит: «Адно дзіця – не дзіця, двое дзяцей – палова дзіцяці, трое дзяцей –гэта дзіця».

Ведущий 1: Семьи, как правило, были многопоколенными.  Большие семьи состояли из нескольких малых. Кроме детей и родителей, в семье были бабушка и дедушка, замужние и незамужние тети, дяди, их дети. Система родственных отношений позволяла совсем маленьким детям усваивать первые понятия родства: «отец», «мать», «брат», «сестра», «дедушка», «бабушка», «дядя», «тетя». Кроме того, дети ориентировались и в таких понятиях, как «братавая» (жена мужа), «деверь» (брат мужа), «невестка» (жена сына), «пасестра» (двоюродная сестра).

Ведущий 2: Человек рождается на свет, растёт, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?  Издавна одной из традиций в белорусских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную. Например, в родословной русского поэта А.С. Пушкина пять тысяч исторических имён, и историки даже усмотрели в его родословной белорусские корни. А каковы ваши корни?

Ведущий 1: Приглашаем семьи представить своё генеалогическое древо, рассказав небольшой рассказ о своих корнях, своей семье.

Ведущий 2: Дмитрук Анна выступает с песней «Мой родны кут, як ты мне милы … ».  

Ведущий 1: Белорусский народ отмечает влияние наследственности в становлении личности ребенка, как в физическом, так и моральном. Забота о выборе физически крепкого жениха и невесты, рождении здорового ребенка проходит красной нитью через всю белорусскую народную педагогику. «Сава не народзіць сокала», «Як добрае семя, дык добрае племя», «Які род, такі плод», «І мой бацька такі маўся, і я ў яго ўдаўся», «Ад добрага кораня – добры парастак».

Ведущий 2: Истинным авторитетом в семье по праву являлся отец. Он был главный и полноправный хозяин, главный советчик. Все члены семьи, дети и мать, подчинялись отцу. «Бацькоўскае слова дарэмна не гаворыцца». «Свой бацька насварыцца і пашкадуе». «Хлеба не станець – бацька дастанець». Отец относился к дочери со строгостью. «Бацька не матуля: не пацалуе і не прытуле». Но по традиции в хороших крепких сельских семьях отец заботился о ней, часто в праздники делал подарки. У дочерей отец воспитывал аккуратность, рассудительность, приветливость, сердечность и деликатность. С малых лет отец воспитывал сыновей как будущих хозяев и работников. Важнейшими качествами, которые воспитывались у мальчиков были трудолюбие, самостоятельность, ответственность.

Ведущий 1: Приглашаем на сцену пап. Так, как папы в семье самые сильные, предлагаю поучаствовать в конкурсе «Силач». Папы должны выжать одной рукой как можно больше сока из половины лимона или апельсина.  Побеждает тот, у кого сока получится больше. (Победителю вручается медаль, самый сильный).

Ведущий 2: Традиционно основным воспитателем ребенка считалась мать. «Якая матка, такое й дзіцятка». «Ніхто дзецям так не спагадае, як матка радная».

Главной обязанностью матери являлось воспитание детей. «Не тая маці, што нарадзіла, а тая, што ўскарміла». Все мысли и заботы матери были о детях. «Маці сама не з’есць, а дзіцё накорміць». «Як дзіця плача, у маткі сэрца з болю, скача». Народная мудрость является подтверждением этому: «Пры сонейку цепла, пры маці добра».

С момента рождения дети находились под присмотром матери. Мальчиков она опекала до 14–16 лет, пока они не становились помощниками по хозяйству. С малых лет мать приучала дочку к ведению домашних дел: учила готовить еду, убирать в доме, шить, вязать, ткать и др., тем самым готовила к будущей семейной жизни, выполнению основной функции женщины – материнству.

Сына, как будущего работника, хозяина, главы дома, мать с детства приучала заботиться о других членах семьи, выполнять более тяжелую и сложную работу, принимать самостоятельные решения, проявлять силу духа, физическую крепость.

Ведущий 2: Для вас поёт Дмитрук Анна с песней «Мама, мамочка».

Ведущий 1: «Мама!» - это первое слово, которое произносит человек. Вслушайтесь в это сочетание звуков – МАМА! Сколько в нем теплоты, сколько до боли близкого, до слез родного. Уважаемые мамы мы приглашаем вас на сцену для участия в конкурсе на лучшую маму.

Конкурс «Расписание».

Мамам надо вспомнить и записать расписание уроков одного из своих детей на неделю. Побеждает мама, совершившая меньше всего ошибок. Проверяют расписание дети.

Ведущий 2: Белорусский народ учит, что воспитание не простое дело, это сложный, кропотливый и длительный процесс. «Дзяцей ўзгадаваць не курак пасклікаць». «Што ў маленстве выхаваеш, на тое ў старасці абапрэшся».

