Рекомендации психолога

«Типологизация и стили семейного воспитания»

Выступление на УМО классных руководителей по теме:

«Типологизация и стили   семейного воспитания»

 

Значение семейного воспитания в развитии ребенка трудно переоценить: семья является первым и наиболее важным фактором личностного, интеллектуального, духовного развития человека.

Известно, что семейное воспитание отличается от общественного рядом характеристик . Во-первых, оно основано на любви родителей к ребенку и их заботе об успешности ребенка в будущем.

Для ребенка семья является первой разновозрастной социальной группой, в которой он учится общаться с младшими и старшими людьми, узнает, как ведут себя мужчины и женщины в различных ситуациях взаимодействия, и это вторая особенность семейного воспитания. Третья характеристика семьи как воспитательной среды заключается в том, что семья для ребенка является прототипом общества в широком понимании этого слова: в семье ребенок учится соблюдать свод законов (семейных правил), узнает, что нарушение законов влечет за собой санкции, и «хорошее» поведение сулит поощрение со стороны окружающих.

Также именно в семье ребенок осваивает практически все виды общественной деятельности: общение, труд, учение и пр.

И, наконец, четвертая особенность семейного воспитания заключается в продолжительности его воздействия: оно начинается с момента появления ребенка на свет, и длится в течение всей жизни человека. На фоне таких общих характерных особенностей в каждой семье ребенка воспитывают уникальным, присущим лишь этой семье, образом. Это связано с большим количеством факторов, влияющих на складывание стиля воспитания в семье: образ жизни семьи, уровень культуры и образования, представления о воспитании родителей и мн.др.

Вслед за А.Л. Венгером  определим само понятие «стиль воспитания» как «стиль взаимоотношений с ребенком в семье, характеризуемый степенью контроля, заботы и опеки, теснотой эмоциональных контактов между родителями и ребенком (эмоционально теплый — эмоционально холодный), характером руководства поведением ребенка со стороны взрослых (демократический — авторитарный), количеством запретов (ограничительный — попустительский) и т. п.».

Тип семейного воспитания и родительские установки определяют особенности личности и поведения ребенка. В родительской позиции выделяются две важнейшие переменные — эмоциональное принятие и контроль.

От стиля отношения родителей к ребенку зависят воспитательная и эмоциональная функция семьи. Выделяют 4 стиля отношений: от отвержения до любви, от отсутствия контроля до его наличия:

Авторитетный стиль (принимающий, демократический);

Родители признают и поощряют растущую самостоятельность своих детей. Отношения теплые. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения; допускают изменения своих требований в разумных пределах. Миры взрослого пересекаются, но перекрывают друг друга. Ребенок и взрослый имеют общие интересы, цели, но и свои личные потребности; они равны, уважают друг друга.

 

Дети при таком стиле воспитания превосходно адаптированы: уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой.

Авторитарный стиль (отвергающий ребенка, деспотичный, враждебный);

Отношения холодные. Отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены. Закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Ребенок «внутри», родитель подавляет ребенка, контролирует всю его жизнь.

 

Дети, как правило, замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны; девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста; мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными, могут пристраститься к алкоголю, наркотикам, совершать противоправные действия.

Либеральный стиль (бесконтрольный, попустительский);

Слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка; безусловная родительская любовь. Отношения теплые. Открыты для общения с детьми, однако доминирующее направление коммуникации — от ребенка к родителям; детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей; родители не устанавливают каких-либо ограничений; дети буквально садятся на шею родителям.

Вся жизнь родителя подчинена нуждам и потребностям ребенка, его прихотям, своей жизни родитель не имеет.

 

Дети склонны к непослушанию и агрессивности, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе, эгоистичны, самооценка завышена, проявляют неуважение к старшим, а также к родителям; в некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми.

Индифферентный стиль (властный, бессердечный, иногда наблюдается полное безразличие к ребенку).

Не устанавливают для детей никаких ограничений; безразличны к собственным детям. Закрыты для общения; из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей; родители проявляют безразличие к жизни ребенка. Их миры существуют параллельно и не пересекаются, у каждого своя личная жизнь, свои проблемы и неудачи.

