В помощь классному руководителю

Рекомендации классному руководителю

по сплочению ученического коллектива

  1. Детский коллектив нужно формировать ежедневно, это кропотливая и ответственная работа. И здесь авторитет учителя и воспитателя, особенно для детей младшего школьного возраста, чрезвычайно велик.
  2. Запланируйте в плане воспитательной работы с учащимися как можно больше мероприятий, направленных на сплочение детей. Пусть это будут создание и осуществление какого-то социально значимого для детей проекта, разработка и выполнение коллективного творческого дела. Только в совместной деятельности, интересной детям, можно сформировать дружный коллектив.
  3. Во время совместных мероприятий организуйте игры (см. ниже). Обязательно проводите классные часы о дружбе, взаимовыручке, коллективизме. Используйте каждый удобный случай для того, чтобы побеседовать с детьми о важности этих качеств в повседневной жизни.
  4. На уроках практикуйте групповые виды деятельности, причем чаще меняйте состав микрогрупп, чтобы ребята учились тесному взаимодействию.
  5. Поддерживайте комфортный и благоприятный психологический климат в классе, гасите вспыхивающие конфликты, но не авторитарным методом. Выслушайте каждого ребенка, постарайтесь понять и помочь ему разобраться в его собственных чувствах.
  6. Избегайте проявления слишком заметной и явной любви или не любви к отдельным учащимся. Дети это очень хорошо чувствуют и обязательно будут думать и говорить об этом. Уважайте в каждом ребенке, прежде всего, личность.
  7. Работа по сплочению коллектива не должна носить эпизодический характер, она должна быть ежедневной и планомерной, только тогда вы сможете сформировать из ребят, собранных в один класс, дружный коллектив.

Особую работу следует вести с «отвергнутыми» детьми:

  1. Привлекать их к совместной деятельности класса.
  2. Найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности.
  3. Чаще хвалить и поощрять их в присутствии класса, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок.

Для того чтобы в коллективе была благополучная психологическая атмосфера, необходимо выполнение следующих условий:

  1. Каждый член коллектива должен чувствовать себя в безопасности;
  2. У каждого должно быть сформировано положительное отношение к самому себе, чувство собственной уникальности, ценности.

Создание правил класса.

Необходимым условием защищенности и безопасности является наличие правил, по которым функционирует группа или класс. Эти правила должны быть понятны детям, приниматься ими. Кроме того, известными должны быть и последствия, к которым приводят нарушения правил.

Для создании в классе системы традиций можно предложить детям ответить на вопросы анкеты:

Каким, по твоему мнению должен быть дружный класс?

Как сделать так, чтобы класс стал дружным?

Какие традиции есть в нашем классе?

Назови твои "можно" и "нельзя" в классе.

Какие мероприятия в классе, по твоему мнению, должны стать традиционными?

Совместные походы, прогулки и экскурсии

Подобные мероприятия очень сближают педагогов и учеников. При этом важно не забывать о тех, кто по какой-то причине не смог пойти или поехать вместе со всеми. Может быть, стоит привести им какой-то сувенир.

Проведение «Дней класса»

Стоит придумать с детьми специальные ритуалы для этого дня и занести их в «Правила класса». Это могут быть и чаепития, и вечера отдыха с обсуждением совместных дел, подведение итогов по учебе, мероприятиям, проходившим в классе в школе и т.п.

 

 

Рекомендации учителям-предметникам по повышению уровня учебной мотивации

 

Необходимо содействовать развитию учебной мотивации через формирование: активной позиции школьника, положительного отношения к учению, познавательного интереса.