Весьма актуальным является традиционный наказ: воспитание детей начинать как можно раньше, с малых лет. «Выхоўвай дзіця як у поперак лаўкі ляжыць». «Гні галінку, пакуль маладзенькая». «Не паслухаў малы, не паслухае і вялікі». Воспитание в белорусских семьях отличалось строгостью и требовательностью к детям. Большинство придерживалось мнения, что детей нельзя «распускаць», «патакаць ім». «З пестуна нічога не выйдзе». «Малому не панукай, а што трэба дай». «Да пяці год пястуй дзіця, як яечка, з сямі – пасі як авечку, тады выйдзе на чалавечка». Вместе с тем народная мудрость предостерегала от чрезмерной строгости и жестокости в воспитании детей. «Не біце дубцамі – павучайце слаўцамі».

Характерной была равная любовь ко всем детям. Белорусский народ считает: «Каторага пальца не урэж, то кожны баліць». Родители любили всех своих детей, но с особой нежностью относились к новорожденным, «немаўляткам» – детям до года, пока они не научались говорить и ходить.

Ведущий 2: Стремление к семейному счастью и семейному благополучию находит выражение в создании семейных традиций. Когда-то традиции были обязательной особенностью «объединенной» семьи, отражали нравственную позицию ее членов. Некоторые традиции могут быть полностью восприняты современной молодой семьей, другие, новые традиции отражают завоевания прежних поколений  и являются общим достоянием. Создание семьи обычно начинается со вступления мужчины и женщины в брак. И первая семейная традиция –это свадебный обряд. День свадьбы отмечают ежегодно.

На сцену мы приглашаем мам и пап для очередного конкурса.

Ведущий 2: «Свадебные юбилеи». В этом конкурсе нужно назвать, как можно больше названий свадебных юбилеев. Побеждает та семейная пара, которая назовет больше названий свадебных юбилеев.

Ситцевая свадьба – празднуется через год после бракосочетания. Гости приходя с подарками из ситца.

Хлопковая – через два года. Подарки – из хлопка.

Кожаная – венчает три года.

Восковая – четыре.

Деревянная – пять лет.

Цинковая – шесть лет. Молодоженам напоминают, что, на брак, как и на оцинкованную посуду, надо наводить блеск.

Медная – после семи лет. Супруги обмениваются медными монетами, которые символизируют благополучие супружеской жизни.

Жестяная – восемь лет. Гости дарят молодоженам кухонную утварь, блестящую посуду.

Гончарная – девять лет. Дарят фаянс или фарфор.

Розовая – отмечает десятилетие совместной жизни. Приглашают свидетелей бракосочетания. Супругам обязательно дарят цветы.

Стеклянная – пятнадцать лет. Подарки - из стекла. Стекло символизирует чистые отношения между супругами.

Фарфоровая – двадцать лет. Стол принято сервировать фарфоровой посудой.

Серебряная – двадцати пятилетие. Молодожены рядом с золотыми

надевают серебряные кольца.

Жемчужная – тридцать лет. Прожитые годы - будто жемчужная нить.

Полотняная – тридцать пять лет.

Рубиновая – сорок лет. В обручальное кольцо вставляют рубин - символ огня и любви.

Золотая – венчает пятьдесят лет. Супруги обмениваются новыми золотыми кольцами.

Бриллиантовый юбилей (или платиновый) - шестьдесят лет.

Железная – шестьдесят пять лет.

Коронная – семьдесят пять лет супружеской жизни.

Ведущий 1: Родителей, как воспитателей судят по их детям. Приглашаем на сцену по одному из детей, для участия в конкурсе «Щедрые комплименты».

Дети по очереди называют ласковые слова для своих мам. Повторяться нельзя. Победителю вручается медаль «Самый ласковый (вая) сын, дочь.

Ведущий 2: На протяжении многих столетий основу семейного благополучия белорусов составлял ржаной (житний, черный) хлеб, «когда хлеб был, да ещё и картошка, то бедными себя не считали». С хлебом-солью встречали и провожали дорогих гостей, с ним шли в сваты, играли свадьбу, проводили крестины. О почетном месте хлеба в продовольственном рационе свидетельствуют белорусские поговорки: «Хлеб – усяму галава», «Хлеб будзе, дык і ўсё будзе”, “Хлеб і вада – няма голада”, “Без хлеба няма абеда”. В народной традиции хлеб использовался в качестве оберега: его брали с собой в дорогу, для будущего дома по углам нижнего венца на ночь оставляли кусочки хлеба: если они до утра исчезали, то место считалось ненадёжным и строительство дома планировали в другом месте. Считалось большим грехом бросать хлеб и выбрасывать его. Белорусы с уважением относились к хлебу, и это бережное отношение передавалось из поколения в поколение. «На столе никогда не оставалось ни одной крошки. Когда случалось, что кусочек хлеба падал на пол, его сразу же поднимали, целовали и клали на стол». Выпечка хлеба была в белорусской семье была традиционной. Вот о такой традиции расскажет в своём стихотворении «Водар хлеба» поэт, наша землячка Мария Семёновна Якимук, встречайте!

«Водар хлеба!»

Мама сама пякла хлеб i пирог,

Мы з сястрою не iшлi за парог,

А на печ усё паглядалi,

Хлеба свеженькага чакалi.

 

Смачны пах напаўняў пакой,

Хваляваў нас заўсёды з сястрой,

Мама з печы хлеб даставала,

Ён гарачы – нам не давала.

 

На ручнік яго ціхінька клала

І вадіцаю абмывала.

