Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Брестского райисполкома
Государственное учреждение образования
СРЕДНЯЯ ШКОЛА д.СКОКИ
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГУО «Средняя школа д. Скоки»
_______Т.К. Желенговская
« » _____________ 2022 г.
План работы родительского университета
«Учимся вместе»
на 2022/2023 учебный год
Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.
Цель родительского университета «Учимся вместе» – создание условий для повышения родительской компетентности, гармонизации детско-родительских отношений в семье.
Основные задачи родительского университета «Учимся вместе»:
Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.
Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трём ступеням:
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» – для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,
II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»
для родителей учащихся I-IV классов
№ |
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
сроки проведения |
форма проведения |
Ответственные |
1 |
Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться. Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда у ребенка желания трудиться |
декабрь
|
лекция
|
Курикова А.А., педагог психолог Сидорук А.И.
|
2 |
Тема 2. Положительные эмоции в жизни школьника. Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка |
февраль |
моделирование ситуаций |
Липко Л.Ф., Рудчук П.Д., социальный педагог |
3 |
Тема 4.Ребенок и компьютер. Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры. Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером |
апрель |
круглый стол |
Кушнерук М.С., педагог социальный Рудчук П.Д.
|
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
II ступень – «Мой ребенок – подросток»
для родителей учащихся V-IX классов
№ |
название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
сроки проведения |
форма проведения |
ответственные |
4 |
Тема 1. Профилактика проблемного поведения подростков. Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков. |
октябрь |
тренинг |
Борищук Л.А., Сидорук А.И., педагог психолог |
5 |
Тема 2. Безопасность подростков в сети Интернет. Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях |
декабрь |
лекция - презентация |
Голубкович И.П., педагог социальный Рудчук П.Д. |
6 |
Тема 3. Как уберечь подростка от насилия. Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы») |
февраль
|
моделирование и анализ ситуаций |
Хватюк Л.В., педагог социальный Рудчук П.Д. |
7 |
Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях. Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей. Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов |
апрель |
тренинг |
Лах И.Е., педагог психолог Сидорук А.И. |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»
для родителей учащихся X-XI классов
№ |
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
сроки проведения |
форма проведения |
ответственные |
8 |
Тема 1. Здоровье - это жизнь. Факторы риска для здоровья современной молодежи. Проблема здорового питания. Увлечение диетами. Гиподинамия – проблема современных молодых людей. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки. Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни. |
декабрь |
круглый стол |
Торкайло О.С., социальный педагог Рудчук П.Д. |
9 |
Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек. Репродуктивное здоровье юношей и девушек. Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья. Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения. Рискованное поведение молодежи. Незапланированная беременность и аборт. Стиль жизни и репродуктивное здоровье молодежи здоровья |
апрель |
лекция |
Педагог-психолог Сидорук А.И.. |
10 |
Тема 3. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе? Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе |
май |
открытый диалог |
Лавреенко Л.В, Педагог-психолог Сидорук А.И. |
Заместитель директора по ВР Г.Г. Сковородко
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
ГУО «Средняя школа д. Скоки»
_________________ № __
ПОЛОЖЕНИЕ
о родительском университете
Ι Общие положения
- создать систему непрерывного психолого-педагогического образования родителей и способствовать формированию у них родительских компетенций, отвечающих вызовам времени;
- содействовать повышению ответственности родителей за воспитание детей и расширению их правовых знаний;
- популяризировать положительный опыт семейного воспитания.
- Кодексом Республики Беларусь об образовании;
- Кодексом Республики Беларусь о браке и семье;
- Инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2022/2023 учебном году»;
- настоящим Положением;
- иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь, методическими материалами Министерства образования Республики Беларусь.
II Деятельность университета
1-я сессия – октябрь-ноябрь;
2-я сессия – декабрь-январь;
3-я сессия – февраль-март;
4-я сессия – апрель-май.
- 1 цикл для родителей обучающихся 1-4 классов,
- II цикл— для родителей обучающихся 5-8 классов,
- III цикл— для родителей обучающихся 9-11 классов.
