Профилактика насилия в семье

 

 

Семья без насилия. Это важно!

 

Социальные службы Бреста участвуют в республиканской профилактической акции "Семья без насилия", которая проходит с 15 по 30 апреля. Предлагаем вашему вниманию справочную информацию и контактные телефоны для тех, чья семья страдает от домашних тиранов.

 

По данным ООН, в мире около 70% женщин подвергались тем или иным видам насилия в течение своей жизни, каждая пятая женщина становится жертвой изнасилования или его попытки. В Беларуси четыре из пяти женщин сталкивались с проявлениями психологического насилия, каждая четвертая женщина страдает от физического насилия. По результатам общенационального исследования, проведенного при содействии представительства Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ), в Беларуси в ситуации ненасилия воспитывается чуть более половины детей, остальные в той или иной степени страдают от проявлений насилия и жестокого обращения со стороны родителей. Реальные масштабы распространения такого явления определить сложно, поскольку жертвы насилия не сообщают об этом по причине стыда или опасения возмездия.

 Домашнее насилие – это физическое, психологическое, сексуальное, экономическое насилие, совершаемое интимным партнером или членом семьи. Физическое насилие: избиение, пощечины, выкручивание рук, таскание за волосы и т.д. Сексуальное насилие: непристойные сексуальные прикосновения, взгляды, разговоры, изнасилование, в том числе мужем, отказ использовать контрацептивные средства, беременность под принуждению, инцест… Словесное и психологическое насилие: оскорбления, крики, грубость, нецензурная брань, пренебрежительное отношение, игнорирование мнения женщины, неоправданная ревность, … Экономическое насилие: запрещение на работу вне дома, отбирание денег или предоставление недостаточного количества для жизни, сокрытие доходов…

То, к чему стремится домашний насильник – это власть и контроль над другими членами семьи. Для этого он может запугивать, оскорблять, угрожать, принуждать, внушать чувства страха, стыда, вины и использовать другие манипулятивные и насильственные стратегии.

 

Как распознать такого человека? Существует набор черт характера и особенностей поведения человека, способного к проявлению насилия в семье. Это:

 

Ø чрезмерная ревность, в начале отношений она может восприниматься как подтверждение любви;

Ø контроль, его вначале часто воспринимают как заботу о себе, о своей безопасности;

Ø быстрая связь. Многие женщины, впоследствии подвергшиеся избиению, встречались со своими будущими мужьями менее 6 месяцев. Мужчина заявлял о своей любви с первого взгляда, льстил женщине, что она единственная;

Ø обвинение других в возникновении у него негативных чувств и проблем «Ты толкаешь меня на это…. Ты оскорбляешь меня, поступая не так, как я прошу….»;

Ø нереальные ожидания, завышенные требования к супруге (-у);

Ø проявляемая грубость по отношению к животным или детям;

Ø оскорбление словом;

Ø ярко выраженное желание причинить ущерб другому человеку;

Ø убеждение, что мужчина – абсолютный и беспрекословный глава семьи, у него вся власть и контроль;

Ø высокий уровень тревожности и беспокойства по поводу своего доминирующего положения;

Ø сочетание высокой импульсивности с низким самоконтролем;

Ø неспособность принять ответственность за совершенные действия;

Ø родительский сценарий, включающий семейное насилие;

Ø постоянное употребление алкоголя, психоактивных веществ.

 

Насилие в семье - это травматический опыт, который приводит к серьезным последствиям для женщины. Чем более длительным и жестоким является насилие, тем глубже травма. В худшем случае психологическая травма становится хронической, которая приводит к потере чувства идентичности.

Те женщины, которые на протяжении многих лет терпят надругательства со стороны своих мужей или партнёров, обычно легче и чаще впадают в депрессию, думают о самоубийстве. У многих женщин появляются расстройства связанные со стрессом, отмеченные повышенным волнением и подозрительностью. Также женщину могут мучить кошмары или бессонница, ей тяжело сконцентрироваться. Уровень жизни таких женщин понижается, они превращаются в измученных узниц своего состояния. Круг явлений, вызывающий травматические стрессовые нарушения, достаточно широк и охватывает множество ситуаций, когда возникает угроза собственной жизни или жизни близкого человека, угроза физическому здоровью или образу «Я». Нарушения, развивающиеся после пережитой психологической травмы, имеется в виду насилие, затрагивают все уровни человеческого функционирования (физиологический, личностный, уровни межличностного и социального взаимодействия), приводят к стойким личностным изменениям не только у людей переживших травматический стресс, но и у очевидцев, членов их семей. Посттравматические стрессовые нарушения способствуют формированию специфических семейных отношений, особых жизненных сценариев и могут влиять на всю дальнейшую жизнь.

 

Пострадавшая может проявлять симптомы посттравматического стресса:

 

1. Переживание травмы:

v     болезненные воспоминания о событии;

v     кошмарные сны о событии;

v     внезапное чувство или поведение, связанное с очередным переживанием прошлого события (фантазии, галлюцинации, воспоминания, у детей - постоянное проигрывание эпизодов травмирующего события);

v     сильное психологическое страдание при упоминании событий, похожих на пережитый опыт (например, годовщины события).

 

2. Избегание стимулов, ассоциирующихся с травмой, или общая апатия с момента события.

 

 Показателями являются три из перечисленных симптомов, по меньшей мере:

v     постоянное избегание мыслей и чувств, связанных с травмой;

v     постоянное избегание действий и ситуаций, вызывающих воспоминания о травме; неспособность вспомнить значимые аспекты травмы;

v     значительное снижение интереса к определенным видам деятельности, потеря навыков;

v     чувство отчужденности от людей;

v     потеря эмоциональности;

v     ощущение короткого будущего;

v     травмированный человек не верит в будущую успешную жизнь, и т. д.

