Педагогам

«СПОСОБЫ ПОДДЕРЖАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КЛАССЕ»

Цель: поддержание благоприятного психологического климата в классе.

Задачи:

  1. Раскрыть понятие «Психологический климат».
  2. Выявить способы для поддержания благоприятного психологического климата в классе.
  3. Определить пути формирования благоприятного психологического климата в классе.
  4. Выработать методы и приемы по гармонизации взаимоотношений в классе.

Обучение в школе занимает добрую долю жизненного времени человека, в течение которого происходит активное развитие личности. Как утверждают специалисты, и свидетельствует практика, важным условием благополучного развития личности школьников является наличие в школе и классе благоприятного психологического климата (ПК).

В психологию понятие «климат» пришло из метеорологии и географии. Сейчас это установившееся понятие, которое характеризует невидимую, тонкую, деликатную, психологическую сторону взаимоотношений между людьми.

  1. Психологический климат- это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Это устойчивое состояние класса как группы, относительно стабильный и типичный для него эмоциональный настрой, который отражает реальную ситуацию внутригруппового взаимодействия и межличностных отношений.

В понятии психологического климата выделяются три «климатические зоны»:

  • Первая климатическая зона- социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи деятельности, насколько здесь гарантированно соблюдение всех прав и обязанностей его членов.
  • Вторая климатическая зона- моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми.
  • Третья климатическая зона- психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между людьми, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. То есть, психологический климат - это микроклимат, зона действия которого значительно локальнее морального и социального.

Формирование и совершенствование психологического климата - это постоянная практическая задача классных руководителей, педагогов-предметников, школьного психолога и администрации. Создание благоприятного климата является делом не только ответственным, но и творческим, требующим знаний его природы и средств регулирования, умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов детского коллектива. Формирование хорошего психологического климата требует понимания психологии школьников, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом.

Характеристики благоприятного психологического климата:

  1. В классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении; отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями.
  2. В классе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам.
  3. В классе высоко ценят такие черты личности как ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие.
  4. Члены класса активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, и добиваются высоких показателей в учебной и досуговой деятельности.
  5. Успехи или неудачи, отдельных учащихся класса вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.
  6. В отношениях между группировками внутри класса существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.

Характеристики неблагоприятного психологического климата:

  1. В классе преобладают подавленное настроение, пессимизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии ребят друг к другу, присутствует соперничество; члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более близкому отношению друг с другом; критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов, ребята позволяют себе принижать личность другого, каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению остальных.
  2. В классе отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях, он заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», здесь презрительно относятся к слабым, нередко высмеивают их, новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним часто проявляют враждебность.
  3. Такие черты личности, как ответственность, честность, трудолюбие, бескорыстие, не в почете.
  4. Члены коллектива инертны, пассивны, некоторые стремятся обособиться от остальных, класс невозможно поднять на общее дело.
  5. Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство.
  6. В классе возникают конфликтующие между собой группировки, отказывающиеся от участия в совместной деятельности.
  7. В трудных случаях класс не способен объединиться, возникают растерянность, ссоры, взаимные обвинения; коллектив закрыт и не стремится сотрудничать с другими коллективами.

Способы поддержания благоприятного психологического климата в классе аналогичны способам управления детским коллективом. Любой коллектив представляет собой общность людей, отличающуюся наличием общественно полезных целей, совместной деятельности, личных и групповых интересов, сознательной и устойчивой организацией своей жизни, а психологический климат, с одной стороны, отражает, а с другой, обуславливает характер взаимодействий между членами коллектива.

Знание о способах формирования психологического климата и управления коллективом является необходимым для педагогов.

Наиболее эффективными способами формирования и поддержания психологического климата в классе, которые могут использоваться и педагогами и школьными психологами, являются следующие:

  • необходимо ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности детей, информировать их о ходе реализации совместных задач, поощрять активность, инициативу, креативность;
  • находить общие интересы, которые объединили бы детей класса и на их основе организовывать общие дела;
  • формировать традиции класса, участвовать в общешкольных традиционных делах;
  • если есть свободное время - привлекать ребят проводить его вместе: сходить в поход, отдохнуть и т.п.
  • создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка. Для этого важно наличие активной позиции педагога по отношению к детям и классу;
  • привносить общечеловеческие ценности в жизнь классного коллектива, поощрять к открытости, доброжелательности, конструктивным способам разрядки негативных эмоций; не навязывать друг другу свое мнение, а, выслушивая интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению;
  • создавать условия для повышения комфортности самочувствия детей в школе и сохранению стабильно - положительных отношений между педагогами и учащимися;
  • развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества;
  • развивать эмпатийные способности членов группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение.