 

Ребенок страдает от недостатка внимания, может привлекать его любыми способами, в т.ч. и отрицательным поведением. Отсутствие любви родителей, интереса к ребенку, вседозволенность приводят к тому, что ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к делинквентному (противоправному, преступному) поведению

Американский психолог Джеймс Мартин Болдуин на основе критериев: родительский контроль, родительские требования, способы оценки, эмоциональная поддержка, выделил два стиля родительского воспитания.

Демократический стиль определяется следующими параметрами: высокой степенью вербального общения между родителями и детьми; включенностью детей в обсуждение семейных проблем; готовностью родителей прийти на помощь, если это потребуется, и верой в успех самостоятельной деятельности ребенка; стремлением родителей к объективному взгляду на ребенка.

Контролирующий стиль предполагает значительные ограничения поведения детей, четкое и ясное разъяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер. При этом родители могут предъявлять детям требования жестко, последовательно и постоянно, а дети воспринимают эти требования как справедливые.

Диана Баумринд в ходе наблюдений смогла выделить 3 различных по способу контроля и эмоциональной насыщенности стиля родительского отношения и соответствующие этим стилям характеристики детей.

  1. Авторитетные родители — инициативные, общительные, добрые дети. Высокий уровень родительского контроля, поощрение растущей автономии детей, теплые отношения с детьми. Как результат — дети социально адаптированы, уверены в себе, способны к самоконтролю, обладают высокой самооценкой. Решения родителей не кажутся произвольными и несправедливыми для детей, поэтому дети легко соглашаются с ними.
  2. Авторитарные родители — раздражительные, склонные к конфликтам дети. Высокий уровень контроля: родители ждут неукоснительного выполнения своих требований, отношения с детьми холодные и отстраненные. Родители мало общаются с детьми, устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения, не побуждают детей выражать свое мнение. Дети замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны.
  3. Снисходительные (или либеральные) родители — импульсивные, агрессивные дети. Низкий уровень контроля и теплые отношения: родители слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка, хотя они открыты для общения с детьми, но доминирующее направление коммуникации — от ребенка к родителям. По мнению Д. Баумринд, родители так увлекаются демонстрацией «безусловной любви», что перестают выполнять непосредственно родительские функции, в частности, устанавливать запреты для своих детей. Дети склонны к непослушанию и агрессивности, ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе, в некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми.

Коллеги Д. Баумринд Элеонора Маккоби и Джон Мартин дополнили данную типологию еще одни, четвертым, стилем воспитания ребенка в семье.

  1. Безразличные родители — озлобленные дети. Низкий уровень контроля и холодные отношения: родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к детям, закрыты для общения. Если безразличие сочетается с враждебностью, ребенок проявляет разрушительные импульсы и склонность к отклоняющемуся поведению.

Д. Элдер  на основании уровня родительского контроля и давления на ребенка выделяет семь стилей общения и взаимодействия родителей с детьми подросткового возраста:

Автократичный стиль отличается полноправной властью родителей над детьми, без необходимости обсуждать или объяснять свои решения, и слабым контролем за поведением детей. Родители могут навязывать свою волю и подчеркивают некомпетентность детей в различных аспектах.

Авторитарный стиль оставляет за родителями власть и право принятия решений, но допускает для подростка возможность высказывания своего мнения и точки зрения, но без права голоса.

Демократичный стиль предполагает совместное обсуждение важных решений родителями и детьми.

Эгалитарный стиль характеризуется абсолютным равноправием родителей и ребенка, предполагает, что родители и дети не только в равной мере участвуют в принятии решений, но и несут одинаковую ответственность за них.

Разрешающий стиль встречается у родителей, которые склонны предоставлять ребенку довольно много свободы, требуя от него ответственности за поступки.

Попустительский стиль характеризуется тем, что родители с самого раннего возраста предоставляют ребенку полную бесконтрольную свободу действий и зачастую ведут себя непоследовательно, наказывая и поощряя ребенка иногда за одни и те же поступки.

Игнорирующий стиль, характеризуется отсутствием интереса родителей в отношении ребенка, его дел. Отсутствие родительского внимания выглядит так, как будто взрослых мало волнует душевное состояние ребенка, они безразличны к его потребностям и запросам.

Критерий эмоциональности и личной включенности родителей в отношения с детьми лег в основу классификации отечественного ученого Л.Г. Саготовско . Автор выделяет 6 типов отношений родителей к детям:

1) чрезвычайно пристрастное отношение, уверенность, что дети — главное в жизни;

2) безразличное отношение к ребенку, к его запросам, интересам;

3) эгоистическое отношение, когда родители считают ребенка основной рабочей силой семьи;

4) отношение к ребенку как объекту воспитания без учета особенностей его личности;

5) отношение к ребенку как помехе в карьере и личных делах;

6) уважение к ребенку в сочетании с возложением на него определенных обязанностей.

