21 августа 2024 года в рамках реализации проекта "Родительский универитет" педагог психолог Сидорук А.И. выступила на тему «Профилактика противоправного поведения несовершеннолетних и семейного неблагополучия» с законными представителями несовершеннолетних - сотрудниками предприятия Брестский филиал РУП «Белтаможсервис».
ГРУППОВАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ «ВПЕРЕДИ ЭКЗАМЕНЫ» Для родителей, учащихся 9 и 11 класса Не секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей. Напряжение у выпускников нарастает из-за: - возникшей угрозы снижения самоценности – в случае неудачи на экзамене появляется или усиливается негативная установка «Я плохой», «Я глупый», «Я неудачница» и т.п. - неопределенности конечного результата – даже при достаточной усердной и добросовестной подготовке существует некоторая вероятность не пройти испытания. - необходимости повторения, а нередко и освоения, большого объема информации – выпускные экзамены требуют достаточно глубоких знаний практически каждого учебного предмета за весь период обучения в школе. - дефицита времени – недостаток времени возникает из-за необходимости готовиться к выпускным и вступительным экзаменам в очень сжатые сроки. - постоянного накопления эмоционального напряжения – эмоциональное напряжение, сохраняющееся после сдачи очередного экзамена, усиливает напряженность перед последующим, что приводит к утомлению, появлению чувства опустошенности и беспомощности. - высокой ответственности перед педагогами, а также родителями, ближайшими родственниками и друзьями – каждый педагог связывает с выпускным классом определенные ожидания, например, все обучающиеся закончат обучение на «хорошо» и «отлично». У большинства родителей также появляются дополнительные ожидания по отношению к детям, их карьере, будущему жизненному успеху и т.п.
ЧТОБЫ ПОМОЧЬ ДЕТЯМ КАК МОЖНО ЛУЧШЕ ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ, ПОПРОБУЙТЕ ВЫПОЛНИТЬ НЕСКОЛЬКО РЕКОМЕНДАЦИЙ:
КАК ПОДДЕРЖАТЬ ВЫПУСКНИКА? Главное, в чем нуждаются подростки в этот период – это эмоциональная поддержка педагогов, родных и близких. Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, определяющих успешность ребенка в сдаче экзамена. Поддерживать ребенка – значит верить в него. Поддержка тех, кого ребенок считает значимыми для себя, очень важна для него. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Задача родителей – научить ребенка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты можешь это сделать». Существуют слова, которые поддерживают детей, например, «Зная тебя, я уверен(а), что ты все сделаешь хорошо», «Ты делаешь это хорошо». Поддерживать можно посредством отдельных слов, прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражения лица, интонации. Сосредоточьтесь на позитивных сторонах и преимуществах выпускника с целью укрепления его самооценки. Ни в коем случае не нагнетайте обстановку, постоянно напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов. Создайте ситуацию успеха, применяйте поощрение. В этом огромную роль играет поддерживающее высказывание «Я уверен(а), что ты справишься». Помогайте подростку поверить в себя и свои способности. Поддерживайте выпускника при неудачах. Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок. Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением. Учитывайте во время подготовки и проведения экзамена индивидуальные психофизиологические особенности выпускников. Психофизиологические особенности – это устойчивые природные характеристики человека, которые не меняются с возрастом и проявляются в скорости протекания мыслительно-речевых процессов, в продуктивности умственной деятельности.
ИТАК, ЧТОБЫ ПОДДЕРЖАТЬ ПОДРОСТКА ВО ВРЕМЯ ЭКЗАМЕНОВ, НЕОБХОДИМО:
Поддерживайте своего ученика, будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи. Экзамены, конечно, значительное событие в жизни выпускников на данный момент, но в аспекте всей их дальнейшей жизни – это всего лишь небольшая ее часть. От того насколько психологически грамотно дети справятся с преодолением данного жизненного барьера, во многом зависит не только результат самих экзаменов, но и состояние их здоровья.