Для умение педагога правильно строить свои взаимоотношения с учащимися. этого:

- необходимо учитывать индивидуальные особенности школьника (вспыльчивость, молчаливость, обидчивость, замкнутость), его состояние в данный момент, его отношение к вам.

- нужно уметь выслушать учащегося, особенно в минуты напряженного, нервного состояния, возникшего в результате каких-либо неприятностей, недоразумения. Сохраняйте «секреты», доверительная беседа требует осторожности, деликатности.

- относитесь уважительно к мнению других людей. Не исключайте возможности того, что вы можете ошибаться, старайтесь убеждать, не спешите использовать административные права.

- старайтесь сказать об учащемся доброе слово, если он того заслуживает. Одобрение действует сильнее, чем порицание. Учтите, что захваливание одних и тех же людей, противопоставление их успехов недостаткам других способствует плохому отношению к ним всего класса.

- критика по форме и содержанию должна исходить из уважительного отношения к людям.

Старайтесь отчитывать наедине, выслушайте смягчающие обстоятельства, говорите конкретно о случае плохого поведения. К провинившемуся относитесь справедливо, уважая его человеческое достоинство. Будьте сдержаны, не переходите на крик и злость, старайтесь не угрожать, применять строгие меры. Покажите провинившемуся, что вы верите в него. Все это помогает создавать положительный психологический климат в коллективе.

Благоприятный психологический климат создается гуманным отношением педагога к ученику.

Для того чтобы класс, школа стали тем местом, где дети чувствуют себя как дома, учитель может использовать такие приемы.

Примеры игр и упражнений, направленных на формирование и укрепление благоприятного психологического климата в классе.

Игра-проект «Символика моего класса».

Ребята чем отличается Россия от других стран? (большая страна, много полезных ископаемых, самая многонациональная страна и т.д.). А какие атрибуты? (Флаг - триколор, герб - двуглавый орел, гимн.) Они символизируют наше государство, в котором мы все живем - Россию!

А давайте придумаем герб (символ, эмблему) нашего класса и девиз - краткое изречение, выражающее суть нашего объединения - класса. Предлагаю поработать над проектами герба и девиза класса. Главное условие - они, эти символы, должны выразить мнение всех и способствовать объединению. Вы согласны?.. (Ответ детей.) Тогда начинаем. Нам понадобятся цветные карандаши и, главное, хорошее настроение.

Упражнение «Создание правил и законов нашего класса».

Необходимым условием для ощущения защищенности, безопасности и комфортности является наличие правил, по которым функционирует класс. Эти правила должны быть понятны детьми, приниматься ими. Кроме того, известными должны быть и последствия, к которым приводят нарушения этих правил. Дети должны иметь возможность принять участие в создании правил своего класса.

Учитель напоминает ребятам, что такое правила, что только тогда они становятся законами, когда они записаны на бумаге, принимаются и понимаются людьми.

Творческое задание ребятам: методом «мозгового штурма» разработать правила класса, обсудить их и принять голосованием. После голосования - записать на листе ватмана и поставить подписи.

Принципы создания здоровой рабочей атмосферы, предложенные Дэвидом Майстером в книге «Делай, что исповедуешь», которые могут быть полезны педагогам:

  1. Всегда исходите из того, что самый большой грех - это нежелание хотя бы попытаться что-либо сделать.
  2. Действия руководителя должны свидетельствовать о его заинтересованности в личном успехе каждого члена коллектива.
  3. Активно помогайте ребятам подняться на качественно новую ступень.
  4. Предоставляйте детям возможность испытать себя в различных видах деятельности.
  5. Будьте последовательны, никогда не нарушайте своего слова.
  6. Поддерживайте в себе твёрдую веру в собственное предназначение.
  7. Забудьте о покровительственном тоне.
  8. Создавайте условия, а не диктуйте их.
  9. Верьте людям, с которыми работаете.
  10. Являйте собой пример, будьте таким, каким хотели бы видеть своего коллегу.
  11. Найдите индивидуальный подход к каждому ребенку, не управляйте людьми так, как вам это удобно. Для этого требуется обычная человеческая чуткость.
  12. Будьте полны энтузиазма, помните: энтузиазм заражает.

 

Десять правил для педагогов

Правила педагогических работников

(утверждены приказом Министра образования Республики Беларусь от 10.06.2022 №401)

Государственный и общественный статус педагогического работника определяет, что педагогический работник является образцом профессионализма и безупречной репутации. Все участники образовательного процесса обязаны уважать честь и достоинство педагогических работников.