- I Основы правовых знаний,
- II Основы возрастной и семейной психологии;
- III Основы педагогических знаний;
- IV Основы конструктивного взаимодействия.
Курсы базового модуля ведут только специалисты имеющие профессиональное образование.
III Участники родительского университета.
Их права и ответственность.
IV Документация университета
- Копия приказа об организации родительского университета;
- Положение о родительском университете;
- План работы родительского университета;
- Формы анкет для родителей (3 – по 1-й для каждого цикла);
- Образец электронного сертификата, установленного учреждением образования образца.
СЕМИНАР-ТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Как ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ НЕ сТАТЬ КУРИЛЬЩИКОМ.
роль родителей в профилактике табакокурения.»
Цель: Определение путей взаимодействия семьи и школы профилактике табакокурения.
Задачи:
Здравствуйте, уважаемые родители! Я говорю вам «здравствуйте», а это значит, что я всем вам желаю здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверное, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность.
Недаром в народе говорят: «Деньги – медь, одежда – тлен, а здоровье всего дороже», «Здоровье сгубишь – новое не купишь»… А какие пословицы или поговорки о здоровье есть в ваших семьях? (ответы родителей)
Подрастают наши дети. Из маленьких беспомощных детишек они превращаются в подростков. Растут дети, и более серьёзными становятся проблемы, с которыми мы сталкиваемся. Как уберечь своего ребёнка от алкоголя, курения, наркотиков? Итак, тема нашего занятия «Как ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ НЕ сТАТЬ КУРИЛЬЩИКОМ. роль родителей в профилактике табакокурения.»
Антиникотиновая тематика вполне оправданна в седьмом классе. Именно в этом возрасте курение приобретает характер «эпидемии», которая может охватить ученический коллектив. У нас в гостях врач общей практики Красевич С.В.
Все кто курят, понимают, что это вредно для сердца, мозга и для репродуктивного здоровья. Но так как все это можно ощутить только в перспективе, то никто не думает бросить именно сейчас. Вот если бы от каждой сигареты на лице появлялось бы пятно, то, наверное, многие бы бросили курить моментально. Курение наносит ущерб красоте и молодости, даже если это не происходит мгновенно.
От болезней, связанных с курением, ежегодно умирает 15,5 тыс. человек.
А каждый день – 42 человека.
В Беларуси курят 65% мужчин и 30% женщин.
Самые высокие показатели – среди рабочих и работников сельского хозяйства. Второе место – среди учащихся ПТУ и безработных. Третье – студенты вузов и техникумов. Четвёртое – служащие и учащиеся школ.
Наибольшая распространённость курения наблюдается в возрасте 20-29 лет. В возрасте 15-19 лет курят 43,6% молодых людей. Основная масса пробует курить в возрасте 15-17 лет.
На каждого жителя Беларуси ежегодно приходится 1434 выкуренные сигареты (для сравнения: в России – 1369, в Украине – 1248, в Эстонии – 1989)
Каждый четвёртый белорусский подросток ежедневно выкуривает от 6 до 10 сигарет?
5 . Анализ состояния здоровья учащихся класса в динамике
Классный руководитель озвучивает информацию о состоянии здоровья учащихся класса и о динамике развития хронических заболеваний среди подростков в ученическом коллективе.
Описание метода. На четырех углах тренинговой комнаты развешены карточки с цифрами. Классный руководитель зачитывает вопрос и предлагает четыре варианта статистических данных (только на одном углу статистические данные соответствуют действительности). Далее он предлагает участникам подумать и подойти к той карточке, которая, по их мнению, является правильной. Затем классный руководитель предлагает высказать родителям аргументы в пользу своей точки зрения. Классный руководитель интересуется, почему родители подошли к той или иной карточке.
Для обсуждения предлагается всего один вопрос: «Как вы считаете, сколько учащихся в нашем классе курят или пробовали курить?»
На углах развешены карточки с такими вариантами: 15%; 50%; 85% (в классе, где был проведён данный семинар-тренинг, этот показатель является реальным); 0% (т.е. никто из учащихся не курит и не пробовал).
