МО учителей предметов естественного цикла и истории

МО учителей предметов естественного цикла и истории

       

План работы

 

учебно-методического объединения учителей

 

предметов естественного цикла и истории

 

ГУО «Средняя школа д. Скоки»

 

2023/2024 учебный год

 

 

 

Тема: Совершенствование профессиональной компетентности педагогов по вопросам развития и воспитания личности учащегося средствами учебных предметов «Всемирная история», «История Беларуси», «Обществоведение», «География», «Биология», «Химия».

Цель: создание условий для совершенствования профессиональной компетентности педагогов по вопросам развития и воспитания личности посредством реализации воспитательного потенциала учебных предметов, факультативных занятий.

Основными задачами методической деятельности в 2023/2024 учебном году являются:

1.            Обеспечить непрерывность образования педагогов, содействовать их профессиональному развитию с учетом образовательного и квалификационного уровней, профессиональных интересов и запросов;

2.            Оказание действенной помощи педагогам в совершенствовании их профессиональной компетентности по вопросам развития и воспитания личности учащегося средствами учебных предметов, методики преподавания учебных предметов «Всемирная история», «История Беларуси», «Обществоведение», «География», «Биология», «Химия» в контексте рассматриваемой темы с учетом имеющегося в учреждении образования эффективного педагогического опыта на основе самообразовательной профессиональной деятельности;

3.            Совершенствование образовательного процесса по истории и обществоведению с учетом рекомендаций по результатам изучения качества образования по учебным предметам «Всемирная история», «История Беларуси», «Обществоведение» результатов централизованного экзамена по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования;

4.            Информирование педагогических работников о нормативном правовом, научно–методическом обеспечении образовательного процесса по учебным предметам, новинках педагогической литературы.

 

Прогнозируемый результат:

1.            Поддержка системы непрерывного образования и самообразования педагогических работников;

2.            Рост профессиональной компетентности учителей по вопросам методики преподавания учебных предметов «Всемирная история», «История Беларуси», «Обществоведение», «География», «Биология», «Химия»;

3.            Совершенствование компетентности учителей по вопросам развития и воспитания личности учащегося средствами учебных предметов, по реализации воспитательного потенциала учебных и факультативных занятий;

4.            Реализация самообразовательной траектории учителей в процессе образовательной деятельности в предметной области, формирование кадрового потенциала учреждения образования;

5.            Достижение образовательных результатов, предусмотренных учебной программой, в контексте компетентностного подхода.

6.             

СОСТАВ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

Темы по самообразованию

ФИО учителя

1

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории»

Лавреенко Л.В. – учитель истории и обществоведения

2

«Использование интерактивных приёмов в процессе преподавания химии»

Липко О.С. – учитель биологии и химии

3

«Межпредметные связи на уроках географии», «Межпредметные связи на уроках биологии»

Голубкович И.П. – учитель географии и биологии

 

1.                 Лавреенко Лариса Викторовна – учитель истории и обществоведения, высшая квалификационная категория, кандидат исторических наук, руководитель УМО

 

2.                 Липко Ольга Сергеевна – учитель биологии и химии, высшая квалификационная категория.

 

3.                 Голубкович Игорь Петрович – учитель географии и биологии, вторая квалификационная категория.

 

 

 

 

Анализ работы учебно-методического объединения

учителей

предметов естественного цикла и истории

ГУО «Средняя школа д. Скоки»

за 2022/2023 учебный год

1. Тема, цель, задачи УМО.

Методическая тема: Совершенствование профессиональной компетентности педагогов по формированию личностных, межпредметных и предметных компетенций учащихся.

 

Цель работы УМО: создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов через совершенствование форм и методов педагогической деятельности, способствующих организации продуктивной деятельности учащихся на учебных занятиях и развитию их интеллектуального и творческого потенциала.

 

Задачи: Способствовать овладению педагогами обновленным содержанием образования, образовательными стандартами нового поколения;

1.                 Обеспечивать освоение педагогами эффективных приемов и методов обучения, способствующих развитию мотивации учащихся к учебно-познавательной деятельности и ведущих к формированию метапредметных, предметных и личностных компетенций учащихся;

2.                 Повышать уровень общедидактической и методической подготовки педагогов, способствовать систематичности использования учителями межпредметных и метапредметных связей в преподавании учебных предметов с целью создания условий для формирования у учащихся общих учебных умений и навыков;

3.                 Создавать оптимальные условия для развития основных компетенций учащихся сообразно с их интересами, способностями и возможностями.