Ручніком белым хлеб накрывала,

Нам цярпення чакаць не хапала.

 

Вось скарыначку нам адламала

І з малітваю ў рукі давала,

Потым лустачку астужала,

І смачней я нічога не знала.

 

Памятаю той водар хлеба …

Пах скарыначккі – не забыць!

І за хлеб я дзякую неба!

Бо без хлеба не можна жыць!

          Ведущий 2: В роли семейной традиции может выступать любимое всеми домочадцами блюдо — тогда его приготовление и поедание будет сопровождаться обязательным единением, всеобщей любовью, приподнятостью настроения и атмосферой праздника.

 Ведущий 1: Приглашаем на сцену хранителей домашнего очага, мам прорекламировать традиционное блюдо своей семьи и угостить членов жюри.  

Ведущий 2: Традиции Беларуси свято почитаются с древних времен и по наши дни. Это замечательно, что мы почитаем наших предков и свято храним традиции. Традиции и обычаи наших предков залог счастливой и крепкой семьи.

Ведущий 1: А сейчас мы приглашаем все семьи на сцену для подведения результатов конкурсов и награждения победителей.

Ведущий 2: Спасибо всем за внимания! До новых встреч!

 

свернуть

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА, «ПОГОВОРИ СО МНОЮ, МАМА...» 5 класса

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА,

«ПОГОВОРИ СО МНОЮ, МАМА...»

Все участники и приглашенные на праздник мамы и бабушки сидят в зале за столиками. Звучит песня «Поговори со мною, мама...» (музыка В. Мигули, слова В. Гина). На сцене появляется группа учащихся, они читают стихотворение М. Садовского «Цифра восемь».

1-й чтец:

Еще ершится холод зимний, Восьмой всего лишь день весны. Но вот цветами золотыми Все улицы уже полны.

2-й чтец:

Воскресный день не праздный, Мальчишкам сто забот — Весенний первый праздник По улице идет!

3-й чтец:

В пушистом желтом платье Он в каждый дом проник, Восьмерку на асфальте Выводит ученик.

4-й чтец:

В безоблачную просинь Отважный летчик взмыл, Огромной цифрой «восемь» Все небо расчертил!

5-й чтец:

Сегодня цифра «восемь» Любимей всех других! Мы с праздником поздравим Всех женщин дорогих!

Учащиеся садятся за столики. Появляются двое ведущих, мальчик и девочка.

Она: Внимание! Внимание!

О н: Сегодняшний праздник посвящен Международному женскому дню — 8 Марта.

Она: Сегодня в нашей программе вы узнаете...

О н: Немного из истории весеннего праздника.

Она: Познакомитесь...

О н: С поэтической страничкой, посвященной Маме.

Она: Услышите...

О н: Праздничные поздравления.

Она: Увидите...

О н: Концерт, составленный по вашим заявкам.

Она: Итак, страничка первая...

Вместе: Историческая!

Выходит новая группа учащихся.

1-й чтец: В этом году исполняется ... лет со дня рождения замечательного праздника весны — дня 8 Марта.

2-й чтец: Международный женский день был установлен в 1910 году, на 2-й Международной конференции женщин, которая была проведена в Дании.

3-й чтец: На этой конференции, по предложению выдающейся революционерки Клары Цеткин, решено было ежегодно отмечать восьмой день весны как День международной солидарности женщин.

4-й чтец: В 1911 году этот день был отмечен в Германии, Дании, Швейцарии.

1-й чтец: В России Международный женский день впервые отмечался в 1913 году.

2-й чтец: В трудные годы Великой Отечественной войны свыше 150 тысяч женщин были награждены за боевыезаслуги орденами и медалями, 91 женщина удостоена высокого звания Героя Советского Союза.

3-й чтец: В 1965 году, в год 20-летия Великой Победы, было решено считать 8 Марта красным днем календаря, всенародным праздником.

4-й чтец: Сейчас в нашей стране более половины всех специалистов с высшим образованием — женщины. Женщин-инженеров — свыше миллиона, техников — более двух миллионов, около 270 тысяч женщин-врачей. Целую армию — свыше миллиона — составляют женщины-педагоги.

1-й чтец: Родина высоко оценила заслуги женщин.

2-й чтец: 2 миллиона женщин были награждены орденами и медалями.

3-й чтец: Около тысячи женщин — лауреаты Государственных премий.

4-й чтец: Международный женский день проходит у нас как большой праздник, прославляющий Женщину-труженицу, Женщину-мать, хранительницу домашнего очага.

За одним из столиков сидит учительница. Она встает и читает стихо- творение Л. Щипахиной «Быть женщиной».

Я знаю — на моих плечах

Все держится: дела и вещи.

Мне нравится забота женщин

Всю жизнь лелеять свой очаг.

Надеждой  для ребенка быть.

В его глазах читать доверье.

Не испытать высокомерья

К тому, что надо печь и мыть.

Мне нравится в гуденье дня

Так напрягаться, сил не пряча,

Чтобы желанная удача

'Не смела обойти меня!

Быть женщиной  и жить любя.

Светить  и озаряться светом.

И тратить целый век себя.

Какая честь в призванье этом!

