Методическая копилка

МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕКАДА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

Тема: Совершенствование профессиональной компетентности учителей по формированию личностных, межпредметных и предметных компетенций учащихся

 

Дата проведения:  03.04 - 13.04.2023.

 

Цель: совершенствовать подходы к организации методического сопровождения профессионального роста педагогов через:

  • развитие предметно-методических компетенций педагогов в условиях обновления содержания образования;
  • организацию адресной целенаправленной методической поддержки педагогов по повышению квалификационной категории;
  • стимулирование педагогов к профессиональному саморазвитию, инновационной и исследовательской деятельности, обобщению и распространению эффективного педагогического опыта.

 

Задачи:

  • создавать организационно-педагогические условия для совершенствования профессиональной компетентности педагогических работников, их педагогического мастерства и творчества средствами методической работы;
  • продолжать распространение эффективных образовательных практик преподавания учебных предметов на базовом и повышенном уровнях изучения;
  • обеспечивать методическое сопровождение роста профессиональной компетентности учителей  и их успешной аттестации;
  • информировать педагогических работников о нормативном правовом, научно-методическом обеспечении образовательного процесса по учебным предметам, новинках педагогической литературы;
  • развивать формы профессионального общения;
  • продолжать формировать методическую копилку педагогического мастерства педагогических     работников.

 

03.04.2023

Открытие декады.

Панорама опыта учителей иностранного языка и белорусского языка Желенговской Т.К., Полещук Ю.В.,

Борищук Л.А., Козляковской И.П.

В этот день прошел творческий отчёт по обобщению опыта работы для прохождения аттестации на высшую квалификационную категорию.

Педагоги рассказали, что при обобщении и описании опыта необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. Что я делаю? (предмет деятельности)
  2. Для чего я это делаю? (какова цель?)
  3. Как я это делаю? (алгоритмы, формы, методы)
  4. Какой это дает результат?
  5. За счет чего этот результат достигнут?

 

04.04.2023

В этот день опытом своей работы поделилась победитель (диплом III степени) областного этапа конкурса «Учитель года -2023» учитель химии и биологии Липко Ольга Сергеевна.

Продемонстрирован видеоурок конкурса «Учитель года» (урок в незнакомом классе) по

биологии в 8 классе. Тема: «Насекомые - вредители растений. Насекомые - переносчики возбудителей  заболеваний, паразиты человека и животных».

Ольга Сергеевна провела мастер-класс «Использование интеллект-карт в процессе преподавания биологии и не только…»

05.04.2023

Панорама опыта учителя географии.

Секрет результативности участия в областных и республиканских конкурсах краеведческой направленности, творческих конкурсах раскрыл учитель географии и биологии Голубкович Игорь Петрович.

Учитель пригласил коллег на урок географии в 6 классе по теме «Движение вод в океане» с использованием обучающей электронной платформы stepic и гугл-формы.

свернуть

Педагогический совет по теме «Домашнее задание как средство формирования прочных знаний и умений и предупреждения перегрузки детей»

Поставь над собой 100 учителей, - они окажутся бессильными, если ты не сможешь сам заставлять

себя и сам требовать от себя?

Л.Н. Толстой

Цель педсовета:

осознание проблемы домашнего задания в современном мире, анализ ее с разных позиций.

Задачи:

ознакомить с нормативными документами по вопросам объема и дозировки домашнего задания;

представить свой опыт по данной теме;

дать рекомендации по теме для дальнейшего использования;

предложить способы предупреждения перегрузки учащихся.



В ходе подготовки к педсовету проделана следующая работа:

  • изучение выполнения санитарно-гигиенических требований к домашнему заданию;

  • наблюдение условий и факторов, влияющих на подготовку к выполнению домашних заданий на уроках;

  • сравнение объёма учебного материала, пройденного на уроке и заданного на дом (по учебникам);

  • проведено анкетирование учащихся и учителей;

  • организована выставка детских рисунков по теме “”Как я учу уроки дома”;

  • подготовлены презентации для

  • учителей «Домашнее задание как средство формирования прочных знаний и умений и предупреждения перегрузки детей», «Дифференцированные домашние задания»;

  • выступления на родительском собрании «Выполнение домашнего задания - залог успешной учёбы».