4.                 Информирование учителей о нормативно-правовом и научно-методическом обеспечении образовательного процесса по учебным предметам в 2022/2023 учебном году.

 

2.  Анализ количественного и качественного состава членов УМО

Учебный год

Кол-во

учителей

Из них

квалификационная категория

педагогический стаж (лет)

образование

б/к

вторая

первая

высшая

0-5

до 15

более15

высшее

с/с

на 01.09 2023 г.

3

 

1

 

2

1

2

 

3

 

на 31.05. 2023 г.

3

 

1

 

2

1

2

 

3

 

 

Вывод: в состав УМО учителей предметов естественного цикла и истории входят опытные квалифицированные специалисты, двое из которых имеют высшую квалификационную категорию и стаж работы до 15 лет. В течение учебного года состав УМО не менялся.

 

3.  Анализ повышения квалификации педагогов

ФИО учителя

Место прохождения курсов

Дата прохождения курсов

Тема курсов

Голубкович Игорь Петрович

ГУО "Брестский областной институт развития образования",

г. Брест

сентябрь 2022

«Организация работы классного руководителя в современных условиях»

ГУО "Брестский областной институт развития образования",

г. Брест

апрель 2023

«Совершенствование профессиональной компетентности педагогов по формированию личностных, межпредметных и предметных компетенций учащихся»

Липко Ольга Сергеевна

ГУО "Брестский областной институт развития образования",

г. Брест

февраль 2023

«Организация исследовательской деятельности учащихся по предметам естественнонаучного цикла»

Вывод: все члены методического объединения учителей предметов естественного цикла и истории повышают свою квалификацию согласно установленным срокам и планам. Практический все педагоги посетили курсы повышения квалификации по преподаваемому предмету в 2022/2023 учебном году.

 

ФИО молодого специалиста

ФИО

наставника

Проводимая работа

Кол-во посещ. уроков

Результаты работы

4.  Работа с молодыми специалистами

 

Вывод: среди членов УМО в 2022/2023 учебном году нет педагогов со статусом «Молодой специалист».

5.  Работа учителей над темами по самообразованию

ФИО учителя

Практический выход

выступление

(когда, где)

урок

(дата, тема, класс)

результат работы (выводы)

Лавреенко Л.В.

Отчёт на заседании УМО (апрель 2023 г.)

 

Продолжается работа над темой по самообразованию.

Голубкович И.П.

Отчёт на заседании УМО (апрель 2023 г.)

 

Продолжается работа над темой по самообразованию.

Липко О.С.

Отчёт на заседании УМО (апрель 2023 г.)

 

Продолжается работа над темой по самообразованию.

6.  Обобщение опыта учителей по теме самообразования в школе

ФИО учителя

Тема

Дата обобщения

Где слушался вопрос

Лавреенко Л.В.

Проектирование учебного занятия по истории с использованием современных методов и средств обучения (медиаобразования), различных форм организации учебного взаимодействия, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

январь 2023

Заседание УМО

Липко О. С.

Использование интеллект-карт на уроках в школе

апрель 2023

Мастер-класс для педагогов школы

Голубкович И.П.

Презентация материалов самообразовательной практики учителя Голубковича И.П.

 

май 2023

Заседание УМО учителей

Вывод: темы по самообразованию активно внедряются в образовательный процесс. Этому активно способствуют инструктивно-методические совещания по вопросам планирования работы над самообразованием и обобщением опыта своей деятельности. На каждом заседании УМО заслушивались сообщения учителей о ходе и результативности работы над темой самообразования.

7.  Информация о педагогах, которые подтверждали (повышали) квалификационную категорию в 2022/2023 уч. году

ФИО учителя

Дата и место

Тема обобщения опыта

8.  Используемые в работе технологии

ФИО учителя

Технология (её элементы, методы, приёмы)

Кол-во лет работы по технологии

Эффективность

Липко О.С.

Технология интеллект-карт

5

Комплексное использование в учебном процессе всех используемых технологий стимулируют личностную, интеллектуальную активность, развивают познавательные процессы, способствуют формированию компетенций, которыми должен обладать учащийся.

Лавреенко Л.В.

Проектная технология

3

Голубкович И.П.

Игровая технология.

Здоровьесберегающая технология

3

Вывод: на уроках учителями УМО используются разнообразные технологии, методы и приёмы, что способствует стимулированию у учащихся интеллектуальной активности, развитию познавательных процессов, формированию компетенций.