Учащиеся вручают учительнице цветы и садятся на места. Звучит песня «Мама» (музыка А. Броневицкого, слова О. Милявского).

Ведущие: Страничка вторая, поэтическая!

Выходит группа учащихся.

1-й чтец: Самое прекрасное слово на земле — МАМА.

2-й чтец: Это первое слово, которое произносит человек и которое есть в языке любого народа.

3-й чтец: На всех языках это священное слово звучит одинаково нежно и ласково, светло и значительно.

4-й чтец: По-русски — мама, матушка.

5-й чтец: По-украински — ненька.

6-й чтец: По-киргизски — апа.

7-й чтец: По-грузински — дэда.

8-й чтец: По-осетински — нана.

1-й чтец: От чистого сердца, Простыми словами Давайте, друзья, Потолкуем о маме!

Звучит песня «Здравствуй, мама!» (музыка Д. Тухманова, слова Р. Рождественского).

2-й чтец:

С днем 8 Марта, с праздником весенним! С первыми цветами в этот светлый час. Знайте, мамы, мы вас любим, ценим, Мамы Петербурга, поздравляем вас!

3-й чтец:

Наши мамы — солнышко в дому: Светит, греет и белье стирает; В день 8 Марта потому Всякий от души их поздравляет!

4-й чтец:

Наши мамы славятся трудом За прилавком, в офисах, больницах. И достаток этим вносят в дом, Продолжая даже в нем трудиться.

5-й чтец:

Мамы водят теплоходы, Ткут сверх плана полотно, Строят школы и заводы И снимаются в кино.

6-й чтец:

Наши мамы есть в газете, Их найдете вы везде: В магазине и в Собесе, В Министерстве и в Суде.

7-й чтец:

В строгом мама платье или пестром - От души ее благодарим. Всем мамам, бабушкам и сестрам Мы вновь «спасибо» говорим!

8-й чтец:

И докторам, что нам дают От гриппа порошки, И поварам, что-нам пекут К обеду пирожки.

1-й чтец:

И тем, кто детям платья шьет, В театре выступает, Тетради в клетку продает, Тем, кто их проверяет.

2-й чтец:

Наши мамы с отцами рядом Созидают богатства страны, И работой, и ласковым взглядом Помогают в этом они.

3-й ч т е ц:

Мир для нас защищать готова " Смелым сердцем любая мать! И ее оружие — слово — У нее никому не отнять!

4-й чтец:

Вот им-то — самым нашим любимым, Самым хорошим, самым родным, Самым милым, неотразимым, Самым красивым и молодым —

Хором: Наш сердечный привет!

5-й чтец: Максим Горький писал: «Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя, вся гордость мира — от Матерей!»

6-й чтец: А вот что сказал Некрасов: «Женщина — великое слово. В ней чистота девушки, в ней самоотверженность подруги, в ней — подвиг матери».

7-й чтец: Расул Гамзатов писал: «Мать является душой мира, ее началом и бесконечностью. Сна — живая душа, большая судьба, предмет любви и вдохновенья. Слово „мама" не может нас не заставить вздрогнуть, почувствовать тепло и свет».

8-й чтец: Я прочитаю вам отрывок из статьи Расула Гамзатова: «Не забываю одну памятную пресс-конференцию, когда Валентина Терешкова вернулась из космического полета. Среди других вопросов ей был задан несколько неожиданный: кто ваш самый любимый человек? Валя ответила одним коротким, точным, красивым словом — Мама. Все притихли, никто не мог не согласиться с ней. Не знаю, но в этот миг я больше радовался ее ответу, нежели совершенному ею героическому полету в космос. И сейчас, когда встречаю Валентину Терешкову и ее маму, я вспоминаю этот случай. Горец выполнит все условия любимой женщины, но посчитает большим позором, когда ради нее начинает забывать маму. Сколько матерей ушло из жизни, оставив нас как завещание и для страны, и для людей?!»

Звучит песня «Мама» (музыка В. Гаврилина, слова А. Шульгиной).

1-й чтец (читает отрывок из поэмы Р. Гамзатова «Берегите матерей!»)'. Воспеваю то, что вечно ново, И хотя совсем не гимн пою, Но в душе родившееся слово Обретает музыку свою. Слово это — зов и заклинанье, В этом слове — сущего душа. Это — искра первая сознанья, Первая улыбка малыша. Слово это сроду не обманет, В нем сокрыто жизни существо. В нем — исток всего. Ему конца нет. Встаньте!..

Все учащиеся встают.

Я произношу его: Мама!

2-й чтец (читает стихотворение

Н. Рыленкова):

Я помню руки матери моей, Что утирали слезы мне когда-то, В пригоршнях приносили мне с полей Все, чем весна в родном краю богата. Я помню руки матери моей, Суровой ласки редкие мгновенья. Я становился лучше и сильней От каждого ее прикосновенья. Я помню руки матери моей, И я хочу, чтоб повторяли дети: «Натруженные руки матерей, Святее вас нет ничего на свете!»

3-й чтец: С уважением и признательностью смотрим мы на человека, до седых волос благоговейно произносящего имя своей матери и почтительно оберегающего ее старость. По отношению человека к матери определяют его ценность.

