Педагоги о семье

Круглый стол  " Семья – это когда все вместе"

Круглый стол

 " Семья – это когда все вместе"

Цель: координация усилий педагогов по оказанию помощи родителям в  поиске путей взаимопонимания между членами семьи

Задачи: обсудить, какие формы общения родителей с детьми самые удачные;                          разработать памятку для родителей «10 заповедей для родителей»

Ход круглого стола

  1. Организационный момент. Сообщение темы, постановка цели.

Ведущий: Добрый день! Сегодня мы поговорим о том, как мы педагоги,  можем  помочь нашим родителям налаживать отношения со своими детьми  Конечно нет односложных вариантов, и не каждый совет поможет, но поискать пути решения некоторых проблем можно .

  1. Основная часть.

Ведущий: Наши дети подобны нежным цветам в огромном саду. Им нужен утренний ветерок и весеннее солнце, а не изнуряющий зной и сильная буря. Нельзя оскорблять и обижать своих детей, нельзя использовать силу, унижать в присутствии друзей, преувеличивать их ошибки. Обращайтесь с детьми с величайшей добротой и любовью, и тогда их уважение к вам будет идти из глубины сердца, и они исполнят свой долг перед вами. Но как этого добиться? Об этом мы поведем наш разговор сегодня.

Ведущий: Задача школы и родителей – дать каждому ребенку счастье. Понятие счастье многогранно. Оно и в том, чтобы человек раскрыл свои способности, полюбил труд и стал в нем творцом, и в том, чтобы любить другого человека, быть любимым, растить детей настоящими людьми. Только вместе с родителями, общими усилиями, можно дать детям большое человеческое счастье.

Семья – это великий дар. Когда-то Лев Николаевич Толстой сказал: “Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”

И начать я хочу с притчи, которая называется: «Ведь это всего один час…»

После нелегкого рабочего дня вернулся один человек домой. Время было позднее, он измучился и устал, но обрадовался, увидев, что пятилетний сынишка ждет его на пороге дома.

– Пап, – поприветствовав отца, тихо проговорил малыш, – можешь ответить? Я ждал, чтобы спросить…

– Конечно, спрашивай! – воскликнул отец.

– Сколько денег ты получаешь?

– Да разве это твое дело?! Незачем тебе об этом знать!

Ребенок поднял на него грустные глаза.

– Я очень-очень прошу тебя, скажи, сколько ты зарабатываешь за один час?

– Ну, допустим, пятьсот. И что дальше? Тебе-то какая разница?

– Пожалуйста, папа, – очень серьезно промолвил ребенок, – займи мне триста рублей.

Отец вышел из себя и закричал на сына:

– Ты ведешь себя отвратительно! Я так устал, но вынужден стоять здесь и слушать твою пустую болтовню! Думаешь только об игрушках, дожидался меня лишь для того, чтобы выпросить денег на всякие глупости!

Опустив голову, мальчик скрылся за дверью детской. А отец, рассерженный и огорченный, так и стоял, прислонившись к стене. «Вот бессовестный, – думал он, – как же мой сын эгоистичен. Однако… Может, и я был не во всем прав?.. Я напрасно на него накричал, ведь обычно дитя никогда не просит у нас с матерью денег. Значит, ребенок обратился ко мне неспроста». Он тихонько зашел в комнату сына и сел возле детской кровати.

– Ты ещё не заснул, мой хороший? – шепнул он.

– Нет, я лежу и думаю…

– Не сердись на меня, сынок, я сегодня ужасно устал, поэтому и нагрубил тебе. Вот, возьми деньги и, пожалуйста, прости меня.

Малыш обнял отца за шею, его глазенки радостно засветились.

– Пап, спасибо, большое-большое спасибо!

Мальчик вытащил из кармана пижамы несколько скомканных банкнот и добавил к ним только что полученные купюры. Отец снова начал ворчать:

– У тебя, как оказалось, предостаточно денег, а ты жадничаешь и выпрашиваешь еще.

– Нет, папочка, мне как раз этих трехсот не хватало. Вот теперь я собрал ровно столько, чтобы купить один, всего лишь один час твоего, папка, времени. Можно? Я очень прошу, приди завтра чуть раньше, чтобы мы сели ужинать все вместе: ты, мама и я…

Как появилось слово семья? Кто-нибудь из присутствующих знает?

(Варианты ответов)

Ведущий:

Как появилась слово “семья”? Когда-то о нем не слышала земля. Но Еве сказал перед свадьбой Адам; Сейчас я тебе семь вопросов задам: Кто деток родит мне, богиня моя? И Ева тихонько ответила: “Я”. Кто платье сошьет, постирает белье. Меня приласкает, украсит жилье? Ответь на вопрос подруга моя? – “Я, я, я” – Ева молвила – “Я”. Сказала она знаменитых семь “Я”. И так на земле появилась семья!

Ведущий: Просим Вас ответить на вопрос “Из чего складывается семейное счастье?” (Ответы)

Вывод: – Да, семья – это тот надежный уголок, куда каждый человек должен возвращаться с радостью. Семья начинается с любви и дружбы, с взаимопонимания.

Ведущий: А что касается вопросов ласки и объятий?

Так, например, “Известный семейный терапевт Виржиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день! И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому.

Сейчас обращаюсь к вам  не как педагогам, а как  родителям. Скажите,   какими  ласковыми словами Вы обычно называете ребенка дома?

ответы

Проведение тренинга: “Работа с деформированными выражениями”.

а)  На карточках, разделенных на две части предложения-выражения. Ваша задача правильно соединить начало и конец предложения и прочитать их.

  1. Если ребенок ощущает поощрение, он познает свою стоимость.
  2. Если ребенок живёт среди похвал, он познает стоимость других.
  3. Если ребенок находит признание, он будет удовлетворен собой.
  4. Если ребенок живёт в доверии и приязни, он найдет в жизни любовь.

б) Расскажите о своем отношении к выражениям, подтвердите примерами из жизни.

Ведущий:   Что нужно делать родителям, чтобы сохранить любовь и уважение своих детей? (дискуссия)

Ведущий: Благодарим Вас за Ваши высказывания.