ПОСОВЕТУЙТЕ ВЫПУСКНИКАМ ВО ВРЕМЯ ЭКЗАМЕНА ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА СЛЕДУЮЩЕЕ: – пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу; – внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать); – если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться; – если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант. И помните: самое главное – это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий. Педагог-психолог А.И. Сидорук20.02.2024 17.30 в актовом зале
заседание родительского университета для родителей учащихся 1-4 кл.
Тренинг. «Как разговаривать с ребенком. Эффективные и неэффективные способы взаимодействия» |
18.01.2024 17.30 в актовом зале заседание родительского университета для родителей учащихся 5-8 кл.
«Семейное воспитание, родительский авторитет. Чтобы в семье был лад». |
7 декабря 18.30 для родителей обучающихся 5-8 классов заседание родительского университета открытый диалог «Домашнее насилие»
(кабинет №12, отв. Сидорук А.И.) |
24 ноября в 17.30 для родителей 9-11классов форум “Факторы риска для здоровья современной молодёжи” |
9.11.2023
ЕСЛИ РЕБЁНОК БОИТСЯ – ДЕТСКИЕ СТРАХИ ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРОФИЛАТИКА
Детские страхи – специфические, связанные с возрастом переживания беспокойства, тревоги, возникающие как ответная реакция на реальную либо воображаемую угрозу.
Проявляются изменениями эмоционального состояния, вегетативными симптомами – учащенным сердцебиением, нарушением ритма дыхания, мышечным напряжением. Поведение характеризуется избеганием потенциально опасных ситуаций/объектов, чрезмерной привязанностью к взрослым, боязнью одиночества.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Страх как реакция организма на воображаемую или реальную опасность является основой инстинкта самосохранения, мобилизует человека к бегству, борьбе. Специфическое отличие детских страхов – отсутствие связи с актуальной угрозой. Они возникают на основе получаемой извне информации, преобразовываются фантазией, воображением. Распространенность достигает 90%. Выраженность варьируется, в большинстве случаев страх поверхностный, исчезает самостоятельно, у 1-1,5% детей формируются фобии – эмоциональные расстройства, требующие лечения. Эпидемиологические показатели выше у девочек. Предрасполагающие факторы – возраст родителей более 35 лет, воспитание единственного ребенка, ограниченность контактов со сверстниками.
Появление детских страхов объясняется возрастными особенностями психического развития. Ключевую роль играет воображение – мыслительный процесс создания новых образов и представлений путем переработки ранее полученной информации. Способность к фантазированию возникает в 2-3 года, достигает пика в дошкольном, младшем школьном возрасте. Страхи детей отличаются наибольшим разнообразием, необычностью, интенсивностью переживаний. Чем более впечатлителен, тревожен ребенок, тем легче они формируются. Неспособность объективно оценить ситуацию, критически отнестись к собственным эмоциям способствует закреплению, поддержанию страха. По мере взросления ситуации, которых боится ребенок, изменяются. Содержание страхов отражает значимую сферу жизни на данном возрастном этапе. Младенчество – страх разлуки с матерью; раннее детство, дошкольный возраст – боязнь темноты, животных, выдуманных существ; школьный период – социальные страхи.
ПРИЧИНЫ ДЕТСКИХ СТРАХОВ
Боязнь определенных объектов либо ситуаций формируется у детей на базе психологических особенностей – впечатлительности, доверчивости, повышенной тревожности, активной фантазии. Страхи возникают при воздействии внешних факторов, наиболее важным из которых является воспитание. Отношения с родителями нередко становятся источником невротизации ребенка. Выделяют следующие причины страхов детского возраста:
- Негативный опыт. Пережитые ребенком травмирующие ситуации – основной источник стойких страхов. Эмоциональные отклонения трудно поддаются коррекции, становятся фобиями. Пример: боязнь собак (улицы) после укуса животным.
- Запугивания. Родители, воспитатели могут использовать устрашающий образ объекта (животного, человека) либо ситуации для пресечения нежелательного поведения ребенка. Пример: «будешь капризничать – отдам чужой тете».