4-й чтец: Материнская любовь окрыляет, придает силы слабому, сомневающемуся, вдохновляет на подвиг. Сколько поэтов, композиторов, художников создали замечательные произведения о матери!

5-й чтец: Безмерна наша ответственность перед матерями. Задумаемся: достаточно ли внимательны, добры мы к своим мамам. И не только задумаемся...

Ведущие читают отрывок из поэмы С. Острового «Мать».

Она:

Первое слово ребенок сказал:

— Мама!

О н: Вырос. Солдатом пошел на вокзал:

— Мама!

Она: Вот он в атаке на дымную землю упал:

— Мама!

Он: Встал и пошел. И губами горячими к жизни припал:

— Мама!

Вместе: Люди! Братья мои! Берегите своих матерей! Настоящая Мать человеку Дается однажды.

Звучит песня «Оренбургский пуховый платок» {музыка Г. Пономарей- ко, слова В. Бокова). Учащиеся садятся на места.

Ведущие: Страничка третья, поздравительная! Выходит группа мальчиков.

1-й чтец:

Нашим мамам в день весенний Шлет привет сама весна: Звон ручьев и птичье пенье Дарит к празднику она. Солнце ярче светит нам В светлый праздник наших мам!

2-й чтец:

Милые, добрые, славные, Прогоните усталости тень! Вам — цветы и признания главные

Хором: В этот радостный женский день!

3-й чтец:

8 Марта — день чудесный, Сияет солнце во дворе. Я принесу сегодня — честно! — Пятерку маме в дневнике.

Земля от сна уже проснулась, И мама солнцу улыбнулась. А солнце скажет ей: «Весна!» И будет счастлива она.

4-й чтец:

"Мамочка, милая, нежная, славная, Добрая, умная и лучезарная, В ладонях я счастье тебе подарю, «Спасибо* за все я тебе говорю.

5-й чтец (читает стихотворение И. Дружинина)'. Мама, ты сколько ночей над моим изголовьем Тихо склонялась, забыв о покое и сне. Мама, хочу на заботу ответить любовью, Знаю: ты столько хорошего сделала мне. Стану я взрослым, я буду отважным и смелым, Многое, многое в жизни, наверно, смогу, Но что ни свершу я и что я на свете ни сделаю, Я перед мамою в вечном останусь долгу!

6-й чтец:

Окончились морозы — Бегу я налегке И веточку мимозы Сжимаю в кулаке. И моего веселья Ты, тучка, не задень: Сегодня — День весенний, Сегодня — мамин день! Везде стучат капели, Как строчки телеграмм:

Хором:

— А вы, друзья, успели Поздравить ваших мам?

Учащиеся преподносят цветы мамам, бабушкам, приглашенным на

праздник. Мальчики садятся на места. Две девочки в сарафанчиках и в

платочках поют частушки и пляшут.

1-я девочка: Мы с Еленою подружки, Ходим мы всегда вдвоем.

2-я девочка: А сегодня мы частушки Нашим мама пропоем.

1-я девочка: Целый день 8 Марта Таня пол мела с азартом,

2-я девочка: А девятого числа Веник в руки не взяла.

1-я девочка: Закопченную кастрюлю Юля чистила песком,

2-я девочка: Три часа в корыте Юлю Мыла бабушка потом.

1-я девочка: В поезд входят три юнната: — Ух, народу сколько тут!

2-я девочка: Занимай места, ребята, А то бабушки займут!

1-я девочка: Оля верила приметам, Чтоб успеть по всем предметам.

2-я девочка: Но, увы, от всех примет Для ученья пользы нет.

1-я девочка: Ира книг читает мало, — У нее всегда дела.

2-я девочка: Книгу целый год держала, А ни строчки не прочла.

1-я девочка. Если Жанна щурит глазки, — Значит, ждет она подсказки.

2-я девочка: Зря не щурь ты, Жанна, глаз: Не подскажем в этот раз.

1-я девочка: Вы не верьте, будто Леня Скромный мальчик и тихоня.

2-я девочка: Он, когда домой придет, Так орет, что страх берет.

1-я девочка: Мы немного пошутили,

2-я девочка: Посмеялись над собой,

Вместе:

Если что присочинили — Так проступок небольшой!

Садятся на места.

Ведущие: Страничка четвертая, музыкальная!

Она:

На земле хороших людей немало, Сердечных людей немало. И все-таки лучше всех на земле — мама. Моя мама.

О н: Мама! У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют.

Она: Все на свете могут наши мамы — не умеют только не стареть!

О н: У мамы самое верное и чуткое сердце, оно ни к чему не остается равнодушным.

О н а: И сколько бы ни было тебе лет, тебе всегда нужна мама, ее ласка, ее взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь.

О н: Дорогие наши мамы и бабушки! Сейчас вы увидите небольшой концерт,

Она: составленный по вашим заявкам

О н: и подготовленный учащимися нашего класса, —

Она: вашими детьми и внуками,

О н: будущими Народными артистами!

Ведущие объявляют номера праздничного концерта.