9.  Открытые уроки (с обязательным указанием даты, ФИО учителя, класса, темы, кол-во уроков)

Открытые уроки

для школы

для РУМО

Для

БОИРО

Для Школы молодого специалиста

Лавреенко Л.В., 07.02, 5А класс, «Древний Иран»

 

 

 

Лавреенко Л.В., 07.02, 5Б класс, «Древний Иран»

 

 

 

Лавреенко Л.В., 07.02, 5В класс, «Древний Иран»

 

 

 

Голубкович И.П., 03.04., 6А, 6Б классы,

«Движение вод в океане»

Голубкович И.П., 23.03., 6 класс, «Строение гидросферы. Мировой океан»

 

 

 

Липко О.С. 20.01., «Насекомые – вредители растений»

 

 

 

10. Работа с одаренными детьми:

- участие в предметных олимпиадах

ФИО учителя

ФИО ученика, класс

Олимпиады

предмет

место

Лавреенко Л.В.

Скощук Арсений,

9А класс

финансовая грамотность

благодарность в районе

Логишинец Егор,

11 класс

обществоведение

благодарность в районе

Губанова Елизовета, 9Б класс

основы правовых

знаний

Диплом III степени в районе

Липко О.С.

Шибут Александр,

8А класс

биология

благодарность в районе

Голубкович И.П.

Дешунина Анастасия, 9Б класс

биология

благодарность в районе

 

- участие в творческих конкурсах, играх, конференциях и т.д.

ФИО учителя

Название конкурса

Фамилия имя ученика, класс

Занятое место

Лавреенко Л.В.

Республиканский конкурс творческих работ, посвященном Году исторической памяти (г. Минск, НАН Республики Беларусь), ноябрь 2022 г.

Логишинец Егор, 11 класс

Диплом III степени

Участие Лавреенко Л.В. с докладом «Вопросы компаративистики в пьесах А.С. Грибоедова «Горе от ума» и Ю.У. Немцевича «Возвращение депутата» во II Международной очно-заочной метопредметной научно-практической конференции «Этносы и судьбы в современном социуме»: теория и практика.

Участие Лавреенко Л.В. с докладом «Прамысловасць Палескага ваяводства ў 19211939 гг.» во II Международной очно-заочной метопредметной научно-практической конференции «Брестчина сквозь века к современности».

C. Грышкевіч “Захавальнікі гісторыі малой Радзімы” // Настаўніцкая газета. – №121, 27 снежня 2022. – С.6 – Публикация о Лавреенко Л.В. и Логишинце Е. в “Настаўніцкай газеце”.

Голубкович И.П.

Районный этап республиканского конкурса «Энергомарафон».

Номинация:

«Проект практических мероприятий по энергосбережению»

Струк Полина, 10 класс

Диплом III степени

«Маршрутами памяти. Маршрутами единства» в рамках Всебелорусской молодёжной экспедиции за каталог объектов «Наследие земли белорусской» номинация «Туристическая мозаика Беларуси»

1 место в Брестском районе

Голубкович И.П.

Лауреат областного этапа конкурса на лучший «Дневник путешественника»

 

Областной этап республиканского конкурса научных исследовательских краеведческих работ учащихся в номинации «Культурная спадчына»

Тарасенко Маргарита, 10 класс

Диплом II степени

44-й районный слёт-конкурс ЮИД

 

 

Диплом 1 степени отряду Юного инспектора дорожного движения за «Теоретический экзамен на знание Правил дорожного движения».

 

Грамота за лучший результат за «Теоретический экзамен на знание ПДД»

 

Открытые районные комплексные туристические соревнования среди учащихся учреждений образования Брестского района (д. Каминица-Жировецкая)

 

Диплом III степени команда в дисциплине «Фигурное вождение велосипеда»

 

Областной этапа Всебелорусской молодёжной экспедиции «Маршрутами памяти. Маршрутами единства» в номинации «Туристическая мозаика Беларуси»

 

Диплом III степени

 

Открытые районные комплексные туристические соревнования среди учащихся учреждений образования Брестского района

 

Диплом II степени команды в дисциплине «Техника водного туризма».

 

Диплом III степени команда в дисциплине «Конкурс песни»

Липко О.С.

Районный этап научно-практической конференции учащихся

Дешунина Анастасия, 9Б класс

Диплом II степени

Участие педагога в областном этапе конкурса «Учитель года»

Диплом III степени

 

11.  Публикации учителей за 2022/2023 учебный год

ФИО учителя

Название публикации

Наименование издания,

№, год (для периодики)

 

 

 

 

 

 

 

 

Лавреенко Л.В.