По критерию распределения ролей власти6подчинения и уровня конфронтации во взаимодействии родителей и детей А.П. Петровский выделяет 5 типов семейных отношений: диктат, опека, конфронтация, мирное сосуществование на основе невмешательства и сотрудничество.

А.И. Захаров выделяет следующие критерии семейных отношений

  1. Интенсивность эмоционального контакта родителей по отношению к детям. По этому параметру различаются такие стили семейного воспитания как: гиперопека, опека, принятие, непринятие.
  2. Параметр контроля позволяет выделить разрешительный, допускающий, ситуативный, ограничительный типы семейного воспитания.
  3. Критерий последовательности в воспитательном воздействии является чрезвычайно важным в родительском отношении к детям любого возраста.
  4. По эмоциональной насыщенности семейное воспитание может быть аффективно устойчивым или неустойчивость. Этот показатель дает представление о стабильности и характере эмоциональной атмосферы в семье.
  5. Характеристика тревожности в детско-родительском взаимодействии также указывает на особенности атмосферы в семейном воспитании, описывает тревожность родителей за ребенка, факторах развития детской тревожности, устойчивости семьи к факторам стресса и пр.

Семейный психотерапевт Э.Г. Эйдемиллер описывает большое количество стилей аномального семейного воспитания. Опишем лишь несколько из них. Различия между данными стилями выражаются в эмоциональной включенности родителей в жизнь ребенка, степени контроля и заботы, понимании родителями содержания детских возрастных и индивидуальных потребностей.

  1. Гипопротекция: недостаток опеки и контроля над поведением, доходящий иногда до полной безнадзорности; чаще проявляется как недостаток внимания и заботы к физическому и духовному благополучию подростка, делам, интересам, тревогам. Скрытая гипопротекция наблюдается при формально присутствующем контроле, реальном недостатке тепла и заботы, невключенности в жизнь ребенка.
  2. Доминирующая гиперпротекция: обостренное внимание и забота о подростке сочетается с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов, что усиливает несамостоятельность, безынициативность, нерешительность, неумение постоять за себя.
  3. Потворствующая гиперпротекция: воспитание по типу «кумир семьи», потакание всем желаниям ребенка, чрезмерное покровительство и обожание, результирующие непомерно высокий уровень притязаний подростка, безудержное стремление к лидерству и превосходству, сочетающееся с недостаточным упорством и опорой на собственные ресурсы.
  4. Эмоциональное отвержение: игнорирование потребностей подростка, нередко жестокое обращение с ним. Скрываемое эмоциональное отвержение проявляется в глобальном недовольстве ребенком, постоянном ощущении родителей, что он не «тот», не «такой», например, «недостаточно мужественный для своего возраста, все и всем прощает, по нему ходить можно». Иногда оно маскируется преувеличенной заботой и вниманием, но выдает себя раздражением, недостатком искренности в общении, бессознательным стремлением избежать тесных контактов, а при случае освободиться как-нибудь от обузы.
  5. Повышенная моральная ответственность: не соответствующие возрасту и реальным возможностям ребенка требования бескомпромиссной честности, чувства долга, порядочности, возложение на подростка ответственности за жизнь и благополучие близких, настойчивые ожидания больших успехов в жизни — все это естественно сочетается с игнорированием реальных потребностей ребенка, его собственных интересов, недостаточным вниманием к его психофизическим особенностям.

Российские психологи Е.Т. Столин и В.В. Столин отметили некоторые типы неадекватного родительского (материнского) отношения к ребенку, связанные с эмоциональными трудностями женщин:

  1. Отношение матери к сыну — подростку как к «замещающему» мужу: требование активного внимания к себе, заботы, навязчивое желание находиться постоянно в обществе сына, быть в курсе его интимной жизни, стремление ограничить его контакты со сверстниками.

Матери жалуются на отсутствии контакта с сыном, его желание отгородиться от нее, его «презрение». В менее грубой форме подобное отношение, как уже указывалось, выливается в присвоении подростку статуса «главы семьи».