При подготовке к родительскому собранию с учащимися класса была проведена анкета «Здоровье и курение». Учащимся анонимно предлагалось ответить на следующие вопросы:
По результатам анкетирования 85% детей в классе пробовали курить от 9 до 13 лет. На момент проведения анкетирования курят 75% учащихся. Из них две/трети желают бросить курить. На вопрос «знают ли родители о том, что вы курите?» 20% ответили «нет», 67% – догадываются, 13% – да.
Практически все родители ведут беседы по профилактике табакокурения. 100% детей осознают вред курения, так как на вопрос «разрешите ли вы своему ребенку курить?» все ответили «нет».
Обсуждение результатов анкетирования по вопросам:
Участники делятся на три группы по ролям: 1 группа – родители; 2 группа – учителя;3 группа – учащиеся.
Классный руководитель: Каждой группе, исходя из той социальной роли, которая была предложена, необходимо ответить на вопрос: «По каким причинам учащиеся начинают курить?». Проанализировав названные причины, давайте подумаем и на листочке напишем рекомендации, т.е. то, что должны сделать родители, учителя и ученики, чтобы предотвратить проблему курения в нашем классе.
Работа в группах, презентация работ групп.
Классный руководитель: Накануне нашей встречи прошел классный час, где ребята тоже обсуждали эту проблему, причем с тех же позиций. Давайте сравним мнения родителей и детей по данной проблеме и разработаем «Памятку для родителей» с позиции подростков (3 группа), учителей (2 группа) и самих родителей (1 группа).
Работа в группах, презентация работ групп.
Возможный вариант одной из Памяток:
1. Больше уделять вниманию ребёнку.
2. Проводить беседы о вреде курения.
3. Не курить самим.
4. Быть другом для ребёнка.
5. Приводить примеры негативного опыта курящих людей.
6. Занять подростка полезным делом.
9.Классный руководитель: Задумайтесь, вот 10 причин, почему лучше бросить курить.
Первая причина. Мешки под глазами. По данным исследования Джона Хопкинса, если человек курит, то в 4 раза чаще просыпается с мешками под глазами от плохого сна.
Вторая причина. Проблемы с кожей. Сигаретный дым содержит угарный газ, никотин уменьшает кровообращение, что делает кожу сухой и серой. Курение является основной причиной рака различных органов, также и кожи. Если человек курит, риск возникновения псориаза кожи возрастает. По данным исследования, выкуривая 1 пачку в день в течение 10 лет, увеличивается риск псориаза на 20%, 11-20 лет – риск 60%. Если человек начал курить в 12 лет, то к 25 годам псориаз ему обеспечен.
Третья причина. Желтые зубы и жёлтые пальцы. Те, кто курят, могут распрощаться с белоснежной улыбкой – никотин окрашивает зубы. Очень тяжело отмыть пальцы от никотина и тем более ногти.
Четвёртая причина. Преждевременное старение и морщины. Морщины могут появиться у курильщиков намного раньше. Эксперты сходятся во мнении, что те, кто курит, выглядит старше на полтора-два года. Курение препятствует нормальному кровообращению, что помогает коже быть гладкой и здоровой.
Пятая причина. Запах после курения. Неприятный аромат, как правило, выступает неотъемлемым сопровождением курения, но сам курильщик зачастую его не ощущает и не испытывает никакого дискомфорта (в отличие от окружающих его людей). Табак оставляет «ароматные» следы весьма надолго. У курящего человека этим запахом пропитаны волосы и кожа, вся одежда, перебить его не могут даже суперэффективные стиральные средства и ополаскиватели. А уж целовать курильщика совсем неприятно!
Шестая причина. Истонченные волосы. Жалко терять волосы, а если человек курит, то химические вещества в дыме вызывают повреждения ДНК в волосяных луковицах, в итоге волосы тончают, а мужчины раньше лысеют. А выпадение волос для женщины – серьезная мотивация, чтобы бросить курить и остаться привлекательной.
Седьмая причина. Рубцевание. Никотин сужает сосуды, которые ограничивают поступление крови в крошечные кровеносные сосуды на лице и других частях тела. Это значит, раны восстанавливаются дольше и могут возникать шрамы более яркие, чем у тех, кто не курит.