Ведущий: Сейчас я вам предлагаю  обсудить заповеди для родителей Я. Корчака.

(Обсуждение).

Ведущий: Предлагаю оформить  памятки для размещения на стенде «Для Вас, родители», на школьном сайте. Предложить классным руководителям их для проведения родительских собраний. 

III. Заключительная часть.

Ведущий: Самое главное для любого ребенка – любовь родителей, их забота и внимание. Поэтому любите своих детей, уделяйте им как можно больше времени, внимания. Они обязательно это заметят и будут относиться к родителям с взаимной любовью, заботой и вниманием. И никого в мире лучше родителей  для них не будет.

  1. Подведение итогов:

Ведущий: Вот и подошло к концу наше заседание за круглым столом. Много разных мнений прозвучало здесь сегодня, много советов и рекомендаций дано! Я же подведу итог разговора одной-единственной фразой. “Душа ребенка подобна скрипке – как к ней прикоснешься, так она и зазвучит”. Прикасайтесь к душе вашего ребенка с любовью и, не сомневайтесь, его душа ответит тем же.

Мы в свою очередь хотим выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Нам было приятно с вами общаться. Очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспоминали, осталось с вами, чтобы ваш дом был радостным и уютным. Всего вам доброго!

 

 

10 заповедей для родителей.

 Януш Корчак

  1. Не ждите, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему, и это необратимый закон благодарности.
  3. Не вымещай на ребёнке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
  4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.
  5. Не унижай!
  6. Не забывай, что самые важные встречи человека – это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребёнке.
  7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь – но не делаешь. Помни, для ребёнка сделано недостаточно, если не сделано все.
  8. Ребёнок – это не тиран, который завладевает всей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти н «наш», «свой» ребёнок, но душа, данная на хранение.
  9. Умей любить чужого ребёнка. Никогда не чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
  10. Люби своего ребёнка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним – радуйся, потому что ребёнок – это праздник, который пока с тобой.
свернуть

Семинар – практикум «Семья и школа: пути эффективного взаимодействия»

 

Цель: разработка стратегии совершенствования взаимодействия  семьи и школы в деятельности по развитию личности

Задачи: определить основные проблемы во взаимодействии семьи и школы;

                выявить представления классных руководителей о возможностях и способах взаимодействия  семьи и школы;

                способствовать овладению педагогами новыми приемами, методами и формами социально – педагогической работы с родителями;

Участники: руководство школы, социально – педагогическая служба, классные руководители

 

Ход семинара

 На экране  эпиграф «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями»

  1. Вступительное слово руководителя ресурсного центра. Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем на половину сформирован как личность.

       Семья может выступать в качестве как положительного,  так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него людей, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. Но никакой другой социальный институт  не может нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может это сделать семья.

       Первого сентября учитель проводит первый урок со своими учениками, и с этого момента он и родители – один единый коллектив. И от того как сложатся отношения в этом коллективе, во многом будет зависеть успех в обучении и воспитании. Поэтому очевидны важность и необходимость взаимодействия семьи и школы в работе по становлению личности ребёнка.

       В соответствии с характером влияния родителей на процесс развития детей выделяют следующие типы семей:

  • семьи с благоприятной атмосферой и ответственным отношением к деятельности по воспитанию и развитию детей;
  • семьи с ярко выраженной гиперопекой детей;
  • благоприятно – неустойчивые семьи, в которых родители любят своих детей, но в семейном сообществе нет полного взаимопонимания;
  • неблагоприятные для формирования личности ребёнка, где духовно – нравственные ценности не являются значимыми;
  • нейтральный тип семьи, в которой дети предоставлены сами себе;
  • криминальный тип семьи.

Формируя систему взаимодействия образовательного учреждения и родителей, надо учитывать такие особенности современной семьи, как малочисленность детей, построение отношений на основе гражданских браков, равноправие мужчин и женщин в финансово – материальном обеспечении и других сферах жизнедеятельности семьи.

   В последние годы все чаще наблюдается кризис семьи. Исследователи называют следующие причины кризисного состояния:

- недостаток или избыток финансово – материальных средств семьи;

- бездуховность родителей;

- безнаказанность и всепрощение детей и их поступков;

- наличие аморального стиля в семейных отношениях;

- противоправное поведение взрослых.

Следовательно, классный руководитель должен дифференцированно вести работу с родителями.

Существуют разнообразные формы и методы социально – педагогической работы с семьями, их взрослыми членами. Важнейшей  из них является родительское собрание. Педагогам необходимо разнообразить формы и методы их проведения.

  1. Сообщения классных руководителей об опыте работы и проблемах взаимодействия с родителями (по 1 от каждой ступени обучения).
  2. Практическая часть. (работа в группах) Поэтапное выполнение следующих заданий

* выработка правил педагогической этики во взаимодействии с родителями (приложение 1);

*  обсуждение вопроса: «Что необходимо сделать для того, чтобы работа классного руководителя с родителями, направленная на оптимизацию процесса их общения с детьми, стала более эффективной?»

*составить перечень новых форм работы с родителями;

* подготовить в соответствии  с памяткой разработку родительского собрания (приложение 2);

  1. Заключительная часть. Представители групп докладывают о результатах совместной деятельности, а эксперты (директор учебного заведения, руководитель РЦ, специалист районного социально – педагогического центра) анализируют и высказывают оценочные суждения, особое внимание на технологические находки, способствующие повышению активности родителей в работе по подготовке и проведению родительского собрания.

Приложение 1

 

Правила педагогической этики

во взаимодействии с родителями

 

  1. Учитывайте личные интересы родителей, их возможность посещения школы и родительских собраний.

 

  1. Ведите беседу с родителями в подходящей обстановке, не на ходу.

 

  1. Обращайтесь к родителям по имени и отчеству. Умейте расположить родителей к себе.

 

  1. Не вызывайте огонь на себя, станьте собеседником, умейте слышать и слушать.

 

  1. Не оскорбляйте родительские чувства и помыслы; в каждом ребёнке найдите положительные черты и качества.