- Высокая тревожность родителей. Эмоциональное беспокойство, напряженность взрослых, установка на неудачу передаются ребенку. Запреты, предостережения («упадешь», «ударишься») зарождают чувство тревоги, трансформирующееся в страх.
- Агрессивное поведение родителей. Демонстрация силы, доминирования родителем снижает чувство базового доверия и безопасности. Боязливость, постоянное ожидание беды формирует страхи.
- Фильмы, компьютерные игры. Сюжеты нередко содержат сцены насилия, угроз. Ребенок неспособен критически оценить возможность подобных ситуаций, начинает бояться их повторения.
- Психические расстройства ребенка. Страх является симптомом определенного заболевания (невроза, невропатии). Требуется комплексная диагностика, продолжительное лечение.
КЛАССИФИКАЦИЯ
Детские страхи классифицируются по множеству различных параметров. Широко распространено деление страхов на биологические и социальные. Природные возникают рано, базируются на инстинкте самосохранения. Социальные формируются в процессе развития ребенка, связаны со сферой межличностных контактов. По объекту, причинам, особенностям проявлений, продолжительности, интенсивности страхи подразделяют на:
- Сверхценные. Наиболее распространенные, являются результатом фантазии ребенка. Появляются в определенных обстоятельствах, постепенно распространяются, охватывают все мысли, переживания.
- Навязчивые. Связаны с конкретными жизненными ситуациями (боязнь высоты, открытого пространства). Легко провоцируют панику.
- Бредовые. Возникновение страха не поддается логическому объяснению. Связь с объектом или ситуацией носит необычный, странный характер. Пример: ребенок упал, гуляя в ботинках – сформировался страх обуви.
СИМПТОМЫ ДЕТСКИХ СТРАХОВ
У дошкольников формируются страх боли, темноты, открытого или замкнутого пространства, опасных объектов, наказания, осуждения родителями. Добавляется боязнь сказочных, нереальных существ – домовых, скелетов, привидений, троллей. У младших школьников, подростков преобладают страхи социальных взаимодействий. Дети боятся получить плохую отметку, выступать публично, оказаться подвергнутыми осмеянию, осуждению, отвержению.
С 6 лет нередко формируется страх смерти как неотвратимого события, неизбежной конечности жизни. Возникает боязнь болезней, аварий, пожаров, техногенных и природных катастроф. Детские страхи проявляются изменениями поведения, эмоций. Ребенок стремится избежать страшных объектов или ситуаций, становится тревожным, беспокойным, плаксивым. Переживания отражаются на самочувствии – нарушается сон, снижается аппетит, возникают боли различной локализации (головные, абдоминальные, мышечные, суставные, сердечные).
Подростковый возраст является переходным периодом, когда меняются отношения, интересы, увлечения, происходит становление мировоззрения. Трансформацию претерпевает и самооценка личности, а также межличностные отношения в группе. Не удивительно, что такие изменения сопровождаются повышенной тревожностью, беспокойствами и страхами. Среди причин, приводящих к формированию страхов у подростков в возрасте от 11 до 16 лет, выделяют:
Биологические причины, которые связаны с особенностью нервной системой старших школьников, усилением эмоциональной чувствительности.
Социальные причины, среди которых страх быть непринятым в группе, большой возраст родителей (страх их смерти) и пр.
Психоэмоциональные причины, обусловленные большим количеством запретов, конфликтными отношениями с родителями и внутри группы сверстников, психологическими травмами и т. д.
Скрытые формы агрессии способствуют зарождению страхов, среди этих форм можно отметить раздражение, вину, подозрительность. Подростковый страх отличается от фобий, которые обуревают детей в дошкольном и младшем школьном возрасте. Отличительной чертой является увеличение числа социальных страхов и уменьшением фобий.
Природные фобии: смерти, темноты, болезни
- Смерти. Все психологи сходятся во мнении, что ведущим страхом, возникающим у подростков, является страх смерти родителей. Причем уже в младшем школьном возрасте опасения за жизнь матери и отца начинают превалировать над страхом собственной смерти. Узнать о терзаемых подростка скрытых чувствах родителям очень сложно. Дело в том, что в этом возрасте они не пытаются избавиться от страхов, а стараются их скрыть. А попытки самостоятельно преодолеть страх собственной смерти часто заканчиваются плачевно. Дети неоправданно рискуют собственной жизнью, пытаясь контролировать это чувство.