Восьмая причина. Выпадение зубов. Курение приводит к риску различных стоматологических проблем, в том числе рака полости рта и заболеваний десен. По исследованию, проведенному в Великобритании, у курильщиков в 6 раз чаще развиваются болезни десен, которые ведут к потере зубов.
Девятая причина. Ухудшение репродуктивного здоровья. Почему-то многие курильщики считают, что связь между курением и проблемами репродуктивного здоровья можно наблюдать только в пожилом возрасте. Но, если мужчина курит, начиная с подросткового возраста, то первые «мужские сексуальные» проблемы появляются ещё до 30 лет. Курение может привести и к бесплодию, от которого весьма сложно избавиться.
Десятая причина. Экономия денежных средств! Достаточно аргументов и фактов для того, чтобы бросить курить или вовсе не начинать?
Классный руководитель: Наша встреча подошла к концу. Прежде всего, хочется поблагодарить вас, родители, за активную работу. Если это собрание поможет вашим детям (моим ученикам) сделать правильный выбор в пользу здоровья, будем считать, что в этом есть и наша заслуга. А выбор подростков в пользу курения или против него зависит и от нас с вами.
Нельзя забывать о том, что семья для подростка – это опора, именно в семье ребенок должен чувствовать себя защищенным, нужным и понятым. Именно в семье закладывается самооценка ребенка, его отношения к самому себе и к окружающим его людям.
10.Рефлексивное упражнение «Неоконченное предложение»
Описание упражнения. Классный руководитель предлагает каждому родителю, участнику встречи, высказать своё мнение, продолжив одно из неоконченных предложений: «Сегодня я впервые узнал (а)…», «Было интересно…», «Самым сложным для меня было…», «Я понял (а), что…», «Я думаю, что попробую…», «Меня очень удивило…» и др.
Используемая литература
ПОДРОСТОК: быть рядом на пути взросления. Настольная книга классного руководителя / Сост. - Дмитриева Е.Г., Корбут С.Г., Мемех Л.И., Янчук Н.М. – Брест, 2014.
Памятка для родителей
Поиск конструктивного взаимодействия семьи с ребёнком:
Сохраняйте спокойствие и достоинство: криками и угрозами вы ничего не добьётесь.
Разберитесь в ситуации. Не делайте категоричных выводов.
Сохраните доверие ребёнка к себе.
Поговорите с ним на равных. Вполне возможно, что ребёнок ведёт себя вызывающе, чтобы самоутвердиться, пережить жизненную драму.
Узнайте как можно больше о том, что происходит с вашим ребёнком. Не верьте ему полностью – правда лежит где-то посередине.
Измените своё отношение к ребёнку, признав, что он уже взрослый и сам может отвечать за свои поступки.
Не позволяйте собою манипулировать.
Не исправляйте за ребёнка его ошибки.
Меньше говорите, больше делайте.
Установите разумные границы контроля.
Помогайте ребёнку изменить жизнь к лучшему.
Постарайтесь восстановить взаимопонимание с ребёнком.
Только согласованная работа педагогов и родителей будет иметь успех. Необходима тесная взаимосвязь, взаимопонимание, взаимоинформация о поведении и об изменениях в поведении. Решение задачи, как контролируемая социализация учащегося, внесёт наибольший вклад в развитие личности, также в воспитании законопослушного гражданина.
Всё в ваших руках, именно от родителей, в большей степени зависит, каким вырастет наш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. И самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения.
Помните: какие бы поступки дети не совершали - это наши дети. И наши дети-это большое счастье. В наших руках сделать их счастливыми, ведь каждый ребенок рождается для счастья.