 

3. Постоянные симптомы повышенной возбудимости

 

 Проявляются двумя из перечисленных симптомов (по крайней мере):

v     проблемы со сном;

v     раздражительность, вспышки сильных эмоций;

v     неспособность сосредоточиться;

v     повышенная возбудимость;

v     психологические реакции на события, вызывающие воспоминания о травме.

 

 В случаях тяжелой травмы развиваются негативные механизмы адаптации: неспособность радоваться жизни; предельное избегание личных отношений; забывание и подавление воспоминаний о событии, вплоть до его полного отрицания; аутоагрессивное поведение; чувство агрессии в отношении людей и институтов, которые не предоставили помощь.

Женщины, подвергшиеся насилию могут иметь следующие общие характеристики:

 1) низкая самооценка;

 2) они верят во все мифы о насильственных отношениях;

 3) имеют традиционные представления о семье и браке и верят в женское предназначение;

 4) берут на себя ответственность за действия обидчика;

 5) страдают от чувства вины, отрицают чувство гнева по отношению к обидчику;

 6)представляет собой пассивную часть сообщества, но достаточно сильные, чтобы использовать окружение с целью выжить;

 7) имеют серьезные реакции на стресс и психофизические жалобы;

 8) верят в то, что сексуальные отношения могут стабилизировать отношения в целом;

 9) уверены в том, что никто не может помочь в разрешении проблемы насилия.

 

 Почему она не уходит?

 Страх:

 1) страх усиления насилия;

 2) что милиция и судебные органы не помогут;

 3) боится, что другие люди узнают о проблеме;

 4) что может потерять детей, т. к. суд передаст опеку мужу;

 5) что ей никто не поверит;

 6) не существует способов защитить себя;

 7) жилищные проблемы;

 8) экономические проблемы.

 Также существует другие причины, удерживающие женщину от ухода:

 1) она думает, что насилие присутствует во всех семьях;

 2) думает, что развод-признак ее поражения как женщины;

 3) что одинока и нигде не сможет найти помощь;

 4) что милиция ничего не сделает, чтобы ее защитить;

 5) что он без нее пропадет;

 6) что разрушать семью нельзя и нужно терпеть ради детей;

 7) что он заберет детей;

 8) что, если уйдет, то он ее убьет;

 9) верит в то, что «если бьет, значит любит»;

 10) верит в то, что он может измениться;

 11) верит в то, что семья-это женское предназначение и только она ответственна за происходящее в семье.

 За определенный период существования насилия в семье у женщины появляется определенное психическое состояние «синдром избиваемой женщины», который подразумевает появление у женщины состояния «травматического психического инфантилизма» («усвоенной беспомощности»).

 

НЕ ЖДИТЕ! ВЫ МОЖЕТЕ СДЕЛАТЬ ШАГ К БЕЗОПАСНОСТИ ПРЯМО СЕЙЧАС!

 

ПЛАН БЕЗОПАСНОСТИ:

·        продумайте свои действия на случай повторения акта насилия в отношении Вас;

·        расскажите о насилии тем, кому Вы доверяете (друзьям, родственникам, нам);

·        договоритесь со своими соседями, чтобы они вызвали милицию, если услышат шум и крики из Вашей квартиры;

·        спрячьте запасные ключи от дома (машины), деньги, документы, одежду, лекарства так, чтобы взяв их, Вы могли быстро покинуть дом в случае опасности;

·        заранее узнайте телефоны служб, где Вам смогут оказать помощь;

·        заранее договоритесь с друзьями, родственниками о возможности предоставления Вам временного убежища в случае опасности;

·        если ситуация критическая, покидайте дом незамедлительно, даже если Вам не удалось взять необходимые вещи.

ВМЕСТЕ МЫ СПРАВИМСЯ!

 

Список телефонов, по которым жертва домашнего насилия может обратиться за помощью специалистов:

·        МИЛИЦИЯ

- На территории области: 102

- Круглосуточная прямая линия по приему сообщений о фактах семейного неблагополучия и насилия в отношении детей: 8-0162-45-62-15; 8-029-524-96-42 (МТС); 8-029-690-49-25 (ВЕЛКОМ).

 

·        г. БРЕСТ:

- Оперативно-дежурная служба ОВД администрации Ленинского района г. Бреста 23-34-23

- Оперативно-дежурная служба ОВД администрации Московского района г. Бреста 47-90-50

 

·        МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ 103

- Учреждение здравоохранения «Брестская детская областная больница», приемное отделение 20-96-81

 

·        СОЦИАЛЬНЫЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ, И ПРАВОВЫЕ УСЛУГИ

- ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Ленинского района

г. Бреста».

Телефон доверия 21-66-47

 

- ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Московского района

г. Бреста»

Организация безопасного проживания в «Кризисной комнате», оказание психологической, юридической, социальной и другой необходимой помощи пострадавшим от домашнего насилия и членам их семей 23-43-49, «горячая линия» 23-74-39

 

- Предоставление бесплатной юридической информации юристом БОО «Родник возрождения» по телефону: +375333-783-793.

 

- Клуб деловых женщин» оказывает анонимную и бесплатную помощь пострадавшим от домашнего насилия:

 

Специалист по социальной работе тел. +375-29-221-93-50

Психолог тел. +375-29-795-97-27

Юрист тел. +375-29-723-40-37

 

Информационно-консультативный центр «Руки помощи» Брестской областной организации Красного Креста оказывает реинтеграционную помощь жертвам домашнего насилия по телефону: 8 (0162) 42-86-52

 

ПОМНИТЕ, ВСЕ ЛЮДИ РОЖДАЮТСЯ СВОБОДНЫМИ И РАВНЫМИ

В СВОИХ ДОСТОИНСТВАХ И ПРАВАХ.

НИКТО НЕ ДОЛЖЕН ПОДВЕРГАТЬСЯ ПЫТКАМ ИЛИ ЖЕСТОКИМ, БЕСЧЕЛОВЕЧНЫМ ИЛИ УНИЖАЮЩИМ ДОСТОИНСТВО ОБРАЩЕНИЮ И НАКАЗАНИЮ.