  1. Для формирования активной позиции школьника учитель может использовать:
  • Словесное внушение, в частности, чувства должного отношения к учению, к школе;
  • Необходимо обеспечить ситуации личного выбора задачи, упражнения (какую задачу будешь решать: про яблоки или про домики?); степень сложности задачи (легкая или интересная); число задач (сколько задач берешься решить: одну или две?);
  • Создать ситуацию активного влияния в совместной учебной деятельности (дети сами разбиваются на пары и выполняют предложенные задания).
  1. Для формирования положительного отношения к учению необходимо:
  • Заботиться о создании общей положительной атмосферы на уроке, постоянно снижать тревожность детей, исключая упреки, выговор, иронию, насмешку, угрозы и т. д., стремясь исключить страх школьника перед риском ошибиться, забыть, смутиться, неверно ответить;
  • Создавать ситуации успеха в учебной деятельности, формирующие чувство удовлетворенности, уверенности в себе, объективной самооценки и радости.
  • Опираться на игру, включая интеллектуальные игры с правилами, активно используя игротехнику на каждом этапе урока.
  • Использовать интерес учеников к наглядности.
  • Целенаправленно эмоционально стимулировать детей на уроке, предупреждая опасные для учения ощущения скуки, серости, монотонности посредством включения разных видов деятельности, занимательности, личной эмоциональности; возбуждать интеллектуальные эмоции – удивления, новизны, сомнения, достижения; формировать внутренний оптимистический настрой у детей, вселяя уверенность, давая установку на достижение, преодоление трудностей.
  1. При развитии мотива достижения ориентируйте учеников на самооценку деятельности:
    • Спрашивайте ученика: «Ты доволен результатом?», вместо оценки: «Ты хорошо справился с работой».
    • Проводите индивидуальные беседы для обсуждения достижений и пробелов. Постоянно интересуйтесь отношением ученика к процессу и результату своей деятельности.
    • Помогайте ученикам быть ответственными за удачи и промахи.
    • Если вы делаете ошибку или ваша работа не выполнена на достаточно высоком уровне, обсуждайте это с учениками.
    • Попытайтесь находить смешной выход из ситуаций. Иногда ошибки бывают веселыми.
    • Помогайте ученикам увидеть связь между их усилиями и результатами труда: организуйте рефлексию и обратную связь во время урока.
    • Развивать познавательные интересы, для чего это им необходимо?
    • Не допускать учебных перегрузок, переутомления и одновременно низкой плотности режима работы (дозировка учебного материала с точки зрения количества и качества должна соответствовать возможностям и способностям учащихся).
    • Стимулировать познавательный интерес многообразием приемов занимательности (иллюстрацией, игрой, кроссвордами, драматизацией, задачами-шутками, занимательными упражнениями и т. д.).
    • Использовать проблемно-поисковые методы обучения.
  1. Для снижения уровня тревожности у учащихся
  • Чтобы снизить тревожность ребенка, для этого любая деятельность, предлагаемая ребенку, должна предваряться словами, выражающими уверенность в его успехе («У тебя это получится»). При выполнении заданий необходим общий положительный эмоциональный фон.
  • Недопустимо сравнивать ребенка с кем-либо, сравнение должно быть только с собственными успехами и неудачами ребенка.
  • Желательно не ставить тревожного ребенка в ситуации соревнования, публичного выступления. Не рекомендуется давать тревожным детям задания типа «кто первый».
  • Ситуация публичного выступления также является стрессовой, поэтому не следует настаивать на том, чтобы ребенок отвечал перед всей группой: его ответы можно выслушать индивидуально.
  • Детская тревожность часто вызывается неизвестностью. Потому, предлагая ребенку задание, необходимо подробно выстраивать пути его выполнения, составить план: что мы делаем сейчас, что потом и т.д.
  • Осторожно и дозировано использовать критику, т.к. тревожные дети болезненно реагируют на нее. Старайтесь не стыдить тревожного ученика, особенно в присутствии его одноклассников.
  • По возможности объясняйте новый материал на знакомых примерах.
  • Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
  • Хвалите ребенка даже за незначительный успех.

 

Общие психолого-педагогические рекомендации учителям по работе с учащимися

Заниженная самооценка

Сверхчувствительное отношение к неудачам

Повышенная тревожность

  • Создавать ситуацию успеха на уроке посредством выполнения учеником посильных для него заданий
  • Публично выделять достижения ученика, чтобы ребенок старался раскрываться
  • Поощрять за старание, даже если результат выполнения работы на невысоком уровне путем высказываний «Молодец», «Умница», «Старание на лицо»
  • Избегать публичной критики
  • Корректно указывать на ошибки, желательно в беседе один на один. При невысокой оценке указывать на конкретные пробелы
  • Подсказывать стратегию общения с другими учителями, одноклассниками
  • Относиться мягко, не обсуждать и не осуждать способности ученика
  • Не требовать немедленного включения в деятельность.

 

Низкий групповой статус, замкнутость

  • Включать в общественные внутриклассовые мероприятия
  • Включать учащегося в подгруппы для выполнения самостоятельных групповых домашних проектов
  • Развивать постепенно лидерские качества, поощряя активность, веря в ученика
  • Показывать публично свое доверие учащемуся

Неадекватно завышенная самооценка

  • Объективно оценивать возможности и способности учащегося, приводить в пример других учащихся
  • Ставить заслуженные оценки
  • Включить в группу для выполнения проекта, хвалить всех участников
  • Включить в группу более способных учащихся
  • Не допускать вседозволенности
  • Не выделять часто в классе
  • Строго относиться
  • Конструктивная критика

 

Внимание. Слабая концентрация. Отвлечения

Легкость выполнения заданий + отвлекаемость

  • Применять приемы активизации внимания на уроке, руководить процессом управления внимания класса посредством грамотно построенного урока.
  • Задавать вопросы, требующие размышления, давать индивидуальные интересные задания, к концу урока составлять опорный конспект
  • Давать установки: «Здесь стоит быть особенно внимательным», «Пока я считаю до 5, настраиваемся слушать, понимать, запоминать», а также «Обратите внимание», «Обведите в рамку, поставьте рядом с абзацем «!,?» и т.п.
  • Давать отдельные короткие задания, постепенно увеличивая сложность и время выполнения.
  • Учитывать тип темперамента и модальность восприятия информации (аудиальный, визуальный, кинестетический)
  • Индивидуальные усложненные задания для проявления своей сообразительности. Задания должны быть в меру сложными и выполнимыми
  • Предложить составить опорную схему урока, параграфа