 

  1. хвалите ребенка и родителей при всех, о проблемах говорите индивидуально.

 

  1. Обращение к родителям должно быть уважительным, лаконичным и конкретным.

 

Приложение 2

Памятка

«Десять секретов

успешного проведения родительского собрания»

 

  1. Выберите самый благоприятный день и час для проведения родительского собрания, постарайтесь, чтобы на это время не было запланировано других важных дел, интересных телепередач и т.п.

 

  1. Определите одну наиболее важную проблему, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями.

 

  1. Расставьте столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.

 

  1. Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга.

 

  1. Берегите время родителей. С этой целью установите регламент собрания и строго следите за его соблюдением.

 

  1. Используйте игровые элементы, групповые формы и способы организации взаимодействия и общения.

 

  1. Организуйте разговор за чашкой чая, что помогает сделать общение более непринужденным и откровенным.

 

  1. Опираясь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета.

 

  1. Стремитесь к тому, чтобы на собрании было приятно конкретное решение.

 

  1. Придумайте вместе с родителями свои правила для участников собрания (например: снимать верхнюю одежду обязательно; не молчать; отвергая предложение, вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству).
свернуть

ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ «Классный руководитель как связующее звено между семьей и школой»

ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ

«Классный руководитель

как связующее звено между семьей и школой»

  

ВЕДУЩИЙ: Ребенок – горящий факел! Это то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, содружество. И регулирует это пламя классный руководитель. От него зависит,  потухнет факел или будет гореть все ярче и ярче. И главная роль классного руководителя – поддерживать «огонь» в каждом ребенке.

Заместитель директора по воспитательной работе: Для успешной организации образовательного процесса необходимы знания о ситуации в семье, профессиональная помощь родителям и сотрудничество с ними в воспитании ребенка. Организация социального взаимодействия педагогического коллектива с семьей предполагает ряд аспектов, которые выявляют классные руководители совместно с педагогом социальным. Каковы особенности современной семьи? Какова динамика неполных семей, а также семей, находящихся в социально-опасном положении? Особенности развития современной семьи. Эффективность воспитания и интеллектуального развития ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Классный руководитель как никто лучше всех знает семью своего ученика. Именно от работы классного руководителя зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития ребенка. Мы всегда должны помнить, что функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников – важное направление деятельности классного руководителя.

  Есть вечные темы, не теряющие своей актуальности не только в педагогике, но и в обществе в целом. Одна из таких тем – взаимодействие семьи и школы. Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося. Успешность достижения поставленной цели и решения задач воспитания ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. По этому поводу существует два мнения. Первое: семья по своим воспитательным возможностям превосходит любой социальный институт – никто не сможет составить конкуренцию семье ни в передаче социальной информации, ни в развитии интеллектуальных и эмоциональных способностей человека. Именно в семье формируется и развивается личность ребенка, закладываются основы нравственности, воспитываются привычки поведения. Семья как первый воспитательный институт способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Второе: тем не менее, школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих образовательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Сегодняшняя действительность такова, что с учителями в течение дня дети общаются намного больше, чем с родителями. Мамы и папы, увы, нередко выступают лишь в качестве средства обеспечения материальных и физических потребностей ребёнка. То есть главное, чтобы дети были сыты и обуты. Какое там воспитание, если к вечеру от усталости валишься с ног, сил едва хватает, чтобы заглянуть в дневник своего чада. У некоторых родителей на это нет уже ни сил, ни желания. По наблюдениям педагогов и общению с родителями сложились следующие выводы: одни родители требуют и открыто заявляют, что воспитанием и обучением детей должна заниматься школа, а они хотят видеть по ее окончании результат, т.е. полностью подготовленного к дальнейшему обучению выпускника. Другие пассивно наблюдают за образовательным процессом, третьи хотят принимать участие в образовательном процессе, но у них нет на это времени, и только некоторые заинтересованы в активном взаимодействии со школой. А на самом деле влияние родителей – первейший фактор, оказывающий воздействие на формирование высокой креативности и высокого интеллекта у детей.  Слово руководителю методического объединения классных руководителей

Классный руководитель(Хватюк Л.В.): Свою работу как классного руководителя с родителями веду в трех направлениях:

  1. Психолого-педагогическое просвещение родителей (родительские собрания, индивидуальные и тематические консультации, тренинги).
  2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (дни творчества детей и их родителей, открытые уроки и внеклассные мероприятия, помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально-технической базы школы и класса, шефская помощь).
  3. Участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в школе (участие родителей класса в работе совета школы, участие родителей класса в работе родительского комитета школы и класса).

 В начале работы, как показывает практика, каждый классный руководитель сталкивается с проблемами, связанными с работой с родителями: кто-то пытается принять участие в жизни класса, кто-то настолько активно участвует в образовательной деятельности учащихся, что вызывает неприятие остальных родителей, а кто- то просто не желает принимать ни в чем участия. И именно классный руководитель должен построить свою работу так, чтобы вовлечь каждого родителя в образовательный процесс. С чего все начинается?

   Прежде всего, с себя как классного руководителя. Перед началом учебного года обязательно повторяю правила взаимодействия с семьями учащихся:

  • родителям нужна поддержка, помощь, добрый совет!
  • не беседуй с родителями второпях, на бегу!
  • разговаривай с родителями спокойным тоном, не старайся назидать и поучать; это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!
  • умей терпеливо слушать родителей, давай возможность высказаться по всем наболевшим вопросам!
  • не спеши с выводами! Обдумай хорошо то, что ты услышал!
  • то, о чем родители поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся, педагогов!
  • готовясь к встрече с семьей ученика, помни, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и в первую очередь, хорошее, дающее шанс на будущее!
  • каждая встреча с родителями должна заканчиваться конструктивными рекомендациями, как для родителя, так и для ученика!
  • если ты не можешь решить проблему, извинись перед родителями и предложи им обратиться к специалистам!