- Болезни. Нередко опасаясь гибели как собственной, так и близкого человека, подросток начинает испытывать страх болезни. Если это состояние приобретает характер фобии, то необходимо обращаться за помощью к психологу, так как может угрожать реальными проблемами со здоровьем. Подросток может начать: испытывать приступы паники; страдать от учащенного сердцебиения; падать в обмороки.
- Темноты. К природным страхам, часто возникающим в подростковом возрасте, можно отнести страх темноты. Его причины кроются несколько глубже, чем в детском возрасте. Это могут быть: конфликты с родителями и сверстниками; безответная любовь; увлечение компьютерными играми или фильмами ужасов. Все эти факторы являются провоцирующими стресс и появление боязни находиться в темном помещении.
- Ночные страхи также могут мучить подростка. Преобладают они преимущественно в младшем подростковом возрасте, то есть до достижения ребенком 12-13 лет. Чаще им подвержены девочки, чем мальчики. Свое выражение эти страхи находят в эпизодических приступах ужаса и крика, когда подросток чрезмерно возбужден.
К социальным страхам относят те, которые касаются общественной жизни и всего, что с ней связано. Часто подростки испытывают тревогу и страх публичного выступления, в частности, ответа у доски. Помимо того, что на ребенка будет направлено множество взглядов, так еще ему придется демонстрировать свои знания. Опасения возникают небезосновательно, сказывается многое: чувство престижа; стремление к авторитету (как перед одноклассниками, так и перед родителями); усилия, затраченные на подготовку. В итоге боязнь неудачно ответить приводит к ухудшению успеваемости. Причем контрольные работы и домашние задания выполняются на «отлично», а ответы у доски часто бывают лишь «удовлетворительными».
Социальный подростковый страх – это боязнь общения. Его ни в коем случае нельзя оставлять без внимания, ведь именно контактны со сверстниками в подростковом возрасте являются доминирующим видом деятельности. Застенчивый ребенок оказывается в весьма невыгодной ситуации, что сказывается на его развитии. Причин этого страха может быть несколько: негативный опыт; неуверенность в себе; недовольство внешним видом; неудовлетворение материальным достатком в семье. Но случается, что этот страх не имеет рациональной почвы и попросту является фобией, идущей из детства.
Как побороть подростковый страх. Для того чтобы побороть страхи, преследующие детей, нужно их распознать. Внимательным родителям и педагогам сделать это не составит труда.
ОСЛОЖНЕНИЯ
При отсутствии адекватной помощи родителей, психологов, педагогов детские страхи способны трансформироваться в фобии – выраженные интенсивные реакции беспокойства, паники. Фобии отличаются устойчивостью, часто иррациональны, провоцируются ситуациями или объектами, не представляющими реальной угрозы. На основе детских страхов развивается невроз навязчивых состояний (обсессивно-компульсивное расстройство, навязчивое повторение мыслей и действий). Характер подростка приобретает черты мнительности, тревожности, неуверенности. Любое из перечисленных осложнений проявляется ограничительным поведением, стремлением к избеганию определенных ситуаций, трудностями социальной адаптации.
КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ?
Помощь основана на создании домашней обстановки, поддерживающей ощущение спокойствия, безопасности. Дополнительно применяются методы психотерапии, позволяющие полностью осознать, переработать негативные эмоции – беспокойство, тревогу, боязнь. Комплексное лечение производится психотерапевтом, психологом, психиатром. Включает:
– Семейное консультирование. Встречи необходимы для выявления причин, формирующих и поддерживающих страх. Обсуждаются методы воспитания, особенности внутрисемейных отношений (конфликты, проявления агрессии) и досуга ребенка. Специалист дает рекомендации по коррекции поведения родителей, предпочтительным способам взаимодействия с ребенком.