ВСЕ ЛЮДИ ИМЕЮТ ПРАВО НА ЖИЗНЬ БЕЗ НАСИЛИЯ!

   Всеобщая Декларация прав   человека

 ГУ “Териториальный центр социального обслуживания населения  Ленинского район

Консультация для родителей

«Влияние внутрисемейных отношений

на эмоциональное

состояние и психическое развитие ребенка»

    Влияние семьи на психологическое здоровье ребенка столь же высоко, как и влияние внутрисемейных отношений на формирование детской личности. Именно в семье создаются предпосылки для того или иного психосоматического недуга, закладываются основы характера и оттачивается способность противостоять будущим непростым ситуациям, прожить без которых, к сожалению, невозможно.

В семьях, где роли между мужчиной, женщиной и детьми распределены психологически правильно, сохраняется подвижное равновесие. Ощущается позитивное влияние семьи на психическое благополучие ребенка. Каждый член семьи поддерживает семейное «Мы», в основе которого лежат общие ценности, любовь, теплые чувства и привязанность, объединяющие и позволяющие быть собой. Имеются свои семейные правила, которые понятны всем членам семьи и которых стараются придерживаться. Кроме того для каждого из супругов важно, чтобы у ребенка были отец и мать.

В семьях, где царит гармония, как правило, у детей не возникают неврозы или невротические реакции, так как родители вовремя справляются со своими личными проблемами, не ссорятся в присутствии детей, не выясняют при них отношения, поддерживают теплые, доброжелательные взаимоотношения, учитывают интересы детей. Однако в семьях, где происходят частые ссоры между родителями, конфликты, присутствует недоброжелательность друг к другу, не понимание, у детей часто возникают неврозы, невротические реакции, нарушения эмоциональной сферы. Возникающий в таких неблагоприятных условиях невроз у ребенка, как психогенное заболевание проявляется на психологическом уровне как несовместимость с подобным отношением родителей, которую ребенок не смог преодолеть из-за особенностей своей психики и давления обстоятельств, превышающих предел его психофизиологических возможностей. В такой ситуации ребенок не может эмоционально отреагировать накапливающееся нервно-психическое напряжение. Как следствие у ребенка нарушается способность адекватно воспринимать себя, понижается самооценка, появляется неуверенность в себе, возникают страхи, тревога, чувство беспомощности, раздражительность. В семьях с нарушенной гармонией исчезает равновесие, и складываются определенные взаимоотношения, которые закрепляют конфликтную ситуацию. Родители искаженно воспринимают свои роли, формально подходят к своим обязанностям, не способны проявлять интерес и сочувствие к другим, не меняются. Они занимают конкурирующие позиции, когда, например, женщина берет на себя роль главы семейства, а муж становится для нее, по сути, вторым ребенком. Между супругами происходит борьба за власть, а между отцом и ребенком — за внимание и любовь матери. В последнем случае супруг постепенно все больше отходит на задний план и отстраняется от ребенка. Супруги не могут разобраться в своих отношениях и решить конфликты, они не способны вместе заниматься какой-либо деятельностью, в том числе воспитанием ребенка. В таких семьях всегда возникают вопросы «Кто главный?», «Кто должен это делать?», «Кто виноват?», и никто не желает брать на себя ответственность по разрешению конфликта. Наиболее частыми проблемами семей, оказывающими влияние на эмоциональное состояние детей, являются:

  • часто возникающая растерянность у супругов;
  • разочарование, ожидание от супруга (и) большего;
  • обсуждение значимых вопросов не с партнером, а с другими людьми (родителями);
  • супружеские измены и предстоящий развод;
  • проживание в гражданском браке как способ избежать ответственности.

Для поддержания стабильности в семьях с неблагоприятным психологическим климатом возникают защитные механизмы. Они заставляют всех поддерживать единство и не позволяют увидеть реальность. Например, в семье складываются мифы о том, что «мы замечательная семья, а другие этого не понимают», «у нас слабенький болезненный ребенок, и мы все делаем для него», «у нас непослушный ребенок, ничего не можем с ним поделать» и др. Таким образом, супруги отказываются понять свои взаимоотношения, проявляют нежелание что-либо изменить и оправдываются перед другими. За этими мифами скрываются неосознаваемые недовольство друг другом, отрицательные эмоции, в том числе страх, вина, боязнь ответственности. Восстановить гармоничные отношения и психологическое здоровье ребенка в семье помогает желание понять друг друга и применение навыков эффективного общения. В первую очередь необходимо отказаться от агрессивных высказываний — угроз, приказов, назиданий, инструкций и т.п. Не стоит на партнера вешать ярлыки, давать ему напрямую негативные оценки, критиковать поведение. Не подойдут для налаживания отношений также советы, утешения, допросы, попытки отвлечь внимание от проблемы. Гармонизации влияния семьи на психологическое здоровье детей помогут сопереживание, эмоциональная поддержка и подтверждение любви. Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать нормальную семейную атмосферу, которая характеризуется как:- осознание родителями своего долга и чувства ответственности за воспитание детей, заключающегося на взаимном уважении, постоянном внимании к жизни своего ребенка, помощи и поддержки в трудных ситуациях, и бережном отношении к достоинству каждого члена семьи;- организация жизни и быта семьи, в основе которой лежит равноправие всех членов семьи;- организация семейного досуга (в совместные прогулки, чтение книг, посещение театра, кино и т.д.);- взаимная принципиальная требовательность, доброжелательность в обращении, любовь и жизнерадостность в семье. Таким образом, необходимо понимать, что семейная атмосфера является решающим фактором становления личности ребенка, а также, что дальнейшее развитие ребенка, отношение к себе, к своей семье и к окружающим людям во многом зависит от отношения к ребенку родителей и других членов семьи, от удовлетворения его психических потребностей.