«Вопросы компаративистики в пьесах А.С. Грибоедова «Горе от ума» и Ю.У. Немцевича «Возвращение депутата» (в соавторстве)

II Международная очно-заочная метопредметная научно-практическая конференция «Этносы и судьбы в современном социуме» : теория и практика : коллек. моногр. / под ред. М.П. Жигаловой. – Брест : БрГТУ, 2023. – С. 126–138.

«Прамысловасць Палескага ваяводства ў 1921–1939 гг.»

II Международная очно-заочная метопредметная научно-практическая конференция «Брестчина сквозь века к современности» : коллек. моногр. / под ред. М.П. Жигаловой. – Брест : БрГТУ, 2023. – С. 131–138.

12. Поощрение учителей

ФИО учителя

Награды

районный отдел образования

городской отдел образования

управление образования

министерство образования

Другое

 

 

13. Место УМО (учителя) в методической работе школы, района и т.д.

ФИО учителя, подготовившего мероприятие, выступление

Мероприятия: заседания РУМО, конференции, педагогические советы; предметные, методические недели; вечера, гостиные и т. д. (указать мероприятие, возможный результат)

Дата

 

Липко О.С.

Мастер-класс для педагогов школы «Использование интеллект-карт на уроках биологии»

март 2023 г.

 

Лавреенко Л.В.,

Липко О.С., Голубкович И.П.

Предметная неделя по истории, географии и биологии

15-20 мая 2023 г.

 

Голубкович И.П.

«Строение гидросферы. Мировой океан»

март 2023 г.

 

14. Проблемные, творческие группы и другие методические формирования в составе УМО (если имеются)

Название методического формирования

Содержание работы

Практический выход

Результаты

15. Проблемы УМО и пути их решения.

Проблемы УМО

Пути их решения

·        Проводится недостаточная работа с одаренными учащимися и, как результат, – снижение показателей результативности участия в областном и республиканском этапах предметных олимпиад.

·        Недостаточно организовано взаимопосещение уроков членами УМО.

 

 

 

·        Низкая активность учителей в обобщении педагогического опыта, как на уровне школы, так и района. Отсутствие трансляции опыта педагогов в периодических изданиях.

·        Активизировать работу учителей с одаренными детьми, проводить подготовку учащихся данной категории к предметным олимпиадам.

 

·        Обобщать и распространять опыт учителей, анализировать, апробировать и внедрять новые формы, технологии и методы в образовательный процесс.

·        Стимулировать педагогов к публикациям в периодических изданиях.

 

 

 

 

Руководитель УМО                                                   Л.В. Лавреенко

 

Работа УМО строится по следующим направлениям:

 

I.                  Организационная деятельность

 

 

Содержание

Дата

Ответственные

1

Планирование работы УМО на 2023/2024 учебный год

август

Пред. УМО, члены УМО

2

Ознакомление с требованиями к ведению школьной документации

Август-сентябрь

Пред. УМО, члены УМО

3

Изучение правового и научно-методического обеспечения образовательного процесса по предметам естественного цикла и истории

Август-сентябрь

Пред. УМО, члены УМО

4

Изучение нормативных документов по истории, обществоведению, географии, биологии, химии и современных методов преподавания

В течение года

 

члены УМО

 

5

Планирование и корректировка проведения предметной недели

март

Пред. УМО, члены УМО

6

Проведение предметной недели истории, обществоведения, географии, биологии, химии

февраль

Пред. УМО, члены УМО

7

Подготовка проектов документов к аттестации педагогов – членов УМО (по мере необходимости)

В течение года

Пред. УМО, члены УМО

8

Изучение нормативных документов и методических рекомендаций по итоговой аттестации учащихся 9-х классов

В течение года

Пред. УМО, члены УМО

9

Проведение и анализ пробных работ по итоговой аттестации учащихся 9-х классов

Ноябрь-апрель

Пред. УМО, члены УМО

10

Организация работы по систематизации методических и дидактических материалов

В течение года

члены УМО

11

Выбор тем по самообразованию, накопление педагогического опыта

В течение года

Пред. УМО, члены УМО

12

Проведение и анализ итоговой аттестации обучающихся 9-х классов

июнь

Пред. УМО, члены УМО

 

 

II.               Заседания

Тема заседания

Дата

Ответственные

1

«Особенности организации образовательного процесса на II и III ступени общего среднего образования в 2023/2024 учебном году.

29.08.2023 г.