          Следующий этап — информирование родителей о воспитательной концепции школы, ее Уставом, о педагогических позициях классного коллектива, о методике воспитания, целях и задачах личностного и духовного развития школьника; особенностях его школьной деятельности, взаимоотношениях в группе, выявляющихся способностях, текущих успехах во всех сферах обучения. Информированность такого плана всегда чрезвычайно влияет на воспитательную семейную среду, вносит осознанность в действия родителей, предает их влиянию на детей целесообразный характер, повышает уровень положительного отношения к школе, придает серьезность в отношении родителей к своим родительским обязанностям.

         Чтобы увлечь детей, мотивировать их родителей к совместной деятельности, новый учебный год я обычно начинаю ярко. Первый классный час обязательно должен быть необычным и запоминающимся, на него приглашаются и родители. Родители не просто зрители, они — и участники представления, и жюри, и спонсоры!

 На первое собрание, и на каждое последующее, я отсылаю индивидуальное приглашение. Памятки и полезная информация есть на каждом собрании. Внимание и предупредительность возможных проблем – вот что подкупает родителей. Например, вместе с приглашением на первое родительское собрание я отправляю письмо от имени школы  и готовлю следующие памятки:

 Полезная информация родителям учеников.

  Понаблюдайте за своим ребенком. Как ученик он должен:

  • Уметь общаться с одноклассниками, поддерживать отношения, иметь свое мнение;
  • Правильно распределять и планировать свое время;
  • Стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, заниматься самостоятельно;
  • Уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты;
  • Уметь общаться с другими взрослыми;
  • Предвидеть последствия своих действий, делать правильный и безопасный выбор.

  Для изучения семьи я использую различные методы психолого-педагогической диагностики, которые позволяют корректировать поведение ребенка, влиять на взаимоотношения детей и родителей. Это: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, деловые игры, тренинги, материалы детского творчества, интерактивные игры.

         Классный руководитель (Кушнерук М.С.): Начиная работу с детским коллективом в 1 классе, стараюсь максимально изучить семейную ситуацию. Это необходимо для того, чтобы спланировать воспитательную работу в классе с максимальной эффективностью. Уже на первой встрече с родителями провожу анкетирование вида:

  1. Какого мнения вы о школе и педагогическом коллективе, в котором будет учиться ваш ребенок?
  2. Каким вы видите классного руководителя своего ребенка?
  3. Каким вы представляете класс, в котором учиться вашему ребенку?
  4. Какие традиции и обычаи, по-вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе?
  5. Чем вы могли бы помочь классному руководителю в создании детского коллектива?
  6. Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьезную тревогу и опасения?

  Для изучения отношения родителей к собственному ребенку, к перспективам его обучения и воспитания, можно предлагаю родителям следующие вопросы:

  1. С каким чувством переступает порог школы ваш сын или ваша дочь?
  2. Как чувствует себя ребенок в ученическом коллективе?
  3. Знаете ли вы друзей или приятелей своего ребенка в коллективе?
  4. Как складываются отношения с учителями-предметниками у вашего ребенка?
  5. Создает ли школа, по-вашему мнению, условия для самореализации в учебной деятельности вашего ребенка?
  6. Какую помощь необходимо оказать вашему ребенку для повышения результативности его учебной деятельности?

  С целью изучения качества характера учащихся, взаимоотношения в семьях ребят использую в анкетировании следующие вопросы:

  1. Какие положительные качества характера своего ребенка вы можете назвать?
  2. Какие отрицательные качества характера вашего ребенка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?
  3. Как ведет себя ваш ребенок дома?
  4. Делится ли ваш ребенок с вами впечатлениями о событиях школьной жизни, жизни класса?
  5. Приглашает ли вас на классные мероприятия, хочет ли видеть вас в школе?

6.Как вы думаете, каким будет будущее вашего ребенка?

           В диагностике взаимоотношений родителей и учащихся использую и проектные методики. Эффективность использования этой методики в том, что методики неоконченных предложений можно использовать и для учащихся, и для родителей. Учащиеся и родители дают ответ на одни и те же вопросы, это позволяет определить причины конфликтов во взаимоотношениях детей и родителей.

 Для проективного исследования мнения учащихся использую следующие вопросы:

  • Школа для меня – это…
  • Класс, в котором я учусь, — это…
  • Учителя для меня – это люди, которые ….
  • Мои одноклассники – это…
  • Уроки для меня – это…
  • Предметы, которые мне нравятся, – это…
  • Предметы, которые мне не нравятся, — это…

 Для проективного исследования мнения родителей использую следующие вопросы:

  • Школа, в которой учится мой ребенок, — это…
  • Класс, в котором учится мой ребенок, — это…
  • Одноклассники моего ребенка – это…
  • Выполнение домашнего задания для моего ребенка – это…
  • Учебные предметы, нравящиеся моему ребенку, — это…
  • Предметы, которые не нравятся моему ребенку, — это...

           Проанализировав ответы учащихся и родителей, использую их результаты для подготовки и проведения различных внеклассных мероприятий, как с родителями, так и с учащимися.

         Для изучения традиций и обычаев семей учащихся, нравственных ценностей семей, использую такие вопросы проективной методики:

 Вопросы для учащихся:

  • Я радуюсь, когда…
  • Я огорчаюсь, когда…
  • Я плачу, когда …
  • Я злюсь, когда…
  • Мне нравится, когда…
  • Если у меня хорошие новости, то я …
  • Если у меня плохие новости, то я …
  • Если у меня что-то не получается, то я…

Вопросы родителям:

  • Я радуюсь, когда мой ребенок…
  • Я огорчаюсь, когда мой ребенок…
  • Я плачу, когда мой ребенок…
  • Я злюсь, когда мой ребенок…
  • Мне нравится, когда мой ребенок…
  • Мне не нравится, когда мой ребенок…
  • Я верю, когда говорят, что мой ребенок… и т.д.

            На основании данного исследования провожу индивидуальные и тематические консультации, собеседования с родителями и детьми.

          В своей работе использую рисуночные диагностики на одну и ту же тему для родителей и детей. Например, предлагаю нарисовать рисунки на темы «Выходной день в моей семье», «Наша семья», «День рождения в моей семье».