 

«Когда дети становятся свидетелями насилия»

 

Мы часто забываем о том, что ребенок, на глазах у которого били мать, брата или сестру, тоже становится жертвой. Как это может отразиться на его дальнейшей жизни?

Существует ряд общих признаков, характеризующих переживания и поведение детей из семей, в которых практикуется насилие. Естественно, что не все эти признаки свойственны всем подобным детям, но многим из них.

Эмоциональные реакции:

никчемность/бессилие;

чувство вины и ответственности за насилие;

страх за себя, братьев и сестер и мать;

гнев/ смущение/ унижение;

принятие насилия.

Поведенческие реакции:

проигрывание ситуации / уединение/стремление угодить насильнику;

беспокойство/ неспособность сконцентрироваться;

проявление насилия для самовыражения;

плохая успеваемость/ слабая школьная посещаемость.

Психические и физические реакции и последствия:

получение повреждений при вмешательстве в конфликт;

энурез / нарушение сна;

головные боли/ боли в животе;

отставание в развитии и др.

Особенности различных реакций детей, ставших свидетелями насилия

над другими членами семьи

Страхи. Дети из семей, где практикуется насилие, переживают чувство страха. Этот страх может проявляться различным образом: от ухода в себя и пассивности до насильственного поведения. Очень часто, безопасная атмосфера приютов способствует проявлению неразрешенных страхов из прошлого.

Внешние проявления поведения. Дом, в котором прибегают к насилию, совершенно непредсказуем, это пугающее место для маленького ребенка, который не может знать, когда произойдет следующая вспышка насилия и насколько сильной она будет. В результате уязвимость и отсутствие контроля над ситуацией приводят к проявлению упрямства и несговорчивости в поведении или к агрессивным поступкам.

Неспособность выразить чувства вербально. Наблюдая за практикой насилия в семье, дети приходят к выводу, что насилие есть способ, которым "взрослые" разрешают свои конфликты и наболевшие проблемы. Так как никто не показал этим детям, как следует говорить об их чувствах, они очень часто не знают, что они переживают или испытывают и как можно выразить свои эмоции и чувства в вербальной форме.

Вовлечение в борьбу родителей. Многие дети вовлекаются в борьбу родителей. Они отчаянно хотят остановить насилие и конфликты, которые они постоянно наблюдают в своей семье. Они могут испытывать чувство ответственности за проблемы своих родителей, им приходят мысли о том, что они - дети являются причиной разлада в семье. В результате того, что дети так глубоко вовлечены в конфликт в семье, им трудно отделить свою индивидуальность от личностей своих родителей.

Защитник матери. Многие дети из семей, где практикуется насилие, вовлекаются в конфликт, пытаясь защитить своих матерей от избиений. Ребенок испытывает гнев по отношению к своему отцу, за то, что тот причиняет боль матери. Некоторые дети могут быть возмущены тем, что их матери слабо противодействуют и смиряются с насилием. Впоследствии дети могут перестать испытывать чувство вины за то, что они сердятся и возмущаются поведением своих родителей.

Разочарования. Жизнь в семье, где практикуется насилие, очень напряженна. Постоянный стресс, который они испытывают, часто ведет к тому, что дети расстроены, разочарованы, часто выходят из себя даже при незначительных трудностях.

Отсутствие информации. Многие матери, которые не хотят травмировать своих детей, стараются спрятать от них факты насилия. Дети чувствуют беспокойство и огорчение, которые испытывает их мать, но не понимают, с чем это связано. Многие дети не понимают даже почему они находятся в приюте. Без полной информации и полной ясности ситуации дети (точно также как и взрослые в данном случае) не могут адекватно реагировать на ситуацию.

Чувство, "заслуженности" жестокого обращения. Многие матери, которые не хотят настраивать детей против своих отцов, пытаются найти им оправдание. Ребенок, видит мать в синяках и со следами побоев, и ему говорят: "Все в порядке детка, папочка нас действительно любит", приходит к выводу, что быть любимым означает испытывать физическую боль. Ребенок, мать которого постоянно оправдывает своего отца, за причиняемое им насилие, часто начинает чувствовать, что он тоже "заслуживает" чтобы его избивали.

Чувство ненужности. Так как родителям приходится отдавать много энергии и сил на разрешение конфликта, то у них остается мало сил на воспитание и проявление любви и заботы к своим детям. В результате у детей может возникать чувство заброшенности и обделенности, что заставляет их думать, что они не нужны никому, не являются важными людьми, заслуживающими внимания и заботы.

Изоляция. В большинстве семей, в которых прибегают к насилию, факт насилия не обсуждается открыто. Детям родители дают понять, что не следует обсуждать семейную ситуацию в школе или с друзьями. Это заставляет детей чувствовать себя какими-то особенными. Некоторые дети даже думают, что с ними что-то не в порядке, так как их жизнь в семье отличается от жизни их сверстников.

Разноречивые чувства по отношению к отцу. Дети продолжают считать отца своим отцом вне зависимости от того, что отец жестоко обращался с матерью и с ним самим. Поэтому ребенок может испытывать различные чувства по отношению к своему отцу, например, скучать по нему, желание вернуться домой, чтобы заботиться об отце и т.д.

Таким образом, любая ситуация насилия, в которой оказывается ребенок носит полифакторный характер. Жестокое поведение, агрессия, насилие в присутствии ребёнка является причиной многих психологических проблем, которые в дальнейшем могут сопровождают человека всю жизнь.

 

Понятие и виды жестокого обращения и насилия над детьми

 

Жестокое обращение с детьми – это умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны взрослых, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают его правам и благополучию.

Насилие над ребенком – это физическое, психологическое, социальное воздействие на ребенка со стороны другого человека (ребенка или взрослого), семьи, группы или государства, вынуждающее его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей, либо угрожающее его физическому или психологическому здоровью и целостности.

