Панорама опыта

 

«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ С УЧЁТОМ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАНОГО ПОДХОДА»

Выполнила Сидорук Алёна Ивановна  педагог-психолог  квалификационной   категории        

                                                                                       

Профессиональное самоопределение личности – это процесс выбора профессии, отражающийся в её профессиональных планах, намерениях и завершающийся с их реализацией. Профессиональное самоопределение представляет собой процесс нахождения смысла жизни, ценности самостоятельного выбора профессии.

Сформированность профессионального самоопределения является основным критерием эффективности работы по профориентации, которая реализуется посредством различных мероприятий соответствующей направленности.

В ГУО «Средняя школа д. Скоки» в профориентационной работе с учащимися использует как классические, так и инновационные приёмы которые включены в 4 подхода.

Информационный подход. Его цель – обеспечение учащихся разнообразной достоверной информацией о современных профессиях, учебных заведениях и организациях, предоставляющих рабочие места, о рынке труда и о том, как планировать свою карьеру.

Диагностико-консультационный подход. Его цель – установление соответствия, учащегося тому или иному виду деятельности путем сопоставления индивидуальных особенностей и требований к профессиям.

Развивающий подход. Его цель – формирование различных знаний, умений и навыков, необходимых для овладения той или иной профессией и успешного трудоустройства.

Активизирующий подход. Его цель – формирование внутренней готовности к самостоятельному и осознанному построению своего  профессионального и жизненного пути.

В настоящее время система профориентационной работы включает в себя деятельность по следующим направлениям:

  1. Профессиональное просвещение, включающее профинформацию, профпропаганду и профагитацию.
  2. Предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии.
  3. Профессиональная консультация, нацеленная в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалистов-профконсультантов.
  4. Профессиональный отбор (подбор) с целью выбора лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности.
  5. Социально-профессиональная адаптация.
  6. Профессиональное воспитание, которое ставит своей целью формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства.

В своей работе, как педагог-психолог я использую следующие направления:

  1. Профессиональное просвещение.
  2. Профессиональная диагностика.
  3. Профессиональное консультирование.
  4. Ведение курса в школах «Профессия моей мечты» рекомендованного для учащихся 9 классов общеобразовательных школ.
  5. Профессиональное просвещение.

Формы и методы профессионального просвещения, используемые в ГУО «Средняя школа д. Скоки»

Профинформационный урок. В зависимости от организации и содержания эта форма работы позволяет решать различные цели: активизация интереса учащихся к изучению и выбору профессии, воспитание ответственного и активного отношения к сознательному выбору профессии, выявление и формирование структуры мотивации профессиональной деятельности, стимулирование учащихся к самовоспитанию профессионально значимых качеств и т.п.

Профинформационная беседа. Беседа в отличие от урока носит менее структурированный, проблемно-ориентированный характер. Она может проводиться как в групповом, так и в индивидуальном режимах.

Профессиографическая встреча. Встреча молодежи с представителями профессии – один из способов активизировать исследовательскую активность учащихся. Профессионал может ответить на такие вопросы, с которыми не справится ни один педагог-предметник.

На информационных уроках и бедах я знакомлю учащихся с Web-сайтами Республики Беларусь в помощь выпускнику.

Электронный справочник абитуриента – удобнейший поиск, проходные баллы, новости, все о РT и ЦТ, «справочное бюро», дни открытых дверей, словарь «профессии и специальности» и пр.: http://www.kudapostupat.by/

Справочный ресурс для поступающих «Абитуриент» обеспечивает возможность просмотра мониторинга вступительной кампании в конкретном вузе, возможность просмотра мониторинга вступительной кампании по конкретной специальности для всех вузов, в которых по ней ведется подготовка.  Он в большей степени рассчитан на выпускников, решивших выбрать обучение в ВУЗе. http://www.abiturient.by/

Адукар — это активно развивающийся образовательный проект. Он помогает выбрать один из семи образовательных направлений в офлайн- и онлайн-формате: курсы подготовки к ЕГЭ, курсы подготовки к ЦТ, профориентация, курсы польского и английского языков, курсы ИТ для взрослых и детей.