          Сравнительный анализ рисунков позволяет обратить внимание родителей на те моменты воспитания своего ребенка, на которые они в повседневной жизни не всегда обращали внимания.

 Большое внимание уделяю изучению отношения семьи к нравственным ценностям, которые являются основой формирования личности ребенка. Родителям и учащимся предлагаю дать определение таким нравственным ценностям, как «долг», «честь», «ответственность», «любовь», «достоинство», «терпимость» и расставить их по степени значимости.

Работа с родителями, как и всякая работа в образовательном учреждении, мною ведется в целостной системе и имеет огромное значение. Чтобы помощь родителей была действенной, их нужно обучать обмениваться опытом, обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их решения.

 Не надо удивляться, что посещаемость родителями школьных собраний с каждым годом снижается. Следует искать причину, почему родителям неинтересно быть на собраниях. Одной из основных является неинтересная и однообразная форма проведения: классный руководитель, ознакомив с текущей успеваемостью (а оценки, в основном, есть в дневниках), беседует о ремонте и оборудовании учебного кабинета. Мы пересмотрели отношение к родительским собраниям. И результат не замедлил сказаться: сами педагоги отмечают, что интерес к собраниям возрос не только у родителей, но и у детей и учителей. Следовательно, собрание родителей ставит перед собой целью не только повышение педагогической культуры родителей. Это и сплочение коллектива родителей, и различные организационные вопросы. На собрании решается целый ряд задач, возникающих в процессе учебно-воспитательной работы, вопросов, поставленных жизнью на каждом конкретном этапе деятельности учителя и родителя. И чем разнообразнее и интереснее будут формы общения педагогов и родителей, тем больше положительных результатов принесут родительские собрания.

         Уже много лет мы практикуем предварительное собрание родителей будущих первоклассников, которое проводим в мае предыдущего года. Практика показывает, что такой заблаговременный разговор с родителями делает более действенными советы учителя, более эффективной подготовку детей к школе.   Советы учителя на этом этапе помогают родителям постепенно перестроить, если в этом обнаруживается необходимость, быт семьи, режим, что-то устранить, а что-то добавить в свое воспитательное воздействие на ребенка.

Я провожу классные родительские собрания 1-2 раза в четверть, дополнительно решая индивидуально возникающие в процессе работы проблемы. Кроме того, в своей работе я практикую такие формы, как:

Презентация семейного опыта воспитания

Родительский лекторий

Собрания-диспуты

Проигрывание педагогических ситуаций

Тематические и индивидуальные консультации

Совместные выезды на природу, экскурсии

Выставка ученических творческих работ, выступления художественной самодеятельности для родителей. Это доставляет удовольствие самому ученику и радует их родителей.

Результативность данной работы проявляется в различных аспектах:

в улучшении отношений с ребенком, во взаимопонимании

в оптимистическом взгляде родителей на решение семейных проблем и формирование педагогической рефлексии родителей

в проявлении родительской солидарности, сплоченности, активности в учебно-воспитательном процессе.

Педагог должен вести непрерывную просветительскую работу с родителями, быть с ними откровенным, с уважением относится к родительским чувствам, всегда быть верным советчиком и другом. Ибо роль семьи в воспитании и развитии школьных успехов огромна и незаменима.

Там, где учителя и родители действуют согласованно, обычно лучше осуществляется учебно-воспитательная работа в школе и более правильно ведется воспитание детей в семье. Рекомендации, советы учителя должны обязательно выполняться. Недопустимо, чтобы родители неуважительно отзывались об учителе, позволяли себе пренебрежительные высказывания в его адрес. Это дезориентирует детей, толкает их на ложный путь приспособленчества, поисков компромиссного решения из создавшегося положения. Ставя под сомнение авторитет учителя, родители тем самым подрывают уважение детей к другим окружающим взрослым людям. В том числе и к самим себе. Честнее и проще выяснить какие-либо возникшие недоразумения в личной беседе с педагогом.

Партнерство семьи и школы должно работать в интересах ребенка, разделяя ответственность за его образование и развитие.

  Важная часть взаимодействия учителя и родителей – это практическая совместная работа детей и родителей, которую организует педагог. Проживая вместе с детьми определенные отношения в ходе праздника, концерта, беседы, игры, трудового дела, спортивного состязания и других форм совместной деятельности, родители переносят данное отношение в дальнейшую историю семейной жизни, вносят невольно новые отношения, которых раньше не было в семье, тем самым, изменяя поле семейных отношений.

Работу с родителями начинаем с того, что класс делится на 4 группы. Эти группы работают по четвертям.

В течение всего периода работы с классом пытаюсь вовлекать родителей во все внеклассные мероприятия, проходящие не только в классе, но и в школе. В коллективе сложилась традиция отмечать день именинника. Этот праздник всегда проходит весело и задорно. Дети с удовольствием участвуют во всех развлечениях. Сначала праздники проводились совместно с родителями, сейчас родители целиком сами занимаются проведением данного праздника. Они проводят различные конкурсы, викторины для ребят.

Содержанием моего взаимодействия с родителями становится постоянная забота о развитии личности ребенка. Она направляет всевозможные действия в адрес родителей, будь это просьба приобрести книгу, прийти на собрание, откликнуться на призыв отремонтировать классную комнату. То есть содержанием взаимодействия с родителями является забота о развитии их ребенка, его самочувствии, состоянии души, физическом и психическом здоровье, успешности деятельности, самооценке, способностях и перспективах его развития, особенностях характера. Родители мне доверяют, поэтому им хочется со мной общаться. В беседах я обязательно скажу и о достижениях ребенка, и о проблемах, как в воспитании, так и в обучении. Родители отвечают мне взаимной заинтересованностью.

Триединый союз работает в тесном контакте. Это мечта любого учителя. Поэтому в конце четверти и года родители получают от меня грамоты, благодарственные письма за помощь, понимание и творчество.