Выделяют четыре основные формы насилия в отношении детей: психологическое, пренебрежение основными потребностями ребенка, физическое, сексуальное.

Психологическое (эмоциональное) насилие – это однократное или хроническое воздействие на ребенка, враждебное или безразличное отношение к нему, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающее нарушение социализации.

Выделяют следующие формы психологического насилия: отвержение, терроризирование, изоляция, игнорирование, эксплуатация/развращение.

 

Отвержение неприятие ребенка, принижение его достоинства: враждебное отношение к ребенку, унижение, в том числе публичное; высмеивание ребенка за проявление естественных эмоций (любви, горя и т.п.); превращение ребенка в «козла отпущения», постоянная критика в его адрес.

Терроризирование – угроза убить ребенка, причинить ему физический вред, поместить в опасное или страшное место: угроза оставить ребенка в опасной ситуации, поместить в страшное место (например, ребенок боится темноты, а родители запирают его в темной комнате, надеясь, что таким образом они помогают избавиться ребенку от этого страха); угроза совершить насилие над самим ребенком («Не будешь слушаться – накажу»);

угроза совершить насилие над тем, кого ребенок любит, чаще всего, над домашними животными («Будешь плохо себя вести, я твоего щенка/котенка выгоню на улицу/отдам соседям»).

Изоляция – лишение ребенка возможности встречаться и общаться со сверстниками или взрослыми как дома, так и вне его. У ребенка в этом случае возникает ощущение полного одиночества, изоляции от других людей.

Развращение – побуждение ребенка к антисоциальному поведению: занятию проституцией, порнографией; преступной деятельностью; употреблению наркотиков; жестокости по отношению к другим.

Игнорирование – отсутствие эмоционального отклика на нужды ребенка и его попытки к взаимодействию, лишение его эмоциональной стимуляции: нежелание или неспособность взрослого взаимодействовать с ребенком; взаимодействие с ребенком только в случае крайней необходимости; отсутствие проявлений привязанности к ребенку, любви, заботы.

Психологическое насилие в отношении детей происходит повсеместно, в первую очередь в семье и в образовательных учреждениях.

 

Поведенческие признаки психологического (эмоционального) насилия

 

0-1 год: нарушение сна и аппетита, плаксивость, отсутствие реакций на окружающих либо небезопасная привязанность;

1-3 года: недостаточность активного внимания (не задерживается внимание на объектах), агрессивность, задержка речевого развития, неразборчивая привязанность к малознакомым взрослым, отсутствие навыков самообслуживания;

3-6 лет: трудности взаимоотношений со сверстниками, стремление привлечь внимание взрослых любыми средствами, несформированность социальных навыков, прилипчивость;

6-12 лет: школьная неуспеваемость, прогулы школы, отвержение сверстниками, чрезмерная привязанность к взрослому, который уделяет внимание ребенку, уходы из дома, агрессивное поведение;

подростки (неспецифические признаки): депрессия, низкая самооценка, суицидальное поведение, психосоматические заболевания (аллергия, заболевания кожи, боли в брюшной полости и пр.).

Психологическое насилие, значение которого недооценивалось в течение долгого времени, является наиболее деструктивной формой жестокого обращения, затрагивающей все сферы развития ребенка.

Особенно опасно психологическое насилие для маленьких детей: отсутствие эмоциональной стимуляции и поддержки ребенка, враждебное поведение родителей нарушают эмоциональное и физическое функционирование ребенка, приводят к задержке физического и умственного развития.

Пренебрежение основными нуждами ребенка заключается в нежелании или неспособности родителей или лиц, их заменяющих, удовлетворять основные нужды ребенка, необходимые для развития физических, эмоциональных и интеллектуальных способностей.

Формы пренебрежения нуждами ребенка: оставление ребенка без присмотра; не предоставление ребенку медицинской помощи; отсутствие должного внимания, опеки, защиты (безнадзорность); отсутствие получения адекватного образования.

Признаки пренебрежения основными нуждами ребенка: недостаточный возрасту вес и рост; санитарно-гигиеническая запущенность; попрошайничество; воровство пищи; непосещение школы, плохая успеваемость; повышенная утомляемость, апатичность; задержка в развитии: моторного, речевого, интеллектуального, социального, поведенческого компонентов; беспокойство, сниженный эмоциональный фон, слезливость, молчаливость, склонность к одиночеству.

Наиболее часто пренебрежение основными нуждами ребенка наблюдается в семьях, ведущих асоциальный образ жизни (пьянство или наркомания родителей). Нередко в таких дисфункциональных семьях роль родителей по отношению к маленьким членам семьи берут на себя дети постарше.

Игнорирование безопасного окружения ребенка может оказаться смертельным для него. По данным Министерства здравоохранения России, 70% несчастных случаев, травм и отравлений детей в возрасте от 0 до 14 лет происходит из-за недосмотра и из-за невнимательности родителей или других близких людей.

Пренебрежение основными потребностями ребенка приводит к тому, что детство из периода радостного, беззаботного, полного любви и внимания со стороны взрослых, превращается в безрадостное существование, когда ребенок страдает от холода, недоедания, болезней. Пренебрежение основными нуждами ребенка часто сочетается с физическим и психическим насилием. Дети, лишенные любви и заботы родителей, готовы полюбить и довериться любому взрослому, который проявит к ним хоть немного внимания. Поэтому они имеют высокий риск оказаться объектом сексуального посягательства со стороны педофилов, которые могут завоевать их привязанность, делая небольшие подарки.

Физическое насилие – это преднамеренное нанесение ребенку побоев, травм, повреждений, вследствие чего страдают его физическое и психическое здоровье и развитие, в особо тяжких случаях наступает летальный исход.

Признаки физического насилия: синяки; царапины и рубцы; ожоги; ссадины; различного рода травмы.