Профинформационная экскурсия на предприятие или средние специальные учебные заведения, ВУЗы. С одной стороны, она знакомит интересующихся профессией со структурой производства и профессиональной деятельности, с техникой, технологией, организацией и условиями труда. С другой стороны, эта форма работы учит молодых людей самостоятельно проводить анализ профессий. Это форма организации познавательной деятельности учащихся, направленной на получение необходимой профессиографической информации.

Профинформационные стенды (наглядная информация) – один из традиционных способов профинформирования. На стендах может быть представлено описание профессий, учебных заведений, достижений в области данной профессии, а в некоторых случаях и образцы продукции. Эта форма профинформирования позволяет человеку самому получить информацию.

Традиционным в нашей школе является проведение недели профориентации.  При её проведении используются как традиционные так инновационные подходы, такие как: конкурсы, виртуальные путешествия, игры, викторины, тренинги, беседы, встречи, дискуссии. Традиционным является игра «Брейн-ринг» для учащихся 7-9 классов.

Профинформационные игры. Сегодня использование профинформационных игр очень востребовано. Человек получает не только словесную информацию в готовом виде, но и личностный опыт.

Организация исследовательской работы по составлению описания профессии. Известно, что информация, добытая самостоятельно, более органично усваивается личностью. Особенно это касается информирования детей и подростков. Для организации самостоятельного сбора информации важно предварительно рассказать ребятам о существующих классификациях профессий, о схеме составления профессиограмм.

«Ярмарки профессий». Эта форма профпросвещения заключается в организации встречи представителей организаций и предприятий, учреждений профессионального образования.

  1. Профессиональная диагностика.

Профдиагностика – неотъемлемый компонент в системе профориентации, который охватывает все ступени школьного обучения.

Изучение учащихся в целях профориентации (предварительная профдиагностика), составляет один из важнейших составных компонентов профориентации школьников. На этом этапе следует изучить характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональную направленность, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья.

Использование диагностических методик в работе педагога-психолога ГУО «Средняя школа д. Скоки» Сидорук А.И.

Психодиагностические методики позволяют нам изучить индивидуальные психологические особенности личности учащегося, его интересы и склонности, мотивацию, ценностные ориентации и др.

Огромную помощь в изучении профессиональных интересов и склонностей, индивидуальных психологических особенностей оказывает проведение компьютерной диагностики индивидуально или в группе, которая позволяет учащемуся, работая наедине с компьютером, выбирать вариант ответа, лишает возможности повлиять на данный выбор другими учащимися, даёт возможность психологу экономить время в проведении методик в получении результатов и в их интерпретации.

Методики компьютерной диагностики, разработанные программистом Центра «Профориентир» УО «Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина» в котором я работала педагогом-психологом под руководством Ковалевич М.С.

Хочется отметить, что двухлетний опыт работы в Центре «Профориен-тир» ГУО «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина дал мне большое поле для практической работы в области профориентации. Приведу пример, только за 1 год мной было проведено 140 комплексных диагностических исследований профессиональных интересов у различной категории людей, большинство из которых учащиеся 8-11 классов.

В арсенале педагога-психолога имеются компьютерные методики:

  • Методики диагностики индивидуально-психологических особенностей человека.

Тест-опросник диагностики темперамента Г. Айзенка

Методика УСК (уровень субъективного контроля) Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, Л. М. Эткинд.

Тест-опросник «Мотивы выбора профессий» (С.С.Груншпун).

Методика исследования волевых качеств личности Н.Е. Стамбулова.

Методика «Профессиональная готовность» А.П. Чернявская.

  • Диагностики профессиональной направленности

Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова (модификация А.А. Азбель).

Карта интересов (А.Е. Голомшток, модификация А.А. Азбель)

Изучения профессиональной направленности (определение профессио-нально ориентированного типа личности) (Дж. Холланд, модифика-ция А.А. Азбель)

Личностный тест» Дж. Баррета;

Методика диагностики направленности личности Б. Басса (Опросник Смекала-Кучера):

Методика изучения статусов профессиональной идентичности. А. А. Азбель.

  • Диагностика профессиональных способностей

Методика определения типа мышления и уровня креативности («Профиль мышления», В. А. Ганзен, К.Б. Малышев, Л.В. Огинец)

Опросник коммуникативно-организаторских склонностей (В.В. Синявский, Б. А. Федоришин)

Подбор психодиагностических методик осуществляется мной после первичного профконсультирования в зависимости от сформированности у учащегося профессионального плана и целей, знаний о себе и своих психологических особенностей.