Пред. УМО, члены УМО

2

Теоретические и практические аспекты реализации в процессе преподавания предметов истории, биологии, географии, химии как принципа единства обучения, воспитания и развития учащихся

01.11.2023 г.

Пред. УМО, члены УМО

3

Современный урок как средство формирования и развитие личности учащегося

08.01.2024 г.

Пред. УМО, члены УМО

4

Формирование читательской грамотности учащихся на уроках истории и предметов естественного цикла

04.03.2024 г.

Пред. УМО, члены УМО

5.

Воспитательный потенциал урока как фактор формирования и развития личности учащихся

15.04.2024 г.

Пред. УМО, члены УМО

6.

Итоги работы учебно-методического объединения учителей предметов естественного цикла и истории в 2023/2024учебном году

29.05.2024 г.

Пред. УМО, члены УМО

Оперативные заседания УМО

Рук. УМО

 

п/п

Тема заседания, вопросы для обсуждения

Форма работы

Сроки

Ответственные

1.

Особенности организации образовательного процесса на II и III ступени общего среднего образования в 2023/2024 учебном году

1.                 Анализ работы УМО за 2022/2023 учебный год.

2.                 Постановка задач работы УМО на 2023/2024 учебный год.

3.                 Обсуждение плана работы методического объединения на 2022/2023 учебный год.

4.                 Актуальные направления методической работы в 2023/2024 учебном году.

5.                 Изучение нормативных правовых документов и инструктивно-методических писем Министерства образования Республики Беларусь к 2023/2024 учебному году.

6.                 Определение тем для самообразования (обобщения опыта собственной профессиональной деятельности). 

Другое:

а) выбор факультативных занятий;

б) корректировка и утверждение тем по самообразованию учителей;

в) составление и утверждение графика открытых уроков.

Информационно-аналитическое совещание

Август 2023 г.

Лавреенко Л.В.,

участники УМО

2.

Теоретические и практические аспекты реализации в процессе преподавания предметов истории, биологии, географии, химии как принципа единства обучения, воспитания и развития учащихся.

1. Требования к современному уроку

2. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций в обучении предметов истории, географии, биологии и химии.

3.Формирование читательской, математической и естественно-научной грамотности учащихся на учебных занятиях.

4.Формирование ключевых компетенций учащихся – знаний, умений, способов и опыта деятельности – с учетом специфики предметов истории, географии, биологии и химии.

5. Организация системной работы с интеллектуально одарёнными и высокомотивированными учащимися.

 

Внутришкольные вопросы:

подготовка к педагогическому совету.

Круглый стол

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ноябрь

2023 г.

Лавреенко Л.В.,

участники УМО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Современный урок как средство формирования и развитие личности учащегося.

1.Компетенции современного педагога.

2.Дидактические требования к современному уроку.

3.Целепологание в современном уроке.

4. Методический конструктор урока как дидактическое средство проектирования образовательного процесса.

Научно-методический семинар

январь 2024 г.

Лавреенко Л.В.,

участники УМО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Формирование читательской грамотности учащихся на уроках истории и предметов естественного цикла

1.                  Читательская компетенция как метапредметный образовательный результат.

2.                  Использование приемов смыслового чтения для формирования читательской грамотности.

3.                  Интерактивные задания как средство формирования читательской грамотности.

Задания по формированию читательской грамотности на уроках истории и предметов естественного цикла.

 

Обучающий семинар

 

 

Март

2024 г.

 

 

Лавреенко Л.В.,

участники УМО

 

5.

Воспитательный потенциал урока как фактор формирования и развития личности учащихся

1.                 Эффективные приемы, формы и методы воспитания учащихся средствами учебных предметов естественного цикла и истории.

2.                 Художественный текст как средство формирования духовно-нравственных ценностей учащихся.

3.                 Использование содержания учебного материала для профилактики негативных явлений: интернет-зависимости, буллинга, нарушений социализации, кибербуллинга, нарушений социализации, склонности к суициду, виктимности, алкоголизма и др.

Творческий диалог

Апрель 2024 г.

Лавреенко Л.В.,

участники УМО

6.

Итоги работы учебно-методического объединения учителей предметов естественного цикла и истории в 2023/2024учебном году

1.             Профориентация на учебных занятиях по истории, географии, биологии и химии.

2.             Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках как средство развития медиакомпетентности учащихся.

3.             Учебно-методическое обеспечение выпускного экзамена по учебному предмету «История Беларуси» в 9 классе

4.             Обмен опытом в рамках УМО «Основные критерии профессионализма педагогов».