  1. Гиперопека и симбиоз: навязчивое желание удержать, привязать к себе ребенка, лишить его самостоятельности из-за страха возможного несчастья с ребенком в будущем (комплекс «умной Эльзы»). В этом случае преуменьшение реальных способностей и потенций ребенка приводит родителей к максимальному контролю и ограничениям, желанию все сделать за него, предохранить от опасностей жизни, «прожить жизнь за ребенка», что по существу означает «зачеркивание» реального ребенка, стагнацию развития ребенка, регресс и фиксацию на примитивных формах общения ради обеспечения симбиотических связей с ним.
  2. Воспитательный контроль посредством нарочитого лишения любви: нежелательное поведение (например, непослушание), недостаточные школьные достижения или неаккуратность в быту наказываются тем, что ребенку или подростку демонстрируется, что «он такой не нужен, мама такого не любит». При этом родители прямо не выражают недовольства ребенком, недопустимости подобного поведения, не демонстрируют ясно негативные чувства, которые они переживают в связи с плохим поведением ребенка. С ним не разговаривают, его подчеркнуто игнорируют, говоря о ребенке в третьем лице, как об отсутствующем. У некоторых детей подобное отношение порождает бессильное чувство ярости и гнева, вспышки разрушительной агрессии, за которыми стоит стремление доказать свое существование, внедриться в семейное «мы» напролом. В этом случае родители могут пойти на уступки из страха перед детской агрессией, или путем ответной агрессии (чаще — физической) пытаются преодолеть ими же созданную стену отчуждения. У части детей такое родительское отношение порождает глубокое чувство собственной ненужности, одиночества. Стремясь вернуть родительскую любовь, ребенок сам стремится ограничивать собственную индивидуальность, поступаясь чувством собственного достоинства, лишаясь собственного «Я». Послушание достигается ценой обесценивания «Я», сохранения примитивной привязанности.
  3. Воспитательный контроль посредством вызова чувства вины: ребенок, нарушающий запрет, клеймится родителями как «неблагодарный», «предавший родительскую любовь», «доставляющий своей мамочке столько огорчений», «доводящий до сердечных приступов» и т. д. (частный случай описанного выше воспитания в условиях повышенной моральной ответственности). Развитие самостоятельности сковывается постоянным страхом подростка оказаться виноватым в неблагополучии родителей, отношениями зависимости.

Обобщая все вышесказанное, отмечаем, отечественные и зарубежные психологи, изучая особенности воспитания в разных семьях, пришли к выводу, что формирование личностных качеств детей во многом зависит от стиля общения и взаимодействия в их семье и самоотношение ребенка до определенного периода является отражением отношения к нему взрослых, и прежде всего родителей. Ребенок усваивает ценности, параметры оценок и самооценок, нормы, которыми снабжают его родители и по которым он начинает оценивать себя сам, а также образ себя как обладающего теми или иными чертами и качествами.

Очевидно, что большинство классификаций основаны на критериях родительского контроля и особенностей проявления эмоциональной теплоты родителей. Важными параметрами различения стилей семейного воспитания выступают также степень властности и уважения родителей в отношении детей разного возраста. Некоторые авторы дают стилям семейного воспитания одинаковые названия, но расшифровывают их по-разному. В связи с этим важно отметить, что при изучении семьи основной задачей психологов и педагогов является выявление специфики содержания внутрисемейных отношений, а не именование стилей или типов родительского отношения. Этот тезис тем более верен, что, как отмечают многие ученые, в частности, В.С. Мухина, «В реальной жизни все еще более сложно, чем в любой классификации. В семье могут быть представлены одновременно несколько стилей отношения к ребенку: отец, мать, бабушки и дедушки могут конфликтовать друг с другом, отстаивая каждый свой стиль и многое другое. Кроме стилей отношений, обращенных непосредственно к ребенку, на его воспитание оказывает безусловное влияние стиль взаимоотношений взрослых членов семьи»

Любой родитель использует большой арсенал стилей семейного воспитания, в зависимости от актуальной ситуации, однако одна или несколько тенденций в отношении к ребенку могут повторяться чаще и доминировать в семейном воспитании. Чрезвычайно важно, чтобы родительское отношение характеризовалось любовью, уважением и пониманием возрастных психологических, а также индивидуальных особенностей ребенка. 

 

 

Руководитель методического объединения

 классных руководителей                                               Хватюк Л.В.