В помощь специалистам и выпускниками есть онлайн-платформа профессиональной поддержки Профитест, которая направлена на диагностику профессионального самоопределения и оказание помощи молодежи в осознанном выборе профессии.  

  1. Профессиональное консультирование.

В своей работе я уделяю большое внимание профессиональному консультированию учащихся 8-11 классов.

Профконсультация – это взаимодействие, сотрудничество, во время которого клиент и консультант вместе рассматривают проблемы планирования профессиональной деятельности клиента и стремятся найти пути их решения

Целью профконсультации является стремление к тому, чтобы клиент научился понимать себя, свое настоящее положение, научился критически оценивать себя и свои профессиональные возможности, научился сознательно использовать различные способы саморазвития и оказания положительного влияния на свою жизненную ситуацию.

Виды профконсультирования в работе педагога-психолога ГУО «Средняя школа д. Скоки».

Первичная профконсультация имеет целью выявить готовность личности к профессиональному самоопределению, наличие и степень проработанности профессионального плана, трудности профессионального становления. Иногда в условиях дефицита времени я прибегаю к анкетированию, где  выясняются данные цели. 

Справочная (индивидуально-профессиографическая) консультация проводится в случае недостаточной информированности учащихся. В ходе такой консультации выясняются условия приема в учебные заведения, проходные баллы, сроки подготовки, общая характеристика подходящих профессий, перечень профессионально важных качеств (ПВК), медицинские противопоказания.

Диагностическая профконсультация проводится после профдиагностики. Результаты диагностики в корректной форме сообщаются учащемуся. На основе полученной информации в случае необходимости планируется дальнейшая профориентационная работа.

Поддерживающая профконсультация. Поводом для обращения к психологу, как правило, бывают не трудности профессионального самоопределения, а непереносимое психологическое состояние, вызванное сложившейся ситуацией. Человек чувствует растерянность, страх, беспомощность, гнев, стыд или вину. Основная задача такого консультирования морально-эмоциональная поддержка.

Коррекционно-развивающая профконсультация направлена на формирование личностной готовности к профессиональному самоопределению, помощь в конкретном выборе и принятии решения. [3; с.92-94]. Частично данное направление профконсультативной работы реализуется через проведение факультативных занятий «Профессия моей мечты».

  1. Проведение факультативных занятий «Профессия моей мечты».

Программа факультативных занятий вводится на завершающем этапе обучения на II ступени общего среднего образования.

Цель – создание условий для формирования готовности к профессиональному самоопределению; оказание информационной поддержки учащимся в процессе выбора сферы будущей профессиональной деятельности; выработка у учащихся положительного эмоционального отношения к процессу выбора сферы будущей профессиональной деятельности.

Инновационные подходы в организации профориентационной работы, использование коучинг-техник в профконсультировании и тренинговой работе.

Коучинг – это процесс, направленный на достижение целей в различных областях жизни.

Коучинг — это особый диалог, содействующий достижению целей и личной эффективности. Он не предполагает директив, оценок и поучений. Он строится на вопросах, открытии новых возможностей подопечного и мотивировании на успех.

Коучинг направлен на раскрытие «спящего» внутреннего потенциала, приведение в действие системы мотивации каждого отдельно взятого человека.

Основной задачей коучинга является стимулирование самообучения, чтобы в процессе деятельности человек смог сам находить и получать необходимые знания.

Основные техники коучинга

Беседа посредством открытых и «сильных» вопросов. Лестница вопросов по логическим уровням и лестница (пирамида, спираль) достижений.

Тоны голоса.

Метод глубинного слушания.

Индивидуальные и групповые коуч-сессии.

Партнерское сотрудничество.

Колесо жизненного баланса.

Шкалирование.

Линии времени.

Метод планирования Гантта.

Стратегия творчества У. Диснея.

Мозговой штурм WORLD CAFE

Элементы тренинга,

Техника постановки целей (модель SMART).

В своей консультативной работе мне нравится использовать такие коучинг-техники, как колесо жизненного баланса, квадрат Декарда, метод открытых вопросов и пирамида Дилтса.