  • подготовлены и размещены на школьном сайте для

  • учащихся «Общие рекомендации учащимся к самоподготовке»;

  • родителей «Как помочь ребёнку выполнить домашнее задание».

Решение:

Учителям – предметникам при организации образовательного процесса:

- нормы продолжительности подготовки учащимися домашнего задания считать обязательными;

- осуществлять предъявление домашнего задания на всех этапах урока,

- сопровождать инструктажем по его выполнению.

- продолжить работу над мотивацией учащихся по отношению к домашней работе;

- систематически дифференцировать домашние задания.

2. Провести родительские собрания во всех классах по данной теме. Использовать при этом рекомендации, полученные на педсовете.

3. Администрации школы осуществлять контроль объема и дозировки домашнего задания в форме посещения уроков.

свернуть

Педсовет «Совершенствование профессионального уровня педагогов по организации образовательной деятельности в предметной области средствами самообразования»

Цель педсовета – создание условий для совершенствования процесса самообразования, эффективной самообразовательной деятельности педагогов.
 
Задачи:
 
рассмотреть основные направления деятельности педагогов
 
по самообразованию, технологию организации самообразования;
 
обменяться эффективным педагогическим опытом по итогам
 
работы педагогов учреждения образования по самообразованию;
 
мотивировать педагогов на профессиональное саморазвитие
 
и самосовершенствование через сознательную самостоятельную
 
познавательную деятельность.
 
Форма проведения: организационно-деятельностная игра.
 
 
Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так и не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над собственным воспитанием.
 
А. Дистервег
 
 
С докладом «Самообразование как фактор повышения профессиональной компетентности педагога» выступила Оксенюк И.П., заместитель директора школы по учебной работе.
 
 
Представлены материалы из опыта работы учителей, сдавших квалификационный экзамен на высшую квалификационную категорию учителя, по темам самообразования:
 
 
Курикова А.А., руководитель школьного методического объединения учителей I ступени.
 
Представление системы педагогической деятельности «Создание «книжек-малышек» как средство развития устной и письменной речи учащихся 2-3 классов».
 
 
Шикель Т.А., руководитель школьного методического объединения учителей филологии.
 
Представление системы педагогической деятельности «Применение театрализации на уроках русской литературы и во внеурочной деятельности как способ развития творческого потенциала учащихся II ступени обучения».
 
 
Торкайло О.С. ,учитель математики, руководитель районного методического объединения учителей математики.
 
Описание опыта педагогической деятельности «Исследовательская деятельность на уроках математики и во внеурочное время как средство развития познавательной активности учащихся».
 
 
Липко О.С., учитель биологии и химии.
 
Представление системы педагогической деятельности «Использование интерактивных методов и приёмов в процессе преподавания биологии».
 
 
Чураева В.Р., учитель английского языка.
 
Описание педагогического опыта «Приём «драматизации» на уроках английского языка как средство повышения мотивации учащихся».
 
 
Поставленные цели и задачи достигнуты. Педсовет прошёл на одном дыхании. Педагоги обменялись опытом, узнали много новой и полезной информации. Творческие отчёты выступающих учителей вдохновили коллектив школы, в том числе и молодых специалистов, к повышению профессионально-педагогического мастерства.

 

свернуть

Педсовет «Организация и совершенствование контрольно-оценочной деятельности учителя как средство повышения качества урока»

С основным докладом «Повышение эффективности образовательного процесса через совершенствование контрольно-оценочной деятельности» выступила заместитель директора школы Оксенюк И.П.

 

С сообщениями «Особенности контрольно-оценочной деятельности по учебным предметам» выступили следующие учителя-предметники:

- Голубкович И.П., учитель географии и биологии;

- Курикова А.А., учитель начальных классов;

- Торкайло О.С., учитель математики (использовала материалы вебинара по контрольно-оценочной деятельности, проводимого начальником организационно-методического отдела сопровождения работы с одарёнными детьми БОИРО Мисюрой Ириной Васильевной);

- Лах И.Е., учитель русского языка и литературы  (использовала материалы вебинара по контрольно-оценочной деятельности, проводимого начальником  учебно-методического центра развития общего среднего образования на II и III ступенях БОИРО Питенко Еленой Николаевной);

- Улезло Т.А., учитель белорусского языка и литературы (использовала материалы вебинара по контрольно-оценочной деятельности, проводимого начальником  учебно-методического центра развития общего среднего образования на II и III ступенях БОИРО Питенко Еленой Николаевной).