 

свернуть

Рекомендации при посещении семьи:

1.Четко определите цели и задачи при посещении семьи;

  1. Проинформируйте родителей не только о времени посещения, но и о цели;
  2. В разговоре с родителями обращайте внимание на то положительное, что имеется в опыте семейного воспитания, на достижения ребёнка;
  3. Ни в коем случае не начинайте беседу с отрицательных моментов жизнедеятельности ребенка, семьи;

5.Соблюдайте  необходимые требования к беседе, разговору (заинтересованность, откровенность, забота о ребенке, педагогический такт, умение слушать и слышать, понимать больше, чем сказано и т.п.);

  1. Не торопитесь, не употребляйте выражения типа: «Давайте обсудим, но я очень спешу», «Поговорим в другой раз» и т.п.;
  2. Строго выполняйте правило о присутствии (отсутствии) детей при разговоре;
  3. Стремитесь прийти к соглашению, договоритесь по возникающим вопросам и обязательно выполняйте то, что вместе наметили;
  4. Не забывайте о той пользе, которую должны ощутить родители в ходе общения;

10.Соблюдайте конфиденциальность беседы.

                                                                                             

свернуть

ПРАВИЛА общения с семьями учащихся

  • Классный руководитель в общении с каждой семьёй, должен быть искренен и уважителен;
  • Общение с родителями ученика должно служить не во вред, а во благо ребёнку;
  • Изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным;
  • Изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.

 

Изучая семьи учащихся, классный руководитель должен обратить внимание на следующую информацию о семье ученика:

  • Общие сведения о родителях или людях, их заменяющих;
  • Жилищные условия семьи и материальное обеспечение;
  • Образовательный уровень семьи, интересы родителей к школе и к жизни ребенка в классном коллективе;
  • Уровень педагогической культуры родителей;
  • Авторитетность семьи в глазах ребёнка:
  • Степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребёнка;
  • Семейные традиции, обычаи и ритуалы
свернуть

Конфликты с детьми: советы психолога, как их разрешать

Конфликты в семье неизбежны даже при самых хороших отношениях, и что дело вовсе не в том, чтобы их избегать или стараться замять, а в том, чтобы правильно их разрешать. Со временем, присмотревшись к жизни своей и окружающих, я убедилась, что это действительно так.

Конфликтные ситуации подстерегают нас, чуть ли не на каждом шагу, и в одних случаях дело кончается открытым спором, в других — невысказанной и затаенной обидой, а бывает, и настоящим «сражением».

Что создает конфликтную ситуацию и приводит к «накалу страстей»? Очевидно, что дело — в столкновении интересов родителя и ребенка. Заметим, что в подобных случаях удовлетворение желания одной стороны означает ущемление интересов другой и вызывает сильные отрицательные переживания: раздражение, обиду, гнев.

Что же делать в таких случаях?

Родители решают эту задачу по-разному. Одни гово­рят: «Вообще не нужно доводить до конфликтов». По­жалуй, намерение хорошее в принципе. Но, к сожалению, никто не застрахован от того, что желания наши и нашего ребенка однажды разойдутся. Когда же начинаются противоречия, одни родители не видят никакого другого выхода, как настоять на своем, другие же, напротив, считают, что лучше уступить, сохраняя мир.

Так появляются два неконструктивных способа раз­решения конфликтов, которые известны под общим на­званием «Выигрывает только один».

Первый неконструктивный способ разрешения конфликтов: «Выигрывает родитель». Родители, склонные использовать первый способ, считают, что побеждать ребенка, ломать его сопротивление необходимо. «Дашь ему волю, так он «на шею сядет», «будет делать, что хочет».

Сами того не замечая, они показывают детям сомнительный пример поведения «всегда добивайся того, что ты хочешь, не считаясь с желаниями другого». А дети очень чувствительны к манерам родителей и с раннего детства им подражают. Есть и другой вариант этого способа мягко, но настойчиво требовать от ребенка выполнения своего желания.

 Часто это сопровождается объяснениями, с которыми ребенок, в конце концов соглашается. Однако если такой нажим — постоянная тактика родителей, с помощью которой они всегда добиваются своего, то ребенок усваивает другое правило: «Мои личные интересы (желания, потребности) не в счет, все равно придется делать то, что хотят или требуют родители».

Второй неконструктивный способ разрешения кон­фликтов: «Выигрывает только ребенок». По этому пути идут родители, которые либо боятся конфликтов («мир любой ценой»), либо готовы постоянно жертвовать собой «ради блага ребенка», либо и то и другое.