Колесо жизненного баланса. Придумал его Поль Дж. Майер. Он всю свою жизнь занимался вопросами мотивации людей на раскрытие их потенциала и даже основал легендарный Институт мотивации и успеха.

Это инструмент визуальный, который помогает быстро и наглядно понять, насколько жизнь сбалансирована и принимать решения, ставить цели.  

 

 

Квадрат Декарда. Эту технику хорошо использовать в ситуации, когда нужно сделать выбор из двух вариантов, принять решение.

 

 Пирамида Дилтаса. Что представляет собой пирамида Дилтса? По сути, это 6 уровней вопросов, каждый из которых позволяет лучше понять тот или иной аспект проблемы. И, как следствие, проблему в целом, что заметно облегчает поиск ее решения. Схематически изобретение выглядит как многоуровневая пирамида, поэтому ее еще называют «пирамида логических уровней Дилтса» или «логическая пирамида Дилтса».

 

Протокол профконсультативной беседы

 

№ п/п

Вопросы

Ответы учащегося

1.                 

ФИО

 

2.                 

Расскажи о себе (в каком классе ты учишься?)

 

3.                 

Как ты себя чувствуешь в школе?

 

4.                 

Каковы твои сильные стороны характера?

 

5.                 

Каковы твои самые существенные недостатки?

 

6.                 

Какие твои поступки придают твоей жизни смысл?

 

7.                 

Что говорят о тебе окружающие?

 

8.                 

Как ты строишь взаимоотношения со своими, друзьями, членами семьёй, одноклассниками и учителями?

 

9.                 

Что ты очень любишь делать?

 

10.            

Что удается тебе хорошо, а что плохо?

 

11.            

При выполнении какой работы ты терпел неудачу?

 

12.            

Что приносит тебе удовлетворение?

 

13.            

Что ты находишь приятным и привлекательным в жизни?

 

14.            

Что заставляет тебя радоваться и грустить?

 

15.            

Что ты считаешь важным в жизни?

 

16.            

К чему ты стремишься?

 

17.            

Какие ценности и принципы наиболее близки тебе, непререкаемы для тебя и в большей степени укоренились в твоей жизни? Например: честность, готовность помочь другим, саморазвитие, удовольствия, любовь и привязанность, благоприятная атмосфера в школе и дома, уважение окружающих, и т.д.

 

18.            

Чему ты хотел бы научиться больше всего?

 

19.            

Что мешает тебе быть таким, каким ты хочешь?

 

20.            

Что тормозит твоё развитие?

 

21.            

Каково твоё состояние здоровья?

 

22.            

Каких результатов ты достиг к настоящему моменту своей жизни, какие цели реализовал?

 

23.            

Чем ты готов пожертвовать ради достижения своих целей?

 

24.            

Кем ты надеешься стать? В широком смысле, чего ты хочешь достичь в своей жизни?

 

25.            

Какую ты профессию ты выбрал?

 

26.            

Какие профессиональные обязанности ты хочешь исполнять?

 

27.            

Какую профессию тебе советуют избрать родные, друзья?

 

28.            

К какой работе ты стремишься?

 

29.            

Кто по профессии твои родители?

 

30.            

Работают ли родители по специальности?

 

31.            

Будут ли перечисленные выше вопросы так же важны для тебя через десять лет, как сейчас?

 

32.            

Назови свой адрес и телефон

 

 

Сегодня актуальным в профессиональной ориентации применять интерактивные формы, комбинировать различные методики, искать нетрадиционные и креативные подходы к организации профориентационных мероприятий. Но самое главное – это то, что профориентационную деятельность необходимо выстраивать на основе практико – ориентированного подхода.

С практико- ориентированным обучением мы знакомы уже давно. В его основу положен деятельностный подход. Т.е. это такой вид обучения, целью которого является формирование у школьников умений, востребуемых сегодня в разнообразных сферах социальной и профессиональной практики, и понимания того, где, как и для чего полученные умения используются на практике.

Одним из оптимальных практико-ориентированных форматов профориентации считают профессиональные пробы.