Наиболее распространенным свидетельством физического насилия являются синяки (до 90% всех повреждений). О неслучайном характере любых повреждений на теле ребенка свидетельствует: их расположение на плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности бедер, в области половых органов, на щеках и т.д.; очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены: пряжка ремня, шнур, палка, отпечатки пальцев; следы избиения множественные, наряду со свежими повреждениями имеются старые рубцы и шрамы.

 

Особенности поведения детей, подвергшихся физическому насилию:

 

Для детей до 3 лет: малоподвижность (при отсутствии биологических обстоятельств), боязнь родителей или взрослых, плаксивость, печальный внешний вид ребенка, редкая улыбка, агрессивность.

 

Дошкольный возраст (3-6 лет): пассивность, уступчивость, заискивающее поведение; псевдовзрослое поведение, агрессивность, в т.ч. по отношению к животным, лживость.

 

Младший школьный возраст: стремление скрыть травму (непереодевание на физкультуру), нежелание возвращаться домой после школы, замкнутость и отсутствие друзей, уходы из дома, плохая школьная успеваемость.

 

Подростковый возраст: любые формы злоупотребления алкоголем и другими психотропными веществами, депрессивные состояния, суицидальные попытки.

 

Заподозрить физическое насилие в отношении ребенка можно,

 если наблюдаются:

 

  1. Неоднократное обращение за медицинской помощью в связи с повреждениями у детей (исключение – гиперактивные дети).
  2. Несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по рассказам родителей.
  3. Немотивированный отказ родителей от обращения за медицинской помощью для ребенка.
  4. Наличие у ребенка особенностей поведения, которые могут провоцировать жестокое обращение (соматические или психологические заболевания, неусидчивость, родились недоношенными).
  5. Предъявление со стороны родителей требований к ребенку, которые не соответствуют его физическому или интеллектуальному развитию.

Некоторые дети являются более устойчивыми к физическому насилию. С этим связан миф о «пользе» физического наказания. Но, не смотря ни на что, ни при каких обстоятельствах применение физических наказаний по отношению к детям недопустимо.

Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера с взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды.

Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку обнаженных гениталий; демонстрация порнографических и эротических материалов, а также вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов; подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур.

 

Классификация сексуального насилия:

Сексуальная эксплуатация – взрослый злоупотребляет беспомощностью, либо силой для удовлетворения собственного сексуального влечения.

Эротизация ребенка – стимуляция сексуального развития в ущерб другим сторонам развития.

Подавление детской сексуальности – формирование негативного отношения к любым проявлениям сексуальности и сексуальных интересов.

Сексуальное насилие в отношении детей очень скрытое, но далеко не редкое явление. Жертвами сексуального насилия могут стать дети любого возраста.Сексуальное насилие в отношении ребенка зачастую совершается в семье. Сексуальное насилие в семье (инцест) – это серьезное нарушение внутрисемейных отношений, которому всегда предшествует более или менее выраженное эмоциональное пренебрежение или плохое обращение. Это намерение отца (отчима) удовлетворить свои сексуальные потребности, пренебрегая своими родительскими обязанностями.

Признаки перенесенного сексуального насилия: повреждения генитальной, анальной областей в виде синяков, ссадин, припухлостей, разрывов, кровоизлияний или нарушения целостности девственной плевы; заболевания, передающиеся половым путем; инфекции мочевыводящих путей; энурез и/или энкопрез; нервно-психические расстройства; психосоматические болезни (необъяснимые хронические боли внизу живота, дерматиты и др.).

Перечисленные виды жестокого обращения и насилия редко встречаются по отдельности. Часто ребенок испытывает на себе 2-3 вида жестокого обращения, что усугубляет негативные последствия насилия на развитие его личности.

 

Последствия насилия в семье для развития ребенка

 

Все дети, пострадавшие от жестокого обращения и перенесшие насилие, пережили психологическую травму, которая будет отрицательно влиять на личностное, эмоциональное и поведенческое развитие ребенка.

Тяжесть последствий насилия будет зависеть: от вида насилия, возраста ребенка, от реакции окружающих, ситуации. Последствия насилия для ребенка будут серьезнее и тяжелее, если оно совершается близким человеком, например, папой или мамой.

Основные последствия сексуального насилия: сексуализированное поведение (например, интерес у ребенка к фильмам эротического и порнографического характера, имитация полового акта с помощью кукол); нарушение эмоционально-волевой сферы; неуверенность в себе, заниженная самооценка; агрессивность (часто немотивированная); нарушение познавательной деятельности.

Опыт сексуального насилия, перенесенного в детстве или подростковом возрасте, повышает риск стать жертвой сексуального насилия в зрелом возрасте.

Основные последствия физического насилия: агрессивность (например, ребенок жестко относится к животным); пассивность; замкнутость, отсутствие друзей; псевдовзрослое проведение; эмоциональная нестабильность; плохая школьная успеваемость.

 

Последствия физического насилия могут быть самими разными: от незначительных нарушений и до грубых отклонений, включая психопатологии, саморазрущающее и асоциальное поведение. Это определяется возрастом ребенка, его особенностями, характером отношений с наказывающим родителем, силой и способом наказаний.

Основные последствия психического насилия: задержка физического, психического и эмоционально-волевого развития; эмоциональная незрелость; страхи, фобии; нарушенная привязанность (отсутствие доверительных, теплых отношений с родителями); психосоматические заболевания (это телесная реакция организма на психологическую травму: гипертоническая болезнь, язва желудка, бронхиальная астма, кожные заболевания); нарушение познавательной деятельности.

Эмоционально теплые отношения ребенка с родителями или лицами, их замещающими, в первые годы жизни, являются важнейшим условием для его нормального психического и физического развития. Недостаток или отсутствие такой эмоциональной поддержки, вызывает существенные психические и поведенческие расстройства, которые будут проявляться во взрослом возрасте. Психологическое насилие может начинаться, когда ребенок находится еще в утробе матери – он нежеланный, лишний, его уже не любят.