5.                 Постановка задач УМО на 2024/2025 учебный год.

Педагогический диалог

Май

2024 г.

Лавреенко Л.В.,

участники УМО

 

 

 

 

Председатель УМО                                                                                  Л.В. Лавреенко

 

 

Заседание №1

Дата: 29.08.2023 г.

Тема: Особенности организации образовательного процесса на II и III ступени общего среднего образования в 2023/2024 учебном году

Форма проведения: Информационно-аналитическое совещание.

 

Вопросы для обсуждения:

  1. Анализ работы УМО за 2022/2023 учебный год (Лавреенко Л.В.)
  2. Постановка задач работы УМО на 2023/2024 учебный год
  3. Обсуждение плана работы методического объединения на 2022/2023 учебный год.
  4. Актуальные направления методической работы в 2023/2024 учебном году.
  5. Изучение нормативных правовых документов и инструктивно-методических писем Министерства образования Республики Беларусь к 2023/2024 учебному году.
  6. Определение тем для самообразования (обобщения опыта собственной профессиональной деятельности). 

 

Информационные источники:

1.Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2023/2024 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования».

  1. Образовательные стандарты общего среднего образования, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26.12.2018. – № 125.
  2. Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.06.2011. – № 38 (ред. от 26.05.2020).
  3. Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам, утвержденные приказом Министерства образования Республики Беларусь от 2022 г.
  4. Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.12.2012 № 206 (ред. от 03.05.2018).
  5. Концепция развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь от 31.03.2014 № 15/27/23.

 

Заседание №2

Дата: 01.11.2023 г.

Тема: Теоретические и практические аспекты реализации в процессе преподавания предметов истории, биологии, географии, химии как принципа единства обучения, воспитания и развития учащихся

Форма проведения: Круглый стол

 

Вопросы для обсуждения:

  1. Требования к современному уроку
  2. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций в обучении предметов истории, географии, биологии и химии.

3.Формирование читательской, математической и естественно-научной грамотности учащихся на учебных занятиях.

4.Формирование ключевых компетенций учащихся – знаний, умений, способов и опыта деятельности – с учетом специфики предметов истории, географии, биологии и химии.

  1. Организация системной работы с интеллектуально одарёнными и высокомотивированными учащимися.

 

Практический блок:

подготовка к педагогическому совету

 

Информационные источники:

1.Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2023/2024 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования».

  1. Образовательные стандарты общего среднего образования, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26.12.2018. – № 125.
  2. Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.06.2011. – № 38 (ред. от 26.05.2020).
  3. Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам, утвержденные приказом Министерства образования Республики Беларусь от 2022 г.
  4. Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.12.2012 № 206 (ред. от 03.05.2018).
  5. Концепция развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь от 31.03.2014 № 15/27/23.

 

 

Заседание №3

Дата: 08.01.2024 г.

Тема: Современный урок как средство формирования и развитие личности учащегося.

Форма проведения: научно-методический семинар

 

Вопросы для обсуждения:

 

1.Компетенции современного педагога.

2.Дидактические требования к современному уроку.

3.Целепологание в современном уроке.

4.Методический конструктор урока как дидактическое средство проектирования образовательного процесса.

Внутришкольные вопросы:

а) анализ работы за 1 полугодие.

Информационные источники:

1.Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2023/2024 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования».

  1. Образовательные стандарты общего среднего образования, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26.12.2018. – № 125.
  2. Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.06.2011. – № 38 (ред. от 26.05.2020).
  3. Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам, утвержденные приказом Министерства образования Республики Беларусь от 2022 г.
  4. Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.12.2012 № 206 (ред. от 03.05.2018).
  5. Концепция развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь от 31.03.2014 № 15/27/23.

 

 

ПРОТОКОЛ №1

29.08.2023

заседания учебно-методического объединения учителей

предметов естественного цикла и истории

 

Председатель: Лавреенко Л.В.

Присутствовали: учитель биологии и химии Липко О.С., Голубкович И.П. учитель географии и биологии.

 

Повестка дня:

  1. Анализ работы УМО за 2022/2023 учебный год
  2. Постановка задач работы УМО на 2023/2024 учебный год
  3. Обсуждение плана работы методического объединения на 2023/2024 учебный год.
  4. Актуальные направления методической работы в 2023/2024 учебном году.
  5. Изучение нормативных правовых документов и инструктивно-методических писем Министерства образования Республики Беларусь к 2023/2024 учебному году.
  6. Определение тем для самообразования (обобщения опыта собственной профессиональной деятельности). 