Она (после концерта): Вас поздравляем с Женским днем, С весной желанной, и капелью, И ярким солнечным лучом, И птиц весенних звонкой трелью! Желаем дней побольше ясных, Побольше света и добра, Здоровья, радости, успехов, Покоя, счастья и тепла!

О н: Дорогие наши мамы и бабушки! Еще раз от всей души поздравляем вас с праздником! Пусть же в первый весенний праздник ваши лица сияют улыбками! Пусть этот день не забывается целый год!

Звучит песня «Поговори со мною, мама...», с которой начинался праздник.

свернуть

Сценарий семейной гостиной «Традиции счастливой белорусской семьи " 6 класса

Сценарий семейной гостиной

 «Традиции счастливой белорусской семьи»

Цель: Воспитание чувств любви и гордости за свою семью, привитие семейных традиций.

Задачи:

  • Развивать интерес к семейным традициям;
  • Формировать положительное отношение, уважение к семьям одноклассников;
  • Воспитывать толерантность в детях и их родителях.

Целевая аудитория: четыре многодетные семьи учеников 5-х класов – участники, остальные семьи зрители.

Оборудование: микрофоны, колонки, ноутбук, мультимедийная установка. Помещение для праздника оформляется в народном стиле (скатерти, полотенца, покрывала, вышивки, ведущие в национальных костюмах).

Приглашённые: поэт Мария Семёновна Якимук.

Ход мероприятия.

Ведущий 1: Добрый день, дорогие гости! Мы приветствуем вас на семейной гостиной. 15 мая во всем мире отмечается Международный день семьи. Мы хотим всех присутствующих поздравить с этим замечательным праздником!

Ведущий 2: Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это великая сила, которая воспитывает человека, предопределяет его будущую судьбу, наполняет его родительским теплом на всю жизнь. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

Ведущий 1: Настоящее счастье – иметь семью, в которой царят взаимопонимание и согласие.

– Л.Н. Толстой писал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

Ведущий 2:  В семейном кругу мы с вами растем.

                      Основа основ – родительский дом.

                      В семейном кругу все корни твои,

                      И в жизнь ты входишь из семьи.

                      В семейном кругу мы жизнь создаем,

                      Основа основ – родительский дом.

Ведущий 1: Каждая семья – это свой мир, свои законы, привычки, уклад, обычаи, атмосфера и традиции.

Традиции — это то, что передаётся из поколения в поколение.

Ведущий 2: Семейная гостиная посвящена связи традиций белорусского народа и современной семьи.

Ведущий 1: Разрешите представить на нашем мероприятии семьи, которые будут участвовать в сегодняшнем мероприятии и соревноваться за звание лучшей семьи! Знакомитесь, наши семьи, приглашаем их на сцену. (Представление семей)

Ведущий 2: С давних пор семья рассматривалась как основа воспитания ребенка. Белорусские народные традиции закладывались в крестьянской семье и передавались из поколения в поколение.Традиционно воспитание белорусских детей осуществлялось в многодетной семье. Характерным для крестьянской семьи было от 1 до 7 детей. Рождение детей в семье было радостью: «Многа дзяцей – многа клопату, але і радасці шмат». Многодетная семья считалась идеальной, ибо благосостояние зависело от того, сколько в ней тружеников. Недаром в песне молодой муж просит жену:

Радзі мне дзевяць сыноў,

А дзесятую дочку…

Сыны будуть поле баранаваць.

А дачка хустачкі ткаць.

Кроме того, стремление иметь много детей было связано еще с тем, что в большой семье легче воспитывать детей. Не случайно народная мудрость гласит: «Адно дзіця – не дзіця, двое дзяцей – палова дзіцяці, трое дзяцей –гэта дзіця».

Ведущий 1: Семьи, как правило, были многопоколенными.  Большие семьи состояли из нескольких малых. Кроме детей и родителей, в семье были бабушка и дедушка, замужние и незамужние тети, дяди, их дети. Система родственных отношений позволяла совсем маленьким детям усваивать первые понятия родства: «отец», «мать», «брат», «сестра», «дедушка», «бабушка», «дядя», «тетя». Кроме того, дети ориентировались и в таких понятиях, как «братавая» (жена мужа), «деверь» (брат мужа), «невестка» (жена сына), «пасестра» (двоюродная сестра).

Ведущий 2: Человек рождается на свет, растёт, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?  Издавна одной из традиций в белорусских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную. Например, в родословной русского поэта А.С. Пушкина пять тысяч исторических имён, и историки даже усмотрели в его родословной белорусские корни. А каковы ваши корни?

Ведущий 1: Приглашаем семьи представить своё генеалогическое древо, рассказав небольшой рассказ о своих корнях, своей семье.

Ведущий 2: Дмитрук Анна выступает с песней «Мой родны кут, як ты мне милы … ».  

Ведущий 1: Белорусский народ отмечает влияние наследственности в становлении личности ребенка, как в физическом, так и моральном. Забота о выборе физически крепкого жениха и невесты, рождении здорового ребенка проходит красной нитью через всю белорусскую народную педагогику. «Сава не народзіць сокала», «Як добрае семя, дык добрае племя», «Які род, такі плод», «І мой бацька такі маўся, і я ў яго ўдаўся», «Ад добрага кораня – добры парастак».