– Психотерапия. Занятия проводятся индивидуально. На первом этапе происходит обсуждение страхов. Доверительная беседа частично снимает эмоциональную напряженность. На втором этапе осуществляется переработка страхов. Распространен метод сказкотерапии – сочиняется история о страхе с хорошим концом. Эффективны занятия с творческим компонентом – созданный страх (рисунок, вылепленная фигурка) переделывается либо ритуально уничтожается.
– Консультация с врачом. Врач-психиатр назначает анксиолитики, седативные препараты. Схема лечения, дозировка, продолжительность приема определяются индивидуально.
ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ СТРАХА У РЕБЕНКА НЕОБХОДИМО:
- Установить и поддерживать с ребёнком доверительные отношения;
- Отказаться от демонстрации доминирования, применения физической силы,
- Не показывать собственную тревожность и опасения.
- Важно правильно организовывать досуг, отдавая предпочтение подвижным и творческим занятиям в коллективе, а не просмотру телевизора и виртуальным играм в одиночестве.
- Переключить на другую деятельность. Нужно постараться отвлечь ребенка от его страха, занять чем-то новым, увлекательным и интересным.
ПОМОГУТ СПРАВИТЬСЯ СО СТРАХАМИ В МЛАШЕМ ШКОЛЬНО ВОЗАСТЕ ТАКИЕ ПРОСТЫЕ ДЕЙСТВИЯ:
- Пожалеть того, кого боится малыш (монстра, чудовища, соседского мальчика-забияку, паука);
- Рассказать ему о собственных страхах и убедить в том, что все чего-то боятся — даже взрослые;
- Использовать метод символического тотема — купить плюшевую игрушку (волшебное одеяло) и убедить ребёнка в том, что он будет его всегда защищать (что-то вроде ловца снов);
- Вырабатывать позитивное мышление, во всём находить положительные моменты;
- Устраивать ролевые игры, в которых чудовища всегда проигрывают и оказываются безвредными;
- Просить нарисовать монстра, которое его пугает, а потом вместе посмеяться над ним;
- Объяснять всё, что происходит вокруг, чтобы не было боязни элементарных звуков дождя по крыше, молнии и грома и т. д.
В маленьком возрасте все эти приёмы нужно проводить в виде игры.
ЧТО ПРИДЁТСЯ ИЗМЕНИТЬ В СЕМЬЕ:
- уделять больше времени ребёнку, общаться, разговаривать по душам;
- обеспечить комфортную атмосферу в дома;
- ежедневно обнимать, целовать, брать за руку, сажать на колени;
- говорить о своей любви;
- убедить его в полной защищённости;
- нормализовать внутрисемейные отношения, давшие трещину;
- записать в секцию или кружок по интересам, чтобы некогда было думать о чём-то страшном, но при этом избегать переутомления.
- Так как страхи детей часто сказываются на психосоматике, родителям необходимо снизить неприятные проявления подобного рода. Как можно уменьшить уровень тревожности:
- снизить нагрузки в школе и по дому;
- увеличить дозировку положительных эмоций;
- нормализовать режим дня: есть, спать, учиться, отдыхать, работать — строго по часам;
- обеспечить сбалансированное питание и полноценный сон;
- увеличить количество времени, проведённого на улице, и в обратной пропорции сократить время, которое ребёнок уделяет гаджетам;
- устраивать совместные прогулки, семейные мероприятия, путешествия, поездки в гости;
- приобщать к спорту, увеличить двигательную активность;
- перед сном организовывать успокаивающие ванны на травах.
9 КАТЕГОРИЧЕСКИХ «НЕЛЬЗЯ» ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
- Не наказывать за трусость.
- Не заставлять пересиливать боязнь любой ценой.
- Не скандалить внутри семьи, не повышать голос.
- Не разрешать перед сном смотреть «ужастики» и играть в агрессивные компьютерные игры.
- Не стыдить и не высмеивать.
- Не называть трусом.
- Не рассказывать при ребёнке о страшных ситуациях (катастрофах, чьей-то смерти, несчастных случаях).
- Не акцентировать внимание на страхах.
- Не наказывать слишком жестоко.