В этих случаях дети растут эгоистами, не приученными к порядку, не умеющими себя организовать. Все это может быть и не так заметно в пределах семейной «всеобщей уступчивости», но едва они выходят за двери дома и включаются в какое-то общее дело, как начинают испытывать большие трудности. В школе, на работе, в любой компании им уже никто не хочет потакать. Со своими завышенными требованиями к окружающим и неспособностью идти навстречу другим они остаются в одиночестве, часто встречают насмешки и даже отвержение.

Таким образом, неправильно разрешаемые семейные конфликты, большие и маленькие, неизбежно дают «эффект накопления». А под его влиянием формируются черты характера, которые потом оборачиваются судь­бой детей и родителей. Поэтому очень важно внимательно относиться к каждому столкновению интересов между вами и вашим ребенком.

Каков же путь благополучного выхода из конфликта? Оказывается, можно повести дело так, что ни одна сторона не проиграет, больше того, можно сказать, что обе стороны окажутся в выигрыше. Рассмотрим этот способ более подробно.

Конструктивный способ разрешения конфликтов: «Выигрывают обе стороны: и родитель, и ребенок».

Этот способ основывается на двух навыках общения: активном слушании и «Я-сообщении». Сначала убедитесь, что вам удается успешно послушать ребенка и сообщить ему о своих чувствах в более простых, бесконфликтных ситуациях, и только потом переходите к более сложным случаям.

 Пошаговая система поведения в конфликте (подсказка для родителей)

  1. Коротко, в одном предложении, ясно и спокойным тоном сформулируйте то, что Вы хотите сказать ребенку. Обсуждайте ситуацию, не унижая достоинства ребенка. Сегодня звонили из колледжа и мне сказали, что ты не был там уже неделю. Мне сообщили знакомые, что видели вчера тебя в дурной компании, и ты был пьян.
  2. Скажите ребенку, что Вы чувствуете по поводу этой ситуации, используя «Я – высказывание», говорите о том, что Вы чувствуете:

«Я обеспокоена, когда слышу это»

«Я огорчена этим»

«Я так волнуюсь за тебя»

3.Укажите возможные последствия, которые Вы видите.

«Я боюсь, что ты не сможешь окончить колледж и не сумеешь обеспечивать себя в жизни».

«Я переживаю, что в этой компании ты попадешь в неприятную историю».

«Я беспокоюсь за тебя каждый вечер, когда ты поздно приходишь».

4.Признайте Ваши затруднения в решении проблем Вашего ребенка, переложите ответственность за его поступки на самого ребенка:

«Я хочу, чтобы ты хорошо окончил колледж, но я знаю, что не могу все время контролировать тебя – ты сам отвечаешь за это и за свою последующую жизнь».

5.Предложите своему ребенку помощь, если он показывает Вам, что нуждается в ней и готов ее получить.

6.Обязательно скажите Вашему ребенку, что Вы верите в него и в то, что он примет верные решения, касающиеся его жизни.

 

 

 

Ошибки воспитания детей

  1. Гиперопека. Воспитание включает чрезмерное внимание и контроль со стороны взрослых, навязывание своего мнения по любому вопросу, диктование каждого шага, ограждение от опасностей, культивирование осторожности.
  2. «Кумир семьи» (высокая степень гиперопеки). В воспитании преобладает постоянное восхваление ребенка и восхищение им, культивирование в нем чувства исключительности, освобождение его от всех тягот, выполнение любой его прихоти, снятие ответственности за свои поступки.
  3. Гипоопека. Проявляется недостаточным внимание к ребенку со стороны родителей, игнорированием его интересов, отсутствием заботы о его развитии. В крайнем выражении представлено воспитанием по следующему типу.
  4. «Золушка». Воспитание включает лишение ребенка ласки и внимания со стороны старших. Постоянное третирование ребенка, унижение, противопоставление другим детям, лишение удовольствий.
  5. «Ежовые рукавицы». Воспитание включает в себя систематическое избиение ребенка, диктаторское отношение к нему, отсутствие тепла, сочувствия и поощрения.