Еще Л.Н. Толстой писал « Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти…»

Психолог:  Нередко родители считают себя вполне подготовленными к воспитательной работе и не считают необходимым для себя приобретение специальных педагогических знаний. Отсутствие таких знаний приводит к многочисленным ошибкам в воспитании ребенка, развитии его творческих и интеллектуальных способностей.  Сегодня взаимодействие с родителями осуществляется по следующим направлениям: Рекламное  Информационный материал на стендах;  Работа  сайта. Диагностическое  Анкетирование;  Опросы;  Беседы. Психолого-педагогическое:  Родительские собрания;  Консультации;  Беседы;  Тренинги. Непосредственное участие родителей в образовательном процессе  Участие родителей в организации экскурсий, спортивных, культурнодосуговых мероприятиях, в работе Совета школы. ВЕДУЩИЙ: Родительское собрание – старый и всем известный путь взаимодействия школы и семьи. Я бы сказала, даже не взаимодействия, а информирования родителей, анализ успеваемости, посещаемости и поведения детей, психолого-педагогического просвещения родителей. В качестве основного недостатка в организации классных родительских собраний следует назвать отсутствие разнообразия форм и методов их проведения, следствием чего и бывает низкая посещаемость и активность родителей. Сотрудничество с родителями – это не 4 родительских собрания в год, это огромная разнообразная совместная деятельность педагогов и родителей, одной из существенных сторон которой является единый подход к реализации целевых установок и повышению содержательности образовательновоспитательной работы с учащимися. Сегодня, как никогда, возникает необходимость в создании модели взаимодействия с семьёй на основе сотрудничества и взаимопомощи. Нужно научиться выстраивать отношения с родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической компетентности. Надо стремиться развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса. Ответственность здесь делится пополам, и стороны выступают не заказчиками и исполнителями, а скорее членами одной команды с разными функциями и сферой приложения сил. В таком типе взаимодействия обязательно присутствует двусторонняя обратная связь. Взаимодействие семьи и школы следует строить по основным принципам «СО»: СО - гласия - пряжения - переживания - причастности - деянности Воспитательное пространство школы представляет собой систему условий, возможностей для саморазвития личности, образуемых отдельными субъектами этого пространства: детьми, педагогами, родителями. В своей совокупности этот разновозрастный коллектив составляет ядро воспитательной системы. Вовлечение родителей в воспитательный процесс расширит их опыт воспитательной деятельности, улучшит их отношение к школе. Ведь общие дела и интересы сплачивают детей, родителей и педагогов, они помогут найти язык общения, положительно повлияют на формирование личности ребенка. Ценность социального партнёрства школы  с семьёй поможет родителям глубже понять образовательную работу педагогов с детьми, перенять некоторые методы и приемы этой работы, увидеть собственного ребенка в иной, не в домашней, среде, системе взаимоотношений. Цель социального партнерства: построение полноценных партнерских отношений, обеспечивающих удовлетворенность всех участников образовательного процесса и являющихся основой нового качества образования. Перед нами стоит очень важная задача: организовать конструктивное взаимодействие семьи и школы . Для решения этой задачи уже на первом этапе установления партнерства могут быть проведены следующие мероприятия: · круглый стол для родителей и педагогов «Семья и школа: вместе учимся и воспитываем» · проблемный круглый стол (со свободным микрофоном) «Формирование отношений доверия между семьёй и школой», «Формирование отношений доверия между родительским комитетом и классным руководителем» · конференция «Как не прекращать умный диалог школы и семьи? Аспекты и темы заинтересованного диалога гимназии с родителями: наши рецепты» · семинар «Работа с родителями: Преемственность I и II ступени образования». · диспут «Летний список чтения для родителей – утопия или…?» «Формирование личности ребёнка через семейное чтение» · «Кому у кого учиться: школе у семьи или семье у школы?» (Открытый микрофон) · «Семейные интеллектуальные игры и турниры в школа» · «Спортивные праздники – вместе» · конференция «Изменение воспитательного пространства школы  при активном участии родителей через формирование и развитие гимназических традиций» · проекты «От родительского собрания к семейному клубу "Семейное счастье» · «Роль родителей в организации проектно-исследовательской работы младших школьников» · круглый стол «Сотворчество школы  и родителей учащихся во внеурочной деятельности» · семинар-практикум «Работа классного руководителя по приобщению семьи к сохранению традиций школы» · «Проект "Виртуальный музей семьи" как возможность совместной деятельности педагога, учащихся, родителей» · «Взаимодействие с родителями в организации профориентационной деятельности на старшей ступени обучения» · «Взаимодействие семьи и школы посредством создания семейного альбома класса»

Проспективная рефлексия (ладошка с пожеланиями)

свернуть

Основные направления взаимодействия педагога с семьёй

  1. Диагностика в сфере взаимодействия педагога с семьёй

Методы диагностики:

  • Наблюдение;
  • Беседа;
  • Опрос;
  • Анкета;
  • Тест;
  • Недописанный тезис;

 

  1. Психолого – педагогическое просвещение и обучение родителей.

Формы просвещения и обучения родителей:

  • Родительское собрание;
  • Родительский ринг;
  • Конференция;
  • Клуб родителей;
  • Групповая беседа;
  • Тренинг;

 

Приобщение родителей учащихся к педагогическому самообразованию.

Формы приобщения родителей к самообразовательной деятельности:

  • Памятка – рекомендация;
  • «Папка - передвижка»;
  • «Возьмите напрокат»
  • Аудиопрокат
  • «Родительская газета»
  • «Калейдоскоп советов»

 

Индивидуальная работа с семьёй

Формы индивидуальной  работы с семьёй

  • Посещение семьи;
  • Телефонное консультирование;
  • Письменное обращение к родителям;

 

свернуть

Взаимодействие семьи и школы в современных условиях

      К факторам семейного воспитания относятся материальные условия жизни семьи, её структуру, образовательный уровень, интересы, духовные потребности, уровень культуры. А  снижают воспитательное влияние семьи: её нестабильность, наличие одного ребенка, недостаток времени у родителей для воспитания детей, отсутствие должного контакта со школой, нехватка педагогических знаний и умений. Для успешного взаимодействия школы и семьи в воспитании необходимо, чтобы родители умели анализировать деятельность и поведение своих детей, их воспитанность.