Автором идеи профессиональных проб принято считать японского учёного С. Фукуяму, который в работе с обучающимися, находящимся на этапе профессионального выбора, акцентировал внимание на необходимости им получения практического опыта именно той работы, которую он выбрал, с целью определить на практике: соответствует ли характер данной работы его способностям и умениям.

Где наши ребята получают такой опыт? На занятиях школе, трудовое обучение, допризывная и медицинская подготовка, химия, биология, вовремя профориентационых экскурсий, при проведении дня самоуправления.

Данное направление у на только набирает обороты, но не всегда в условиях школы — это осуществимо. Представляю вашему вниманию российский профориентационный проект «Билет в будущее», направленный на раскрытие талантов и осознанный выбор. На данном сайте есть интерактивная игра «Профи град, где ученики, освоив некоторые знания, могут формате игры осуществить профпробы и проверить свои возможности в разных сферах.

Еще данный проект интересен тем, что направлен на совместное с родителями определение профессионального пути ребёнка.  Пройдя вместе с ребёнком тесты и сравнив результаты легче в дальнейшем принимать решения в выборе профессионального пути.

Идея практико-ориентированного образования легла в основу предпрофильной подготовки и профильного обучения старшеклассников.

В ГУО «Средняя школа д. Скоки» профессиональное самоопределение учащихся осуществляется на базе углубленного изучения тех предметов, к которым у учеников проявляется устойчивый интерес и способности. В нашей школе имеется практика использования мультипрофильного обучения по двум учебным предметам.

В 23/24 учебном профили по учебным предметам

11 класс:

Русский язык и математика

Аграрный (биология и химия), учитель Липко О.С.

В 10 классе

Педагогический (русский язык и английский язык)

Русский язык и математика

Второй из профиля обучения в ГУО «Средняя школа д. Скоки», как и во многих других сельских школах с 2018 года является аграрный, где учащиеся на повышенном уровне изучают химию и биологию и посещают факультатив «Введение в аграрные профессии», где учащиеся знакомятся с профессиями агропромышленного комплекса.

В ГУО «Средняя школа д. Скоки» подписано соглашение о сотрудничестве с УО «Гродненский государственный аграрный университет» и с УО «Белорусская государственная орденов Октябрьской революции и Трудового Красного знамени сельскохозяйственная академия» г. Горки сроком на пять лет. Благодаря этому сотрудничеству для учителей, работающие в данном направлении организуются семинары, курсы повышения квалификации для более успешной работы по привлечению наиболее мотивированных учащиеся школ в аграрные профессии. На сайте

аграрных университетов и на сайте Национального образовательного портала в помощь педагогам разработано поурочное планирование каждого факультативного занятия с мультимедийными презентациями, видео уроками, разработанными практическим занятиями.

Для учащихся школы проводятся на базе школы встречи с представителями учреждений агронаправленности, учащиеся школы в 2019 году приглашались на агрогриады, на которых теоретические знания полученные на факультативе можно было применить на практике. Учащиеся нашей школы аграрного профиля участвовали  в практико-ориентированных занятиях, семинарах, турнирах на базе ВУЗов и онлайн. Также для учащихся аграрного профиля проводятся олимпиады и научно-практические конференции. В качестве бонуса, при успешном обучении по профильным предметам и прохождении факультативных занятий «Введение в аграрные профессии» учащиеся могут поступать во все аграрные ВУЗы страны без сдачи централизованного тестирования, при условиях целевой подготовки, и если оценка по профильным предметам будет не ниже 7.

Внедрение инновационных и практико-ориентированных подходов и в организации профессионального самоопределения вызвано постоянно меняющимися обстоятельствами в экономике, в образовании и в стране в целом. Поэтому основная задача данных приёмов во-первых – помогать учащимся учиться активно и сознательно, поддерживать их намерение самостоятельно приобретать знания, способствовать тому, чтобы они могли максимально использовать свой потенциал, развивать навыки, лучше выполнять свои учебные обязанности и в результате достигать желаемых результатов, во вторых  – научить учащихся планировать собственную деятельность, осуществлять ее анализ, самостоятельно ставить вопросы собственного развития, намечать перспективы роста.