 

 

 

 

 

 

свернуть

Психолого-педагогическая диагностика в работе классного руководителя с семьей

Психолого-педагогическая диагностика в работе классного руководителя с семьей

Виды диагностики:

В зависимости от решаемых педагогом задач выделяют 3 вида диагностики:

  • предварительная (необходима при знакомстве с семьей, подготовке родительских собраний, тематических консультаций, внеклассных мероприятий, организации поездок и экскурсий, при планировании внеклассной работы …);
  • оперативная(необходима в конфликтной ситуации между родителями и детьми, при подготовке к собеседованиям, в решении проблем во взаимоотношениях школьников, родителей и детей, учителя и учащихся);
  • итоговая(проводится в конце учебного года по результатам работы).

     В настоящее время существует множество опубликованных диагностических методик для педагогов, учащихся, родителей. Как же сориентироваться в этом потоке? Как выбрать нужное?

Принципы:

  • На мой взгляд, необходимо отбирать диагностический инструментарий, основываясь на следующих принципах:
  • гуманизм (полученная информация ни в коем случае не должна повредить тому, кто сообщил вам сведения о себе);
  • валидность (определяется тем, насколько выбранный метод изучения семьи соответствует поставленным целям);
  • точность (соответствие результатов изучения уровню измеряемого качества);
  • надежность (определяется тем, насколько результаты изучения устойчивы при повторных измерениях);
  • корректность (определяется качеством диагностического материала).

В зависимости от поставленных целей все методики изучения семьи можно разбить на 4 блока (по основным направлениям взаимодействия):

1 блок. Изучение и сопровождение семьи (предварительная и оперативная диагностика)

 Необходимая информация

Методы и методики

     Социально-демографическая характеристика семьи:

·социально-демографический портрет семьи;·организация и принципы семейного воспитания;взаимоотношения родителей со школой. Анкеты и тесты для родителей.

     Сочинения и рисунки учащихся («Моя семья», «Мой выходной день»…). Описание учащимися своего генеалогического древа. Сочинения родителей. Педагогические консилиумы. Посещение семьи. Психолого-педагогическое консультирование (беседы). Методика незаконченных предложений.

 

 2 блок    Привлечение родителей к сотрудничеству со школой (предварительная диагностика)

 Информационные запросы родителей; ориентация родителей в сфере образования, наличие свободного времени, материальных и профессиональных возможностей

Анкеты для родителей. Беседы с родителями. Дискуссионные собрания. Проведение «круглых столов».

 3 блок  Информационно-просветительская работа с родителями (предварительная и оперативная диагностика)

       Правовая, психолого-педагогическая компетентность родителей в проблемах обучения и воспитания.

     Анкетирование и тестирование родителей. Наблюдение. Беседы с родителями. Обсуждение педагогических ситуаций. Деловые и сюжетно-ролевые игры. Психолого-педагогическое консультирование. Тренинги, практикумы…

 4 блок   Внутришкольный мониторинг  (итоговая диагностика)

     Удовлетворенность родителей качеством воспитательной работы

     Наблюдение. Анкеты для родителей. Методика незаконченных предложений. Беседы с родителями. «Круглые столы»…

 

 

 

Предварительная диагностика Анкета «Знакомство с родителями. Заочное знакомство с ребенком»

1 вариант

  • Каково ваше первое впечатление о школе и педагогическом коллективе, где предстоит учиться вашему ребенку?
  • Каким вы видите классного руководителя своего ребенка?
  • Каким бы вы хотели видеть класс, в котором предстоит учиться вашему ребенку?
  • Какие традиции и обычаи, по вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе?
  • Чем вы могли бы помочь классному руководителю в создании детского коллектива?
  • Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьезную тревогу и опасения?

                                                   2 вариант

  • С кем из взрослых в семье ваш ребенок охотнее всего проводит свободное время?
  • С кем из взрослых в семье ваш ребенок бывает более всего откровенен?
  • Как ваш ребенок реагирует на похвалу?
  • Как вы поощряете своего ребенка? Какие формы поощрения действуют лучше, какие хуже?
  • Как ваш ребенок реагирует на порицание?
  • Какие формы порицания оказываются наиболее действенными?
  • Есть ли у ребенка постоянные обязанности по дому? Какие?
  • С кем дружит ваш ребенок?
  • Как часто в доме бывают друзья вашего ребенка?
  • Как ваш ребенок предпочитает проводить свободное время?
  • К каким видам деятельности ваш ребенок проявляет наибольшую склонность?