 

СЛУШАЛИ:

Лавреенко Л.В. – учителя истории и обществоведения, руководителя УМО по вопросам:

  1. Выборы секретаря заседания методического объединения.
  2. Анализ работы УМО за 2022/2023 учебный год.
  3. Постановка задач работы УМО на 2023/2024 учебный год
  4. Обсуждение плана работы методического объединения на 2022/2023 учебный год.
  5. Актуальные направления методической работы в 2023/2024 учебном году.
  6. Изучение нормативных правовых документов и инструктивно-методических писем Министерства образования Республики Беларусь к 2023/2024 учебному году.
  7. Определение тем для самообразования (обобщения опыта собственной профессиональной деятельности). 

 

РЕШИЛИ:

  1. Секретарем заседания методического объединения избрать Липко О.С. – учитель биологии и химии.
  2. Учителям-предметникам на уроках истории, обществоведения, географии, биологии, химии руководствоваться всеми нормативно-правовыми документами по предметам, новыми учебниками и учебно-методической литературой, а также санитарными нормами и правилами, утверждёнными Министерством здравоохранения РБ; своевременно отслеживать информацию сайтов Министерства образования и Национального института образования.

Сроки исполнения – в течение 2023/2024 учебного года

ОБСУЖДАЛИ:

План работы методического объединения учителей предметов естественного цикла и истории на 2023/2024 учебный год.

 

РЕШИЛИ:

Утвердить предложенный план работы методического объединения учителей предметов естественного цикла и истории на 2023/2024 учебный год.

 

ОБСУЖДАЛИ:

Организация работы по самообразованию. Темы по самообразованию педагогов. Обзор новинок методической литературы и периодических изданий по учебным предметам естественного цикла и истории.

 

РЕШИЛИ:

Утвердить следующие темы по самообразованию учителей:

  1. Лавреенко Л,В. «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории».
  2. Липко О.С. «Использование интерактивных приёмов в процессе преподавания химии».
  3. Голубкович И.П. «Межпредметные связи на уроках географии»; «Межпредметные связи на уроках биологии»

Сроки исполнения – в течение 2023/2024 учебного года

 

 

 

 

 

Председатель   УМО                                                                Л.В. Лавреенко

 

Секретарь УМО                                                                    О.С. Липко

 

ПРОТОКОЛ №2

01.11.2023

заседания учебно-методического объединения учителей

предметов естественного цикла и истории

 

Председатель: Лавреенко Л.В.

Присутствовали: учитель биологии и химии Липко О.С., Голубкович И.П. учитель географии и биологии.

 

Повестка дня:

 

1. Требования к современному уроку

2. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций в обучении предметов истории, географии, биологии и химии.

3.Формирование читательской, математической и естественно-научной грамотности учащихся на учебных занятиях.

4.Формирование ключевых компетенций учащихся – знаний, умений, способов и опыта деятельности – с учетом специфики предметов истории, географии, биологии и химии.

5. Организация системной работы с интеллектуально одарёнными и высокомотивированными учащимися.

 

Внутришкольные вопросы: подготовка к педагогическому совету

 

  1. Требования к современному уроку

СЛУШАЛИ:

Голубкович И.П. учитель географии и биологии, который ознакомил присутствующих с дидактическими требованиями к уроку, основными типами уроков, структурными элементами учебного занятия. А также охарактеризовал основные пути совершенствования урока в современной школе.

 

РЕШИЛИ:

Членам УМО принять к сведению основные требования к современному уроку.

Сроки исполнения – в течение 2023/2024 учебного года

 

  1. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций в обучении предметов истории, географии, биологии и химии.

СЛУШАЛИ: Лавреенко Л.В. – учителя истории и обществоведения, руководителя УМО, которая отметила, что современная дидактика подчеркивает, что задачи учебного процесса нельзя сводить лишь к формированию знаний, умений и навыков. Он призван комплексно влиять на личность, несмотря на то что образовательная функция является особенно специфичной для этого процесса. Само образование в широком смысле предполагает уже не только формирование знаний и умений, но и формирование личностных качеств, мировоззрения, идейности, нравственности личности и др. Условное выделение образовательной, воспитательной и развивающей функций полезно для практической деятельности учителей, особенно при планировании задач обучения на уроках.

 

РЕШИЛИ:

Членам УМО принять к сведению информацию при постановке целей и задач к урокам.

 

3.Формирование читательской, математической и естественно-научной грамотности учащихся на учебных занятиях.