 ССылка на презентацию

Организация профориентационной работы

Рекомендации учителям по профориентации

Проблема выбора профессии. Рекомендации учителям

   Готовность старшеклассников к выбору профессии состоит из следующих компонентов:

мотивационно-целевой компонент (устойчивый интерес к конкретной профессии),

- эмоционально-волевой компонент (самостоятельность, дисциплинированность, активность и эмоциональная устойчивость в выбранной сфере деятельности),

когнитивный компонент (определяет наличие знаний о профессиях, специфике профессиональной деятельности),

- деятельностно-практический компонент (характеризуется умелым и грамотным применением знаний при выполнении элементарных профессиональных действий на практике),

 - рефлексивно-результативный компонент (твердой личной убежденности в правильности выбора и дальнейшего пути получения профессии).

   В формировании готовности учащихся к выбору профессии учитель реализует следующие условия:

  • ознакомление учащихся с различными профессиями, особенно с упором на профессии, востребованные в современном обществе и в данном регионе (привлечение к этой деятельности родителей, изучение профессий родителей, профессионального пути известных в своей области людей);
  • оказание помощи учащимся в осознании личностных склонностей, способностей и возможностей их реализации в различных профессиях (в том числе через профориентационные игры);
  • активизация целенаправленной самостоятельной деятельности учащихся, развитие интересов, склонностей и возможностей (в кружках и секциях, во внеурочной деятельности);
  • тесная взаимосвязь в вопросах профориентации школы с учебными учреждениями высшего и среднего профессионального образования, а также ведущими научными организациями и производственными предприятиями региона (экскурсии, посещение «Дней открытых дверей»);
  • включение в профориентационную работу с учащимися 9-11 классов тем «Пути получения профессии», «Анализ современного рынка труда».

С целью профилактики ошибок выбора профессии учитель:

  1. Формирует у ученика потребность постоянно развиваться, осваивать новые виды деятельности. Это связано с изменчивостью современного мира профессий.
  2. В мотивах выбора профессий учит отдавать предпочтение учёту своих интересов,  способностей. Так как желания, потребности, возможности  изменчивы, основой при выборе профессии являются профессионально важные качества человека.
  3. Изучая профессиональный путь кумира, развивая у учащихся рефлексию, учит видеть черты сходства и различия при сравнении себя с другими. Таким образом, учащийся при выборе профессии учится видеть, прежде всего, особенности данного вида деятельности, а не внешность,  образ жизни человека, который занимается данным видом деятельности.
  4. При знакомстве с профессией обращает внимание на её плюсы и минусы, исключая таким образом, увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.
  5. При изучении школьных предметов разъясняет, какие реальные  занятия и профессии за этим предметом стоят.
  6. В урочной и внеурочной деятельности формирует потребность в самоизучении, саморазвитии.
  7. Помогает учащимся разбираться в огромном море информации о профессиях, современном рынке труда, в изучении своих интересов и склонностей. 

.  Профессиональное мнение учителя очень важно для подростка, а тем более юноши или девушки, стоящих на пороге выбора профессии. Важно обратить внимание учащихся на наличие профессионально важных качеств, без которых эффективность труда в данной сфере будет низкой:

  • точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;
  • хорошая координация движений;
  • развитое техническое и творческое мышление и воображение умение разбираться в чертежах и схемах;
  • умение переключать и концентрировать внимание;
  • наблюдательность;
  • склонность к ручному труду.

Влияние учителей на отношение детей к себе

Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний и владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки.

Ребёнок с позитивным самоотношением - уверен в себе, понимает, принимает и уважает себя. В поведении он  независим, манера выражения уверенная.

Принимающее, т.е. внимательное, уважительное отношение учителей к ребёнку способствует самопринятию ребёнка, отвергающее же – неприязненное, неуважительное, пренебрегающее – отношение приводит к неприятию им самого себя, переживанию им своей малоценности и ненужности.

Учитель формирует адекватную самооценку, бывая строгим, но последовательным. Такой учитель требует, чтобы ученик много знал и умел, был отзывчивым и честным, но в то же время проявляет достаточную гибкость и при определенных обстоятельствах допускает исключения из правил. Т.е. внимательное отношение сочетается со строгой дисциплиной. Здесь проявляются взаимопонимание.

Учитель формирует низкую самооценку, бывая часто непоследовательным в своих ожиданиях, слишком многое запрещая, чрезмерно критично относясь к ученикам.