Ведущий 2: Истинным авторитетом в семье по праву являлся отец. Он был главный и полноправный хозяин, главный советчик. Все члены семьи, дети и мать, подчинялись отцу. «Бацькоўскае слова дарэмна не гаворыцца». «Свой бацька насварыцца і пашкадуе». «Хлеба не станець – бацька дастанець». Отец относился к дочери со строгостью. «Бацька не матуля: не пацалуе і не прытуле». Но по традиции в хороших крепких сельских семьях отец заботился о ней, часто в праздники делал подарки. У дочерей отец воспитывал аккуратность, рассудительность, приветливость, сердечность и деликатность. С малых лет отец воспитывал сыновей как будущих хозяев и работников. Важнейшими качествами, которые воспитывались у мальчиков были трудолюбие, самостоятельность, ответственность.

Ведущий 1: Приглашаем на сцену пап. Так, как папы в семье самые сильные, предлагаю поучаствовать в конкурсе «Силач». Папы должны выжать одной рукой как можно больше сока из половины лимона или апельсина.  Побеждает тот, у кого сока получится больше. (Победителю вручается медаль, самый сильный).

Ведущий 2: Традиционно основным воспитателем ребенка считалась мать. «Якая матка, такое й дзіцятка». «Ніхто дзецям так не спагадае, як матка радная».

Главной обязанностью матери являлось воспитание детей. «Не тая маці, што нарадзіла, а тая, што ўскарміла». Все мысли и заботы матери были о детях. «Маці сама не з’есць, а дзіцё накорміць». «Як дзіця плача, у маткі сэрца з болю, скача». Народная мудрость является подтверждением этому: «Пры сонейку цепла, пры маці добра».

С момента рождения дети находились под присмотром матери. Мальчиков она опекала до 14–16 лет, пока они не становились помощниками по хозяйству. С малых лет мать приучала дочку к ведению домашних дел: учила готовить еду, убирать в доме, шить, вязать, ткать и др., тем самым готовила к будущей семейной жизни, выполнению основной функции женщины – материнству.

Сына, как будущего работника, хозяина, главы дома, мать с детства приучала заботиться о других членах семьи, выполнять более тяжелую и сложную работу, принимать самостоятельные решения, проявлять силу духа, физическую крепость.

Ведущий 2: Для вас поёт Дмитрук Анна с песней «Мама, мамочка».

Ведущий 1: «Мама!» - это первое слово, которое произносит человек. Вслушайтесь в это сочетание звуков – МАМА! Сколько в нем теплоты, сколько до боли близкого, до слез родного. Уважаемые мамы мы приглашаем вас на сцену для участия в конкурсе на лучшую маму.

Конкурс «Расписание».

Мамам надо вспомнить и записать расписание уроков одного из своих детей на неделю. Побеждает мама, совершившая меньше всего ошибок. Проверяют расписание дети.

Ведущий 2: Белорусский народ учит, что воспитание не простое дело, это сложный, кропотливый и длительный процесс. «Дзяцей ўзгадаваць не курак пасклікаць». «Што ў маленстве выхаваеш, на тое ў старасці абапрэшся».

Весьма актуальным является традиционный наказ: воспитание детей начинать как можно раньше, с малых лет. «Выхоўвай дзіця як у поперак лаўкі ляжыць». «Гні галінку, пакуль маладзенькая». «Не паслухаў малы, не паслухае і вялікі». Воспитание в белорусских семьях отличалось строгостью и требовательностью к детям. Большинство придерживалось мнения, что детей нельзя «распускаць», «патакаць ім». «З пестуна нічога не выйдзе». «Малому не панукай, а што трэба дай». «Да пяці год пястуй дзіця, як яечка, з сямі – пасі як авечку, тады выйдзе на чалавечка». Вместе с тем народная мудрость предостерегала от чрезмерной строгости и жестокости в воспитании детей. «Не біце дубцамі – павучайце слаўцамі».

Характерной была равная любовь ко всем детям. Белорусский народ считает: «Каторага пальца не урэж, то кожны баліць». Родители любили всех своих детей, но с особой нежностью относились к новорожденным, «немаўляткам» – детям до года, пока они не научались говорить и ходить.

Ведущий 2: Стремление к семейному счастью и семейному благополучию находит выражение в создании семейных традиций. Когда-то традиции были обязательной особенностью «объединенной» семьи, отражали нравственную позицию ее членов. Некоторые традиции могут быть полностью восприняты современной молодой семьей, другие, новые традиции отражают завоевания прежних поколений  и являются общим достоянием. Создание семьи обычно начинается со вступления мужчины и женщины в брак. И первая семейная традиция –это свадебный обряд. День свадьбы отмечают ежегодно.

На сцену мы приглашаем мам и пап для очередного конкурса.

Ведущий 2: «Свадебные юбилеи». В этом конкурсе нужно назвать, как можно больше названий свадебных юбилеев. Побеждает та семейная пара, которая назовет больше названий свадебных юбилеев.

Ситцевая свадьба – празднуется через год после бракосочетания. Гости приходя с подарками из ситца.

Хлопковая – через два года. Подарки – из хлопка.

Кожаная – венчает три года.

Восковая – четыре.