СЛУШАЛИ: Лавреенко Л.В. – учителя истории и обществоведения, руководителя УМО, которая сообщила, что данный вопрос вынесен на педагогический совет.

 

РЕШИЛИ: Лавреенко Л.В. подготовить выступление по теме «Формирование финансовой грамотности у учащихся», Липко О.С. – «Естественнонаучная грамотность».

Сроки исполнения – 3 ноября 2023 г.

4.Формирование ключевых компетенций учащихся – знаний, умений, способов и опыта деятельности – с учетом специфики предметов истории, географии, биологии и химии.

СЛУШАЛИ: Лавреенко Л.В. – учителя истории и обществоведения, руководителя УМО. Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени.

 

РЕШИЛИ:

Членам УМО подготовить открытые уроки с использованием компетентностного подхода.

Сроки исполнения – январь – май 2023/2024 учебного года

 

  1. Организация системной работы с интеллектуально одарёнными и высокомотивированными учащимися.

СЛУШАЛИ: учителя биологии и химии Липко О.С., которая отметила, что первостепенными задачами в решении дилеммы мотивации процесса достижения высоких результатов в учебной деятельности одаренных учащихся должно стать: своевременное выявление высокомотивированных школьников, раскрытие у них особых интеллектуальных и творческих задатков и способностей в предметной области. Помощь в эффективном проявлении своих способностей; прогнозирование их пути к достижению высоких результатов (прогнозирование успешности).

 

РЕШИЛИ:

Членам УМО активизировать работу с интеллектуально одаренными и высокомотивированными учащимися.

Сроки исполнения – в течение 2023/2024 учебного года

 

 

Председатель УМО                                                                              Л.В. Лавреенко

 

Секретарь УМО                                                                                        О.С. Липко

ПРОТОКОЛ №3

08.01.2024

заседания учебно-методического объединения учителей

предметов естественного цикла и истории

 

Председатель: Лавреенко Л.В.

Присутствовали: учитель биологии и химии Липко О.С., Голубкович И.П. учитель географии и биологии.

 

Повестка дня:

1.Компетенции современного педагога.

2.Дидактические требования к современному уроку.

3.Целепологание в современном уроке.

4.Методический конструктор урока как дидактическое средство проектирования образовательного процесса.

 

1.Компетенции современного педагога.

СЛУШАЛИ: учителя биологии и химии Липко О.С, которая ознакомила с основными составляющими профессиональной компетентности педагога и охарактеризовала основные пути развития профессиональной компетентности педагога. Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности каждого педагога мобилизовать свои собственные усилия на систематическую умственную работу, рационально строить свою деятельность, управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием использовать свой потенциал, проявлять творческую активность.

 

РЕШИЛИ:

Учителям-предметникам продолжить работу по реализации межпредметных связей.

Сроки исполнения – в течение 2023/2024 учебного года

 

2.Дидактические требования к современному уроку.

СЛУШАЛИ: учителя географии и биологии Голубковича И.П., который дал характеристику основным типам уроков, структурным элементам учебного занятия. Перечислил этапы комбинированного урока.

 

РЕШИЛИ:

Учителям-предметникам соблюдать дидактические требования к современному уроку.

Сроки исполнения – в течение 2023/2024 учебного года

 

3.Целепологание в современном уроке.

СЛУШАЛИ: Лавреенко Л.В. – учителя истории и обществоведения, руководителя УМО, которая сообщила, что любой урок начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели – чего учитель хочет добиться; затем установления средства – что поможет учителю в достижении цели, а затем определения способа как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута. Цель должна быть сформулирована как результат деятельности, а задача как процесс. Ознакомила с со способами постановки образовательной цели урока через деятельность учащихся.

 

РЕШИЛИ:

Учителям-предметникам соблюдать основные способы постановки целей урока.

Сроки исполнения – в течение 2023/2024 учебного года

 

4.Методический конструктор урока как дидактическое средство проектирования образовательного процесса.

СЛУШАЛИ: учителя биологии и химии Липко О.С, которая ознакомила присутствующих с методическим конструктором урока как дидактическим средством проектирования образовательно процесса. Причислила основные продукты дидактического проектирования.

 

РЕШИЛИ:

Учителям-предметникам обратить внимание на проектирование образовательного процесса.

Сроки исполнения – в течение 2023/2024 учебного года

 

 

 

 

Председатель УМО                                                                  Л.В. Лавреенко

 

Секретарь УМО                                                                    О.С. Липко

свернуть