 

Податливость чужому мнению

  • Практиковать диалогический стиль взаимодействия с классом
  • Относиться с уважением к мнению учащегося
  • Создавать ситуации для собственного выбора и выражения мнения

 

Недисциплинированность

  • Разработать правила поведения в классе
  • Приобщить хулигана следить за их выполнением, фиксировать нарушения
  • Предлагать дополнительные задания
  • Направлять эмоциональность, демонстративность в творческом направлении
  • Поискать причину в методе преподавания, возможно ученику скучно на этих уроках

 

                                                                        Неорганизованность. Несамостоятельность.

  • Управлять вниманием на уроке
  • Предлагать план занятия
  • При поручении составлять совместный поэтапный план, со средствами его реализации
  • Ставить сроки для и выполнения заданиям
  • Контролировать выполнение, давая конструктивную оценку

результата

  • Давать задания, поручения для самостоятельного выполнения, сначала легкие, постепенно повышая уровень сложности и ответственности

Сложности в запоминании информации

  • Обратить внимание на ведущий тип запоминания информации
  • Рекомендовать разбивать на смысловые части, пересказывать своими словами

 

Резкость и грубость в общении. Вспыльчивость

  • Не отвечать агрессией на грубость
  • Конструктивная критика резкости по типу здесь и сейчас
  • Постараться вывить причину грубости, что он хочет этим показать (возможно не умеет выражать чувства конструктивно)
  • Конструктивно, один на один, призывать контролировать свои эмоции. Спросить, как бы он себя чувствовал, если окружающие бы «выливали» на него свое недовольство или плохое настроение
  • В индивидуальной беседе указать на минусы этого качества
  • Провести беседу или тренинговое занятие с психологом «Бесконфликтное общение»
  • Рассмотреть с психологом приемы саморегуляции
  • Рекомендовать просмотр фильма «Управление гневом»
  • Возможны занятия с подростковым психологом

                                                                                                     Пассивность

  • Заинтересовать в выполнении заданий,
  • Применять групповые методы обучения,
  • Включая его в группу успевающих учеников, чтобы он ощутил успех в группе и возможно перенес и индивидуальный план действий

Безответственность

  • Давать поручения, от которых будет зависеть деятельность класса
  • При систематическом невыполнении заданий, временно отказать во внимании

 

Педагог-психолог                                                                                           А.И. Сидорук

Формы воспитательной работы с учащимися

Агитбригада

Аукцион

Бал

Беседы

Вахта памяти

Вечера

вечер вальса

вечер вопросов и ответов

вечер литературный

вечер отдыха

вечер тематический

вечер этикета

вечер юмора

Викторины

викторина литературная

викторина музыкальная

Встречи

встреча за «круглым столом»

встреча с ветеранами войны и труда

встречи с учеными, психологами, лучшими людьми города, района, представителями разных профессий

Выпускной ринг

Выставки

Гостиная

День

День семьи

День герба и флага

День знаний

Десант

Деловая игра

Диалог с веком

Дискотека

Диспуты

Живая газета

Игры

Игра- путешествие

Карнавал

Клуб веселых и находчивых

Коллективный просмотр и обсуждение

фильма

спектакля

Композиции

Конкурсы

конкурс ораторов

конкурс « живых картин»

конкурс знатоков книги

конкурс плакатов

конкурс рисунков

конкурс рисованных фильмов

конкурс художественной самодеятельности

конкурс сочинений

конкурс на лучшую сказку в картинках

конкурс на лучшую модель или изобретение

конкурс на лучшую подпись под рисунком или плакатом

Конференции

Концерт

концерт-лекция

концерт-молния

Литературный КВН

Лекторий

Митинг

«Огонек»

Олимпиада

Открытый микрофон

Походы

Праздник

праздник, посвященный Дню Победы

праздник «День урожая»

праздник «Золотая осень»

праздник «Осенняя ярмарка»

праздник «Парад овощей»

праздник «Сюрпризы лесной поляны»

праздник «Хоровод цветов»

праздник Новогодний

Презентация «Я- миру»

Пресс-конференции

Приглашение к чаю

Путешествия

Пять минут рефлексии

Радиопередачи

Разброс мнений

Рейды

Ролевая игра

Сократовские беседы

Спартакиады

Сувенир друзьям

Театр- экспромт

Турниры

Трудовой десант

Творческие отчеты

Туристические походы

Урок мира

Урок мужества

Час открытых мыслей

Фестиваль цветов

Философский стол

Форум

Этическая беседа

Этический театр

Ярмарка