Деревянная – пять лет.

Цинковая – шесть лет. Молодоженам напоминают, что, на брак, как и на оцинкованную посуду, надо наводить блеск.

Медная – после семи лет. Супруги обмениваются медными монетами, которые символизируют благополучие супружеской жизни.

Жестяная – восемь лет. Гости дарят молодоженам кухонную утварь, блестящую посуду.

Гончарная – девять лет. Дарят фаянс или фарфор.

Розовая – отмечает десятилетие совместной жизни. Приглашают свидетелей бракосочетания. Супругам обязательно дарят цветы.

Стеклянная – пятнадцать лет. Подарки - из стекла. Стекло символизирует чистые отношения между супругами.

Фарфоровая – двадцать лет. Стол принято сервировать фарфоровой посудой.

Серебряная – двадцати пятилетие. Молодожены рядом с золотыми

надевают серебряные кольца.

Жемчужная – тридцать лет. Прожитые годы - будто жемчужная нить.

Полотняная – тридцать пять лет.

Рубиновая – сорок лет. В обручальное кольцо вставляют рубин - символ огня и любви.

Золотая – венчает пятьдесят лет. Супруги обмениваются новыми золотыми кольцами.

Бриллиантовый юбилей (или платиновый) - шестьдесят лет.

Железная – шестьдесят пять лет.

Коронная – семьдесят пять лет супружеской жизни.

Ведущий 1: Родителей, как воспитателей судят по их детям. Приглашаем на сцену по одному из детей, для участия в конкурсе «Щедрые комплименты».

Дети по очереди называют ласковые слова для своих мам. Повторяться нельзя. Победителю вручается медаль «Самый ласковый (вая) сын, дочь.

Ведущий 2: На протяжении многих столетий основу семейного благополучия белорусов составлял ржаной (житний, черный) хлеб, «когда хлеб был, да ещё и картошка, то бедными себя не считали». С хлебом-солью встречали и провожали дорогих гостей, с ним шли в сваты, играли свадьбу, проводили крестины. О почетном месте хлеба в продовольственном рационе свидетельствуют белорусские поговорки: «Хлеб – усяму галава», «Хлеб будзе, дык і ўсё будзе”, “Хлеб і вада – няма голада”, “Без хлеба няма абеда”. В народной традиции хлеб использовался в качестве оберега: его брали с собой в дорогу, для будущего дома по углам нижнего венца на ночь оставляли кусочки хлеба: если они до утра исчезали, то место считалось ненадёжным и строительство дома планировали в другом месте. Считалось большим грехом бросать хлеб и выбрасывать его. Белорусы с уважением относились к хлебу, и это бережное отношение передавалось из поколения в поколение. «На столе никогда не оставалось ни одной крошки. Когда случалось, что кусочек хлеба падал на пол, его сразу же поднимали, целовали и клали на стол». Выпечка хлеба была в белорусской семье была традиционной. Вот о такой традиции расскажет в своём стихотворении «Водар хлеба» поэт, наша землячка Мария Семёновна Якимук, встречайте!

«Водар хлеба!»

Мама сама пякла хлеб i пирог,

Мы з сястрою не iшлi за парог,

А на печ усё паглядалi,

Хлеба свеженькага чакалi.

 

Смачны пах напаўняў пакой,

Хваляваў нас заўсёды з сястрой,

Мама з печы хлеб даставала,

Ён гарачы – нам не давала.

 

На ручнік яго ціхінька клала

І вадіцаю абмывала.

Ручніком белым хлеб накрывала,

Нам цярпення чакаць не хапала.

 

Вось скарыначку нам адламала

І з малітваю ў рукі давала,

Потым лустачку астужала,

І смачней я нічога не знала.

 

Памятаю той водар хлеба …

Пах скарыначккі – не забыць!

І за хлеб я дзякую неба!

Бо без хлеба не можна жыць!

 
   

          Ведущий 2: В роли семейной традиции может выступать любимое всеми домочадцами блюдо — тогда его приготовление и поедание будет сопровождаться обязательным единением, всеобщей любовью, приподнятостью настроения и атмосферой праздника.

 Ведущий 1: Приглашаем на сцену хранителей домашнего очага, мам прорекламировать традиционное блюдо своей семьи и угостить членов жюри.  

Ведущий 2: Традиции Беларуси свято почитаются с древних времен и по наши дни. Это замечательно, что мы почитаем наших предков и свято храним традиции. Традиции и обычаи наших предков залог счастливой и крепкой семьи.

Ведущий 1: А сейчас мы приглашаем все семьи на сцену для подведения результатов конкурсов и награждения победителей.

Ведущий 2: Спасибо всем за внимания! До новых встреч!

Приложение1.

Домашнее задание семьям за 2 месяца ( участие детей обязательно).

  1. Подготовить рассказ про свою семье в любой форме: спеть песню, в стихотворной форме или приготовить видеофильм, презентацию, коллаж или газету.
  2. Подготовить генеалогическое древо, свою родословную до какого поколения могут на ватмане бумаги.
  3. Традиционное блюдо семьи.

Оценивается наличие рецепта, оформление блюда, ну и вкусовые качества. 

 

 

 

 

свернуть