Насилие над детьми со стороны родителей, к сожалению, в последнее время стало неотъемлемой чертой современной семьи. И это не обязательно неблагополучная семья, например, где родители злоупотребляют спиртными напитками. Часто это семья с хорошим материальным достатком, благоустроенным жильем, но в семье происходит насилие в отношении ребенка.

Самое страшное то, что в будущем модель поведения родителей, станет стандартом поведения ребенка. Например, если его родители применяли физическое наказание, то став взрослым, он тоже будет использовать ремень в своей семье.

 

«Токсические» отношения и люди: когда пора бежать

 

Консультация для родителей

 

«Если отношения не приносят радости и удовлетворения, а приводят к постоянному невротическому напряжению или причиняют душевную боль, их можно отнести к разряду нездоровых – токсических».

Кто такой «токсичный» человек

 

Понятие «токсичность» относится не к самому человеку, а к его поведению. Общение с такой личностью может оставлять отпечаток даже на физическом уровне, когда самочувствие схоже с интоксикацией организма.

 

Признаки токсического поведения человека:

 

  1. Воспринимает жизнь как нескончаемую трагедию, сопровождающуюся постоянными неудачами, невезением;
  2. Применяет для достижения цели манипуляции;
  3. Все держит под неусыпным контролем;
  4. Испытывает постоянную нужду, нехватку чего-либо;
  5. Пользуется возможностями людей для удовлетворения своих потребностей;
  6. Все и всех подвергает жесткой критике;
  7. Недоброжелательность. Характеристика внешности – отсутствие улыбки на лице;
  8. Подверженность к ревности;
  9. Привычка постоянно сравнивать себя с другими в успехе, везении, удаче и, обязательно, не в свою пользу;
  10. Всегда перекладывает вину на других людей или обстоятельства;
  11. Подверженность различным формам зависимости;
  12. Отвергает помощь друзей, близких людей, тем более психолога;
  13. Позволяет себе высмеивать и злобно насмехаться над людьми;
  14. Высокомерно и грубо может обращаться с людьми невысокого ранга или обладающими недостаточным, в его понимании, авторитетом.

 

Признаки отравления «токсическими» отношениями

 

Продолжительные токсические отношения отягощают, приводят к внутреннему разладу с собой, к глубокому душевному дискомфорту, депрессии и даже к психологическим расстройствам и физическим болезням.

Обращайте пристальное внимание на свои чувства и ощущения от близких отношений. Сравнивайте с симптомами нездоровых – токсичных.

  1. Недостаток полноценного искреннего доверительного общения – одной из главных составляющих отношений между близкими людьми.
  2. Охлаждение в отношениях с вашей стороны или со стороны партнера, отчуждение, игнорирование.
  3. Вы понимаете, что с вами общаются как будто «свысока» – высокомерно.
  4. Чувствуете эмоциональное опустошение, бессилие, энергетический дисбаланс, выгорание.
  5. Вас не отпускает ощущение внутреннего напряжения эмоционального и психологического рядом с этим человеком.
  6. Замечаете за собой стремление, во что бы то ни стало, понравиться, услужить.
  7. Испытываете чувство страха или дискомфорта, неприязни, находясь рядом.
  8. Ощущаете эмоциональную зависимость от его негативного отношения к жизни.
  9. Вам не нравятся те перемены, которые происходят с вами: появляется злость, раздражение, дискомфорт.
  10. Вас не покидает чувство вины, ложного стыда, даже страха.
  11. Осознаете, что непрестанно требуется этого человека выручать, спасать, защищать от всяческих неприятностей.
  12. Столкнулись с тем, что человек не принимает слово «Нет», отказ.
  13. Его желания, интересы превалируют, и ваша жизнь подчинена их осуществлению.
  14. Над вами довлеет постоянный контроль или вы подвержены стремлению все контролировать.
  15. Вы всегда оказываетесь в роли побежденного, проигравшего.

Разберем более детально основные признаки токсичных отношений, чтобы вы без специалиста смогли определить наличие проблемы или ее отсутствие.

 

Невозможность поговорить о проблемах

 

  • Партнер не интересуется вашей жизнью;
  • Ему безразличны ваши вкусы и пристрастия, интересы и привязанности;
  • При принятии совместных решений не берутся в расчет интересы обеих сторон: все в его интересах, для его удобства и комфорта.
  • Ваши личностные потребности и желания находятся вне зоны его интересов.
  • Для такого человека важна только ваша роль в его жизни: в создании комфортных условий, в удовлетворении, как мужчина или как женщина, его потребностей.
  • Его также не волнуют проблемные зоны в ваших отношениях. Все устраивает, а ваша неудовлетворенность, тревоги и несогласие в важных вопросах выстраивания отношений являются только вашими проблемами, его не касаются.


Перемен не ждите!

 

  • Высмеивания и ссоры
  • Ссоры на пустом месте.
  • Уничижительные комментарии и насмешки.
  • Агрессивная реакция.

Если ваша совместная жизнь наполнена «до краев» этими ядовитыми проявлениями токсичности, которые стали нормой ваших отношений, то вы рискуете поплатиться психологическим и физическим здоровьем.

Регулярные стрессы приводят не только к депрессии, но и на физическом уровне вредят здоровью человека. Следствием может стать развитие как воспалительных процессов в организме, так и сердечно-сосудистых заболеваний.

 
   

 

Паразитирование

 

Осознаете, что вас эксплуатируют, пользуются трудом, возможностями, материальной базой. Берут, не давая в ответ.

Зато партнер реализует свои мечты, причем реализация не имеет конечных сроков, а значит и существование за счет ваших удвоенных или утроенных усилий тоже не имеет конечных сроков.