В своей деятельности педагогические работники должны руководствоваться следующими правилами: 1. Реализовывать государственную политику в сфере образования. 2. Строить работу на основе безусловного взаимного уважения достоинства обучающихся, их законных представителей, коллег. 3. Добросовестно и качественно исполнять профессиональные обязанности. Постоянно совершенствовать свой профессионализм. 4. Формировать у обучающихся духовно-нравственные ценности, гражданственность, патриотизм, стремление к здоровому образу жизни. 5. Быть честным, искренним, справедливым и открытым для общения. 6. Проявлять доброжелательность, вежливость и тактичность, избегать конфликтов во взаимоотношениях. 7. В рамках законодательства сохранять тайну лично доверенной информации. 8. Способствовать созданию позитивных взаимоотношений в коллективе учащихся и педагогическом коллективе.

  1. Соблюдать этические принципы и нормы в медиапространстве.
  2. Внешним видом, поведением, культурой общения соответствовать статусу педагогического работника.

 

 

Нововведения в школах Беларуси в 2022/2023 учебном году

Начнём с официального сайта Министерства образования, где размещены 3 новых документа:

  1. Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 16 мая 2022 г. № 120 Аб тыпавых вучэбных планах агульнай сярэдняй адукацыі (опубликовано 2 июня 2022 г.)
  2. Государственный школьный стандарт
  3. Приказ Министра образования Республики Беларусь от 10.06.2022 № 401 Правила педагогических работников

Первая новость, которая находит подтверждение в типовом учебном плане и которая особо интересна учителям иностранного языка — это сокращение часов на наш предмет на старшей ступени обучения. С 2022/2023 учебного года в 10-11 классах будет 2 часа иностранного языка в неделю вместо трёх. В профильных классах вместо 5 часов в неделю будет 4 часа. Опасения коллег, что сократится количество часов на изучение иностранного языка в среднем звене, не подтвердились. Остаются по-прежнему три часа в неделю в 3-9 классах.

Экзамен по иностранному языку за курс средней школы отменяется. Всего экзаменов для учащихся 11 классов будет 2: математика и один из государственных языков. Напомню, что до сих пор учащиеся 11 класса сдавали 4 выпускных экзамена: русский или белорусский язык (на выбор, изложение), математику (письменно), историю Беларуси и иностранный язык (устно). Введение новой формы экзамена не отменяет ЦТ для контроля знаний учащихся. Разница в том, что теперь два выпускных экзамена будут проходить не в школе, а в пунктах проведения ЦТ, и отметка, полученная на этих экзаменах, будет вноситься в аттестат и одновременно будет выдаваться сертификат о сдаче ЦТ по этому предмету. То есть, школьный экзамен и ЦТ по одному из государственных языков и математике будут совмещены. Новая форма контроля знаний получила

Второй документ, который важен для всех без исключения педагогов, это Приказ Министра образования Республики Беларусь от 10.06.2022 № 401 Правила педагогических работников.

Правила педагогических работников

В своей деятельности педагогические работники должны руководствоваться следующими правилами:

  1. Реализовывать государственную политику в сфере образования.
  2. Строить работу на основе безусловного взаимного уважения достоинства обучающихся, их законных представителей, коллег.
  3. Добросовестно и качественно исполнять профессиональные обязанности. Постоянно совершенствовать свой профессионализм.
  4. Формировать у обучающихся духовно-нравственные ценности, гражданственность, патриотизм, стремление к здоровому образу жизни.
  5. Быть честным, искренним, справедливым и открытым для общения.
  6. Проявлять доброжелательность, вежливость и тактичность, избегать конфликтов во взаимоотношениях.
  7. В рамках законодательства сохранять тайну лично доверенной информации.
  8. Способствовать созданию позитивных взаимоотношений в коллективе учащихся и педагогическом коллективе.
  9. Соблюдать этические принципы и нормы в медиапространстве.
  10. Внешним видом, поведением, культурой общения соответствовать статусу педагогического работника.

В следующем учебном году больше внимания будет уделяться государственной атрибутике в целях патриотического воспитания. В школах и гимназиях будут исполнять гимн и поднимать флаг перед началом и в конце каждой четверти, во время проведения церемонии вручения документов об образовании. А в летних оздоровительных лагерях и студенческих отрядах – перед началом и в конце смены.

 

В 2022/2023 учебном году устанавливаются каникулы:

осенние — 9 дней с 30 октября по 7 ноября 2022 года,

зимние — 15 дней с 25 декабря 2022 года по 8 января 2023-го,

весенние — 8 дней с 26 марта по 2 апреля 2023 года,

летние — 92 дня с 1 июня по 31 августа 2023 года.

Для учащихся 9 классов — 81 день с 12 июня по 31 августа 2023 года, для учащихся 1-2 классов — дополнительные каникулы с 20 февраля по 26 февраля 2023 года»