         Сегодня одна из главных задач школы – создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров.

Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители? Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями в конкретной ситуации.  Положительный результат зависит от контакта с семьёй учащегося.  Именно в семье закладывается фундамент добра, порядочности, ответственности, а  в школе  эти качества развиваются. Помочь семье в воспитании и обучении детей и одновременно поднять её ответственность за воспитание возможно в результате систематической, последовательно организованной работы.

Взаимодействие семьи и школы должно строиться на следующих идеях:

-  Семья должна стать активным участником педагогического процесса, преобразований, происходящих в школе.

-  Ведущим принципом в отношениях между школой и родителями должно стать согласие, взаимоотношение, сотрудничество в интересах развития и становления личности.

- Основой сотрудничества является педагогическое мировоззрение, доминанта которого - гуманистический взгляд на ребенка, оптимизм в оценке возможностей его развития.

-  Главное направление в сотрудничестве - развитие сущностных сил ребенка, его задатков, способностей, интересов, отношений.

-  Учитель должен владеть диагностикой воспитательных отношений в семье, «родительской педагогики», используя полученные результаты в осуществлении индивидуально-личностного подхода к детям, в определении помощи родителям, предупреждении их ошибок.

Семья должна рассматриваться школой как один из наиболее значимых факторов, активно влияющих на становление личности с первых дней жизни человека.

           Родители нуждаются не только в информировании со стороны школы, но,  чувствовать, что они нужны школе и что школа работает с ним постоянно и системно. Это не должен быть просто перечень мероприятий по работе с семьёй, а комплексное и планомерное взаимодействие с ней.

          Работа должна строиться не от праздника к празднику, а иметь своеобразный круг дел, когда родители вместе с педагогическим коллективом постепенно становятся готовыми к взаимодействию. Сегодня в школе есть родители, которые полностью посвящают себя воспитанию детей, они ждут от педагогов советов и рекомендаций, готовы подключиться к любым общественным делам и активно проявляют себя в общественной и досуговой жизни своего ребенка и всего классного коллектива в целом.

       А успех сотрудничества семьи и школы обеспечивается благодаря

  • педагогическому такту и этике взаимоотношений;
  • педагогической подготовленности родителей и уровню их культуры;
  • педагогическому просвещению родителей;
  • умению видеть сложные взаимоотношения в семье;
  • единству требований школы и семьи.

              Таким образом, все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей в семье и школе.

Формы  взаимодействия

 педагога с семьёй

         Дни открытых дверей предоставляют возможность родителям непосредственно ознакомиться с условиями учебы детей в учреждении общего среднего образования, их возможностями получить развитие на различных дополнительных занятиях: факультативных занятиях, кружках, спортивных секциях, творческих коллективах и т.д. Планируя День открытых дверей, администрация определяет его тему (в зависимости от назревших проблем или решения насущных задач).

          Родительский университет (педагогический лекторий) – форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Темы родительского университета в учреждении общего среднего образования определяются по результатам анкетирования «Выявление мнения родителей об оказании педагогической поддержки, необходимого педагогического просвещения». Темы должны заинтересовать родителей, быть нестандартными, постоянно обновляться. Необходимо выходить на темы, которые остаются не замеченными и не осмысленными родителями, такие, например, как: «Умеете ли вы любить своего ребенка?», «Знаете ли (понимаете ли) вы своего ребенка?», «Один день из жизни ребенка в семье», «Роль отца в семейном воспитании» и др. Родительский университет (лекторий) проводится каждую четверть в течение недели с учетом возрастных особенностей учащихся. Ответственные за организацию и проведение родительского университета (педагог-психолог, социальный педагог, заместители  директора по учебной и воспитательной работе, классные руководители и др.) могут использовать мультимедийные презентации, отражающие актуальные вопросы темы, которые затем можно предложить для закрепления знаний родителям на электронных носителях.                   Родительские собрания являются продолжением родительского университета по изучению педагогических вопросов на уровне классов. Учителя начальных классов и классные руководители могут их организовать в форме творческих лабораторий, на которых можно использовать активные приемы взаимодействия с родителями, такие, например, как: психологическое упражнение «Я хочу…»; методика «Незавершенный тезис»; тренинги; обсуждение проблемных ситуаций, дискуссии, дебаты, круглый стол и др. Эти формы дают возможность обсудить различные ситуации в воспитании, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, которые складываются в самом классном коллективе, в учреждении общего среднего образования, в семье. Они играют  важную роль в просвещении родителей, т.к. предлагают практическое решение уже назревших проблем, которые требуют незамедлительных мер и оперативного решения.

Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы учреждения общего среднего образования. Конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психолога, социального педагога, задачей которых является проведение социологических и психологических исследований по теме конференции, а также знакомство ее участников с результатами. Активными участниками конференций выступают сами родители, которые готовят анализ рассматриваемой проблемы с позиций собственного опыта. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.

Практикум – форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей.

Открытые уроки проводятся с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности.

Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком: особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; предпочтения в общении в семье; поведенческие реакции; особенности характера; мотивации учения; моральные ценности семьи. Индивидуальные консультации проводятся по запросам самих родителей либо при возникновении проблем, которые часто носят конфиденциальный характер и требуют безотлагательного решения. В консультациях участвуют специалисты, которые могут помочь найти оптимальный вариант решения проблемы. Родители получают на консультации реальные рекомендации по проблеме, которая их волнует. При подготовке к консультации педагоги беседуют с детьми, друзьями ребенка, коллегами, очень корректно выясняют причину конфликта, если он имеется. Проблема, выносимая на консультацию, рассматривается с различных позиций: ребенка, родителей, педагогов, окружения. Во время консультации ни в коем случае не сравниваются родители и дети друг с другом, сохраняется доброжелательная атмосфера, осуществляется направленность на положительную перспективу.

Родительские чтения – форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения на родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2–3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – общение с родителями друга своего ребенка, это воспоминания младенчества и детства собственного ребенка, поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставят жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос. Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.