Притча. Жили по соседству два мудреца: один - добрый, другой - злой. Злой всегда завидовал доброму, что у него много друзей, что люди идут к нему за советом. И он решает отомстить. Поймав бабочку, злой мудрец подумал: «А что если я у него спрошу: «Какая у меня в руке бабочка: мёртвая или живая?» Если он ответит живая - я сожму ладонь, и все увидят мертвую бабочку и отвернутся от него, а если скажет мёртвая - я разожму ладонь - бабочка улетит, и всё равно все от него отвернутся». С такими намерениями и отправился злой мудрец к доброму. Возле доброго мудреца толпились друзья. «У меня в кулаке бабочка, - какая она?» - спросил злой мудрец, ухмыляясь. Добрый ответил: «Всё в твоих руках!»
ФОТООТЧЕТ
Семинар-тренинг "Как помочь ребенку не стать курильщиком. Роль родителей в профилактике табакокурениея."
Причины отклонения в поведении детей.
1.Борьба за внимание.
Если ребенок не получает внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: он не слушается.
Это борьба против чрезмерной родительской власти и опеки.
Дети бывают часто обижены на родителей, например, если мать разошлась с отцом, или ребенка отлучили от семьи (бабушка опекун ), или родители уделяют больше внимания младшему в семье. В глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности все те же протесты, непослушание.
Ребенок переживает неблагополучие в какой-то одной области, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у мальчика не сложились отношения в классе, а следствием стала запущенная учеба. Это происходит из-за низкой самооценки ребенка. Накопив горький опыт, ребенок теряет уверенность в себе и приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получиться». Это – в душе , а поведением он показывает: «Мне все равно…», «Пусть буду плохим…»
Всякое отклонение в поведении - это крик о помощи!
Практическая работа в группах: Решение проблемных ситуаций. К сожалению, очень часто родители, используя силу своей власти, сами вызывают более или менее активный протест детей, не объясняя необходимость или пользу предъявляемых требований. Не жалейте времени и раз, и другой, и третий объяснить, почему надо сделать то или другое. Не унижайте самолюбие ребёнка, не запугивайте ограничениями. Страх никогда не был позитивным фактором совершенствования. Иными словами, будьте просто РЯДОМ, а не над ними. В этом выражении заложен глубокий смысл.
А хотите проверить себя? Как поступите вы в таких ситуациях? Давайте попробуем..
Ситуация 1. Ваша дочь, не посоветовавшись с вами, подстригла волосы, подражая кому – то из своих подруг. Ваши действия?
Ситуация 2. После беседы с классным руководителем вы неожиданно узнаёте о том, что ваш сын уже неделю пропускает школьные занятия, а вам рассказывает о карантине в связи с вирусным заболеванием. Ваши действия?
Ситуация 3 Сын никогда не доводит до конца начатое дело или увлечение: то собирает вырезки о своих кумирах спорта, то неожиданно стал ходить в секцию скалолазания, то увлекся коллекционированием значков. Ваши действия?
Ситуация 4. Дочери стало интереснее общаться со сверстниками, часами «сидит» на телефоне, обсуждая классные проблемы, либо уединяется в своей комнате, слушает музыку. Ваши действия?
Непослушных детей, а тем более «отбившихся от рук», принято обвинять. На самом деле в число «трудных» обычно попадают дети не «худшие», а чувствительные и ранимые. Они «сходят с рельсов» под влиянием жизненных трудностей, реагируя на них сильнее, чем более устойчивые дети. «Трудный» ребенок нуждается в помощи, а не в критике или наказаниях. Причины стойкого непослушания ребенка следует искать в глубине его психики.
Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждого родителя в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик.
В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли?
Родители получают напечатанный свод законов, с помощью которых можно преодолеть трудности в поведении ребенка.
Закон 1. Не нужно предъявлять ребенку категорические требования и налагать неожиданные запреты. Этому нужно учить терпеливо и постепенно.
Закон 2. Запреты и требования должны быть гибкими, их не должно быть много.
Закон 3. Требования и запреты не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
Закон 4. Запреты и требования, предъявляемые родителями, должны быть едиными.
Закон 5. Запреты и требования должны ребенку разъясняться.
Обсуждение ситуаций в группах (родителям раздаются листки с описанием ситуаций.).
Перед заданием рассказываю о «Я-сообщении», как бесконфликтном решении конфликтной ситуации.
Уменьшают остроту конфликта следующие
методики и техники