Выставляя оценку, учитель должен помнить: оценка должна служить главной целью – стимулировать и направлять учебно-познавательную деятельность школьника.

У ученика появится адекватная самооценка только в том случае, если учитель заботится о его статусе, демонстрирует  уважение,  интерес, веру в ученика, его возможности. 

Влияние учителей на формирование уверенности учеников

Наша самооценка играет важную роль в становлении личности. Взрослые могут как-то защититься от критики, не снизив самооценки. А ребёнок? Он раним и чувствителен. И решающее влияние на его отношение к себе оказывают окружающие его, значимые люди, в том числе педагоги.

Рекомендации педагогам.

  1. Стройте свою работу, основываясь на знании возрастных и психологических особенностей детей, законах развития личности, уважайте ребёнка, демонстрируйте интерес к его личностным проявлениям.
  2. Проявляйте высокий уровень самоконтроля и рефлексии.
  3. Установите контакт с ребёнком, не используйте в процессе общения отрицательных оценок их работы и уровня развития.
  4. Сравнивайте ребёнка только с самим собой, оценивайте только действия, не давая отрицательных оценок личности.
  5. Демонстрируйте внимательное отношение к ребёнку, ориентацию на совместную деятельность, сотрудничество.
  6. Постоянно создавайте ситуации успеха, поощряйте ребёнка, оценивая оптимистически. Повышайте статус, значимость ребёнка в детском коллективе.
  7. Учитывайте базовые потребности ребёнка (защищённость, принадлежность к группе, признание, самореализацию).
  8. Демонстрируйте ребёнку хорошее, бодрое настроение, жизнелюбие и оптимизм.
  9. Ориентируйтесь на полное доброжелательное взаимодействие с родителями ребёнка, другими педагогами, преследуя единую цель.

КОУЧИНГ-ТЕХНИКИ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛЛОГА

Протокол профконсультативной беседы

Использование открытых вопросов

№ п/п

Вопросы

Ответы учащегося

1.       

ФИО

 

2.       

Расскажи о себе (в каком классе ты учишься?)

 

3.       

Как ты себя чувствуешь в школе?

 

4.       

Каковы твои сильные стороны характера?

 

5.       

Каковы твои самые существенные недостатки?

 

6.       

Какие твои поступки придают твоей жизни смысл?

 

7.       

Что говорят о тебе окружающие?

 

8.       

Как ты строишь взаимоотношения со своими, друзьями, членами семьёй, одноклассниками и учителями?

 

9.       

Что ты очень любишь делать?

 

10.  

Что удается тебе хорошо, а что плохо?

 

11.  

При выполнении какой работы ты терпел неудачу?

 

12.  

Что приносит тебе удовлетворение?

 

13.  

Что ты находишь приятным и привлекательным в жизни?

 

14.  

Что заставляет тебя радоваться и грустить?

 

15.  

Что ты считаешь важным в жизни?

 

16.  

К чему ты стремишься?

 

17.  

Какие ценности и принципы наиболее близки тебе, непререкаемы для тебя и в большей степени укоренились в твоей жизни? Например, честность, готовность помочь другим, саморазвитие, удовольствия, любовь и привязанность, благоприятная атмосфера в школе и дома, уважение окружающих, и т.д.

 

18.  

Чему ты хотел бы научиться больше всего?

 

19.  

Что мешает тебе быть таким, каким ты хочешь?

 

20.  

Что тормозит твоё развитие?

 

21.  

Каково твоё состояние здоровья?

 

22.  

Каких результатов ты достиг к настоящему моменту своей жизни, какие цели реализовал?

 

23.  

Чем ты готов пожертвовать ради достижения своих целей?

 

24.  

Кем ты надеешься стать? В широком смысле, чего ты хочешь достичь в своей жизни?

 

25.  

Какую ты профессию ты выбрал?

 

26.  

Какие профессиональные обязанности ты хочешь исполнять?

 

27.  

Какую профессию тебе советуют избрать родные, друзья?

 

28.  

К какой работе ты стремишься?

 

29.  

Кто по профессии твои родители?

 

30.  

Работают ли родители по специальности?

 

31.  

Будут ли перечисленные выше вопросы так же важны для тебя через десять лет, как сейчас?