Можно устроить несложную проверку. Поделитесь с ним вашими планами сменить род деятельности, а значит и статус, уровень жизни. Последующая реакция разрешит ваши сомнения.

 

Ненависть и постоянное ощущение несчастья

 

Если вас долгое время сопровождает критика и категорическая оценка поступков, если отношения приносят постоянный внутренний дискомфорт и эмоциональное напряжение, значит, они являются деструктивными – разрушительными для вашей личности.

  • Вы имеете все шансы утратить веру в свои силы, способности и возможности;
  • Упадет личная самооценка;
  • Недовольство может перерасти в ненависть к себе.

В качестве одного из примеров деструктивного влияния токсических отношений на самооценку можно привести развитие у «пострадавших» анорексии.

 
   

 

Манипулирование

 

Иногда свой выбор люди делают под влиянием страха.

Оставаться во власти токсичных отношений человеку нашептывает страх одиночества, более сильный, чем страх жить под гнетом отравляющих отношений.

Страх перед одиночеством закрепляет зависимость от токсичного человека, который пользуется этой зависимостью в своих интересах и манипулирует ею, страхом и своей приобретенной властью.

Одним из рычагов манипулирования является чувство ревности, которое партнер целенаправленно подогревает у зависимого человека.

 

Нет мыслей о совместном будущем

 

Партнер проявляет неготовность к развитию отношений. Причем отношения могут остановиться на любом этапе: от знакомства с родителями, похода в ЗАГС, до планирования рождения ребенка.

Еще один ключевой признак – нет ощущения их стабильности. И речь идет не о командировках и частом отсутствии партнера, а о невозможности планировать совместное будущее.

 

Человек недоговаривает, скрывает, обманывает

 

  1. В отношениях вас не покидает ощущение недосказанности, недоговоренности, даже обмана.
  2. Человек как будто что-то скрывает, особенно касательно личного пространства. Оно для вас за «семью печатями», как будто зашифровано и шифр вам не доверяют.
  3. Партнер вам вообще не доверяет свои эмоции и переживания, порой даже личную информацию.

 

Часто бывает энергетическое истощение

 

Отношения должны обогащать духовно и физически, нести радость, гармонию, осчастливливать. Если они приносят постоянный душевный дискомфорт, эмоциональное напряжение, энергетическое опустошение, даже выгорание – это самый главный симптом их токсичности.

 

Можно ли перевести такие отношения в нормальные

 

  • Очерчивание четких границ

Границы нужны, чтобы охранять ваше спокойствие, а не ограждать от партнера. Как свод законов, защищающих ваши интересы, планы и цели. Вы сами должны их строго соблюдать.

  • Установите дистанцию

Выслушать человека для облегчения его душевного состояния в минуту сложных жизненных проблем – это важная составляющая дружеских и близких отношений. Но засорять свой эмоциональный эфир постоянными жалобами, надуманными проблемами и негативным восприятием жизни и людей не позволяйте никому.

Для этого учитесь дистанцироваться и выстраивать внутренние барьеры, отключая функцию «прослушать». И, наоборот, активируйте внутреннее воображение, перенесите себя в любимое место: пролистайте мысленно альбом с любимыми фото, представьте себя внутри выбранной картинки из летнего отдыха или из детской памяти.

  • Принять реальную информацию о человеке

Попробуйте рассматривать его поведение не с точки зрения своих иллюзий о нем, а с точки зрения своего понимания.

Тогда изменятся и ваши ожидания, а значит, уменьшатся и разочарования.

  • Умейте его выслушать до конца, чтобы он выговорился

А потом попросите его объяснить это спокойно и не эмоционально. Будьте корректны и терпеливы. Может он сможет, проговорив проблему, посмотреть на нее со стороны и осознать ее преувеличенность и несерьезность.

  • Научитесь говорить «Нет»

Умение ответить отказом, защитить свои интересы находится в рамках нормальных отношений между людьми.

  • Научитесь не зацикливаться на тех проблемных зонах, которые держат вас в постоянном напряжении и подогреваются токсичным человеком;
  • Чтобы выйти из давящей психологической зависимости, не позволяйте себе концентрироваться на этих проблемах и конфликтах;
  • Не заполняйте ими все свое жизненное пространство, мысли и чувства, отпускайте их и переключайтесь на интересную и полезную деятельность.

Ставьте себе цели, концентрируйтесь на них и продвигайтесь.

 

Что делать, если ничего не меняется

 

  • Осознайте, что психологическое нездоровье зачастую приводит к физическому нездоровью, и подумайте: не велика ли плата за упрямое желание быть частью жизнью токсического человека.
  • Не пытайтесь взвалить на себя роль мамы, перевоспитывающей запутавшегося ребенка. Это неблагодарная и опасная для психоэмоционального здоровья роль.
  • Человек такой, какой он есть. Если он сам не захочет внести корректировку в свое поведение, избавиться от своих главных недостатков, выправить искаженное восприятие окружающего мира и себя в этом мире, в ваших отношениях ничего не поправиться.
  • Близкие отношения должны приносить духовный рост, радостные эмоции, надежды и планы на счастье. Они должны обогащать, быть тылом, опорой и защитой. Во внутреннем пространстве отношений должно существовать защитное поле, где вы можете довериться и расслабиться, быть собой.

Если вы страдаете, вынуждены носить маску, не быть собой, чтобы понравиться, жертвовать желаниями и планами, а порой и здоровьем, не тратьте свою жизнь на разрушающие деструктивные отношения. Вы, как и все, заслуживаете счастья.

  • Чтобы прочитать книгу дальше, нужно перевернуть страницу. Сделайте это до того, пока не потеряете себя. И еще до того, пока не нажили троих детей и не взяли совместный кредит.
  • Вспомните о себе, о забытом вами предназначении. Рядом с вами много людей, среди которых немало достойных.

 

                   Педагог - психолог

 

 

свернуть

Виктимное поведение

Ещё в этом разделе