Оперативная диагностика Методика незаконченных предложений для объективной диагностики взаимоотношений  (предупреждения или предотвращения развития конфликтных ситуаций)

Для учащихся:

  • - Школа для меня – это … - Класс, в котором я учусь – это … - Учителя для меня – это люди, которые … - Мои одноклассники – это … - Уроки для меня – это … - Выполнение домашних заданий для моего ребенка – это … - Предметы, которые мне нравятся, - это … - Предметы, которые мне не нравятся, - это …

Для родителей:

  • - Школа, в которой учится мой ребенок, – это … - Класс, в котором учится мой ребенок – это … - Одноклассники моего ребенка – это … - Уроки для моего ребенка – это … - Выполнение домашних заданий для моего ребенка – это … - Предметы, которые нравятся моему ребенку, - это … - Предметы, которые мне не нравятся моему ребенку, - это …

Анкета на выявление уровня заинтересованности                      родителей учебой ребенка                                    (тест)

  1. Сколько учебных предметов у вашего ребенка в этом учебном году? а) 8 б) 10 в) 12 г) ____
  2. Сколько родительских собраний вы посетили в этом учебном году? а) все или пропустил(а) одно; б) пропустил (а) два; в) не посетил(а) ни одного по различным причинам
  3. Сколько преподавателей, работающих в классе, вы знаете? а) всех; б) некоторых; в) только классного руководителя
  4. Сколько раз в этом году вы просматривали тетради и учебники ребенка? а) систематически б) периодически в) ни разу
  5. Если вы обнаружили, что ребенок испытывает трудности по каким-то предметам и вы не способны ему помочь, что вы предпримете? а) обращусь за помощью к учителям и другим людям; б) пойду к директору школы; в) заставлю ребенка серьезнее учить трудные для него предметы.
  6. Как вы поступаете, когда к вам приходят друзья ребенка, чтобы позаниматься вместе? а) принимаю их и помогаю в занятиях, если нужно, создаю условия для занятий; б) я их принимаю, несмотря на то, что мне это мешает; в) предпочитаю, чтобы мой ребенок занимался один.

           Ключ для обработки результатов:

  • Подсчитайте, под каким пунктом чаще всего совпадают ваши ответы:
  • А) 4-6 ответов. Вы не разделяете мнения о том, что ваш ребенок уже большой и может быть предоставлен самому себе. Вы прекрасно понимаете, что в любом возрасте на его пути встречается много трудностей, и он нуждается в вашей помощи не только в учебе, но и во всем остальном.
  • Б) 4-6 ответов. Вас не очень волнуют вопросы учебы вашего ребенка. Однако помните, что неурядицы с учебой могут привести к дестабилизации во всей остальной деятельности ребенка.
  • В) 4-6 ответов. Помните, что первый человек, кто должен прийти на помощь в вопросах учебы – это вы и остальные взрослые члены семьи. Постарайтесь все сделать так, чтобы на все вопросы вы смогли бы чистосердечно и уверенно дать ответы под буквой А.

 Итоговая диагностика Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения

  • Критерий оценки: 4 – совершенно согласен 3 – согласен 2 – трудно сказать 1 – не согласен 0 – совершенно не согласен
  • Коллектив, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным. 4 3 2 1 0
  • В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно. 4 3 2 1 0
  • Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку. 4 3 2 1 0
  • Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией школы. 4 3 2 1 0
  • Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с педагогами школы. 4 3 2 1 0
  • Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с классным руководителем. 4 3 2 1 0
  • Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка. 4 3 2 1 0
  • Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка. 4 3 2 1 0
  • В учебном заведении проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку. 4 3 2 1 0
  • В учебном заведении работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребенок. 4 3 2 1 0
  • Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания. 4 3 2 1 0
  • В учебном заведении заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка. 4 3 2 1 0
  • Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка. 4 3 2 1 0
  • Администрация и педагоги создают условия для проявления и развития творческих способностей нашего ребенка. 4 3 2 1 0
  • Учебное заведение по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни. 4 3 2 1 0
  • Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями. 4 3 2 1 0

Обработка результатов:

  • Удовлетворенность родителей работой учебного заведения определяется как частное, полученное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов.
  • Если коэффициент равен 3 или более этого числа, Это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности.
  • Если он равен или больше 2, но меньше 3, то можно констатировать средний уровень удовлетворенности.
  • Если же коэффициент меньше 2, то это является показателем низкого уровня удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения.

 Диагностика – не панацея, а средство, которое может помочь сделать проблему беспроблемной.

 

свернуть