Родительский тренинг – активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включать в себя 5–8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, педагогом-психологом учреждения общего среднего образования, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.

Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.

Деловые игры – форма коллективной творческой деятельности родителей по изучению уровня сформированности педагогических умений у взрослых. Примерными темами деловых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Сын (дочь) пришел из школы», «Вас пригласили в школу» и др. Методика деловой игры предусматривает объяснение ее назначения, определение темы и состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры, установку на их инициативу и творчество. При этом важно сначала проиграть несколько вариантов поведения участников ситуации, затем обсудить оптимальный выбор варианта действия для данной проблемы. Деловая игра позволяет не только рефлексивно оценить ту или иную модель поведения, но и дает интересный материал о жизни семьи: ее традициях, распределении внутрисемейных ролей, способах разрешения конфликтов. Особенно эффективно проведение деловой игры с участием учащихся, ведь иногда именно им присутствие всей семьи позволяет увидеть специфику взаимодействия взрослых и детей, которую не в состоянии выявить ни одна диагностическая методика.

         Обучение родителей как учителей своих детей обычно происходит в форме обучающих семинаров. Обучающие семинары, как правило, вызывают активный интерес у родителей учащихся начальной школы, а также родителей, чьи дети переходят в среднюю школу, в период адаптации к новой организации их учебной жизни (обучение в разных помещениях и разными преподавателями, имеющими разные требования).  Обучающий семинар предполагает не только обсуждение, но и наглядную демонстрацию выполнения тех или иных упражнений, способа организации помощи в выполнении домашних заданий. Будет полезно, если родителям будут предложены методики расслабления во время занятий с ребенком или модели разрешения конфликтов с детьми при совместной учебной деятельности. Вполне возможно, что на этих семинарах и сами учителя пополнят свой запас знаний в данной области – ведь среди родителей встречаются специалисты самых разнообразных профессий. В подобной обучающей деятельности важно сформировать активную образовательную среду, создать атмосферу взаимопомощи и психологического комфорта. Часто и педагоги, и родители забывают об этом, но для развития академических успехов ребенка значимость данного фактора трудно переоценить.

Особенное внимание необходимо уделять методике выполнения домашних заданий, способам объяснения материала, правильному ведению дневников и оформлению тетрадей. Обязательны рекомендации учителей о возможностях дополнительного образования ребенка (наиболее интересные телепередачи, спектакли, газетные и журнальные публикации). Каждое учреждение образования может разработать свои программы обучающих семинаров и выделить свои приоритеты в обучении родителей. Практика организации таких семинаров показала их высокую результативность, особенно в тех учреждениях образования, где они проводятся регулярно.

Обучение родителей можно строить в связи не только с их участием в жизни учреждения общего среднего образования, но и с их собственным повышением квалификации. Например, учащиеся старших классов вполне могли бы помочь заинтересованным мамам и папам освоить навыки работы на компьютере или научить их пользоваться Интернетом. Обучение родителей – это первый шаг к построению будущих родительских объединений, сообществ детей и родителей на основе их совместной деятельности. Очень важно умело использовать эту активность, не обмануть доверие родителей, так как основное знание, которое они получат в начале своего взаимодействия с учреждением общего среднего образования, – это отношение школы к ним.

Формы индивидуальной  работы с семьёй

  • Посещение семьи проводится с целью изучения жизнедеятельности семьи, установления контакта с родителями, согласования действий во благо ребёнка. Большой подготовки требует посещение семьи с целью решения каких – либо проблемных вопросов.
  • Телефонное консультирование. Имеет свои правила: проявление любви и заботы о человеке; соблюдение правил выслушивания; высказывание правды с любовью. Осуществляется как по инициативе семьи, так и педагогов. Выделяются позиции педагога в процессе консультирования: создание соответствующего микроклимата, проявление интереса к проблеме, желание помочь, определение путей решения проблемы, усиление мотивации родителя на принятое решение.
  • Письменное обращение к родителям. Предполагает развитие взаимодействия с семьёй на радость ребёнку, его близким. Это эффективная форма работы с семьёй. Писать можно о том, что порадует семью. Для начала найти что – то  положительное в детях и написать письменное обращение к каждой семье
  • Индивидуальная беседа. Бывает плановой, или экстренной. Важна хорошая ориентация в вопросе предстоящего диалога. Следует четко соблюдать правила коммуникации, законы активного слушателя. Надо поощрять инициативу родителей, которые хотят поговорить о своем ребенке, услышать похвалу – это верный путь к сотрудничеству. Особенно полезны беседы, направленные на устранение причин трудновоспитуемости, по проблемам профориентации и самоопределению. Поэтому необходимо подготовить для родителей конкретные рекомендации.

Формы приобщения родителей к самообразовательной деятельности:

  • Памятка – рекомендация;
  • «Папка - передвижка»;
  • «Возьмите напрокат». Может использоваться по различным направлениям психолого –педагогического просвещения родителей. Выдаются на дом педагогические издания. Ведется работа по стимулированию познания родителей. Это дает родителям возможность вникнуть в сущность специальной терминологии. Соотнести свои методы, приемы воспитания ребенка с теми, которые рекомендуют ученые и практики.
  • Аудиопрокат. На аудиокассеты специалистами начитываются мини – лекции по различным проблемам семейной педагогики. Для этих целей используются книги, журнальные статьи со сносками на авторов и другие материалы.
  • «Родительская газета». Это периодическое издание, в котором освещаются вопросы развития, воспитания ребёнка, популяризируются значимые совместные дела класса и семьи, анализируются результаты общей деятельности. Газета формируется с учетом проблем, имеющихся в классе. Самое активное участие в ее выпуске принимают родители, имеющие отношение к подобного рода деятельности. Она может включать следующие рубрики: «Наши дела», «В скором времени», «Проба пера», «Примите участие» , «Советы специалиста», «Народная мудрость».
  • «Калейдоскоп советов». Предназначена для определенного типа семей (неполная, конфликтная ).Главное- не вмешиваться в жизнь семьи, не сочувствовать без надобности, без инициативы родителей, не предпринимать попыток что – либо советовать.
свернуть