По итогам работы педсовета разработаны алгоритм комментирования отметки и

памятка учителю по организации и совершенствованию контрольно-оценочной деятельности

ПАМЯТКА УЧИТЕЛЮ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

  1. Проверка знаний должна вестись в соответствии с учебной программой, ее рубрикой «Требования к знаниям и умением учащихся». Учебная программа определяет максимум и минимум знаний. В ней указаны объекты проверки, тот учебный материал, который должен быть усвоен учащимися. 

 

  1. Алгоритм организации проверки:
  • отбор материала для проверки в соответствии с учебной программой;
  • разработка системы вопросов и заданий; 
  • подбор необходимых пособий и средств обучения; 
  • планирование знаний и умений, которые будут проверены; 
  • определение методов и форм проверки. 
  1. Объективная и систематическая оценка стимулирует работу учащихся, развитие их познавательных интересов, содействует регулярному выполнению работ. 

 

  1. Проверку знаний необходимо проводить постоянно, по всем темам учебной программы, охватывая при этом значительное число учащихся или весь класс в целом. 

 

  1. Отметка обязательно комментируется:
  • выявление и оценка положительных элементов работы учащегося;
  • указание на то, что необходимо исправить, отсутствие каких знаний привело к ошибкам;
  • рекомендация – как ученик может улучшить успеваемость, какие конкретные знания нужно усвоить;
  • подсказки – в каком направлении учащемуся следует продолжить работу.
  1. Учитель обязан заранее объяснять критерии оценки знаний, чтобы учащиеся знали, при каких условиях ставится та или иная отметка.

 

  1. Выставление отметок в дневник – обязанность учителя. 

 

  1. Недопустимо снижение отметки и выставление неудовлетворительной отметки с целью наказания учащегося за нарушение дисциплины, забытые учебники, тетради.

 

  1. Чётко поставьте вопрос, сформулируйте задание.

 

  1. Ожидание опроса и сам опрос – ситуация повышенной тревожности для учеников. Не усугубляйте её необдуманными замечаниями, неуместными шутками, сравнениями с его родственниками, с учащимися из других классов.

 

  1. Не забывайте о стимулирующей функции 10-балльной системы. Нельзя выставлять неудовлетворительную отметку: 
  • по всем предметам всю первую четверть в 5-ом классе; 
  • всю первую четверть во всех классах в начале изучения нового предмета; 
  • всю первую четверть учащимся класса, в котором впервые начал работать учитель;
  • в первые две недели месяца начала учебного года во всех классах по всем предметам; 
  • на первых двух уроках после каникул во всех классах по всем предметам; 
  • в первый день после выходных и праздников во всех классах и по всем предметам; 
  • на следующий урок после отсутствия учащегося в классе; 
  • во время кратковременной замены основного учителя другим учителем.
  1. Непроверенные или непродуманные задания во время урока приводят к плохо выполненным контрольным работам, к необъективным отметкам за четверть, год.

 13. При подготовке к уроку необходимо тщательно продумать дидактическое обеспечение: 

  • дифференцированные задания всех 5-ти уровней; 
  • предупреждение типичных ошибок; 
  • коррекционные задания по итогам предыдущей «обратной связи».
  1. Постановка целей учебных занятий с позиции учащихся: сужение или уточнение целей уроков так, чтобы учащиеся точно знали, чему они должны научиться, на чём нужно сосредоточить внимание во время урока, каких результатов работы должны достичь.

 

 

Смысл комментирования отметок заключается

 во-первых, в указании на наиболее типичные ошибки в учебной работе ученика,

во-вторых, в стимулировании интереса к учению, открытии перспектив перед ним,

в-третьих, в обеспечении согласия учащегося с выставляемой ему отметкой.

Эффективность отметки возрастает, если ученик внутренне согласен с ней.

 

 

АЛГОРИТМ КОММЕНТИРОВАНИЯ ОТМЕТКИ:

  1. Выявление и оценивание позитивных элементов работы учащегося (++).

 

  1. Указание на то, что необходимо исправить (-).

 

  1. Рекомендации – как учащийся может улучшить успеваемость (Δ).

 

  1. Подсказки- в каком направлении учащемуся продолжить работу ( ).  

 

свернуть