Родительский университет

 

 

ПЛАН РАБОТЫ

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГУО «Средняя школа д. Скоки»

_______Т.К. Желенговская

 «         » _____________  2022 г.

 

План работы родительского университета

 «Учимся вместе»

на 2022/2023 учебный год

 

Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.

Цель родительского университета «Учимся вместе» – создание условий для повышения родительской компетентности, гармонизации детско-родительских отношений в семье.

Основные задачи родительского университета «Учимся вместе»:

  • создать систему непрерывного психолого-педагогического образования родителей и способствовать формированию у них родительских компетенций, отвечающих вызовам времени;
  • содействовать повышению ответственности родителей за воспитание детей и расширению их правовых знаний;
  • популяризировать положительный опыт семейного воспитания.

 

Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.

Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трём ступеням:

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» – для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,

II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,

III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»

для родителей учащихся I-IV классов

 

Название раздела,

темы занятий, перечень изучаемых вопросов

сроки проведения

форма проведения

Ответственные

1

Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться. Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда у ребенка желания трудиться

декабрь

 

лекция

 

Курикова А.А., педагог психолог Сидорук А.И.

 

2

Тема 2. Положительные эмоции в жизни школьника.

Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка

февраль

моделирование ситуаций

Липко Л.Ф., Рудчук П.Д., социальный педагог

3

Тема 4.Ребенок и компьютер.

Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры.

Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером

апрель

круглый стол

Кушнерук М.С.,

педагог социальный Рудчук П.Д.

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

II ступень – «Мой ребенок – подросток»

для родителей учащихся V-IX классов

название раздела,

темы занятий, перечень изучаемых вопросов

сроки проведения

форма проведения

ответственные

4

Тема 1. Профилактика проблемного поведения подростков.

Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков.

октябрь

тренинг

Борищук Л.А., Сидорук А.И., педагог психолог

5

Тема 2. Безопасность подростков в сети Интернет.

Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях

декабрь

лекция - презентация

Голубкович И.П.,

 педагог социальный Рудчук П.Д.

6

Тема 3. Как уберечь подростка от насилия.

Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы»)

февраль

 

моделирование и анализ ситуаций

Хватюк Л.В.,

педагог социальный Рудчук П.Д.

7

Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях.

Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей. Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов

апрель

тренинг

Лах И.Е.,

педагог психолог Сидорук А.И.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»

для родителей учащихся X-XI классов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

сроки

проведения

форма проведения

ответственные

8

Тема 1. Здоровье - это жизнь.

Факторы риска для здоровья современной молодежи. Проблема здорового питания. Увлечение диетами.

Гиподинамия – проблема современных молодых людей. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки.

Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни.

декабрь

круглый стол

Торкайло О.С., социальный педагог Рудчук П.Д.

9

Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек.

Репродуктивное здоровье юношей и девушек. Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья.

Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения. Рискованное поведение молодежи. Незапланированная беременность и аборт. Стиль жизни и репродуктивное здоровье молодежи здоровья

апрель

лекция

Педагог-психолог Сидорук А.И..

10

Тема 3. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?

Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе

май

открытый диалог

Лавреенко Л.В,

Педагог-психолог Сидорук А.И.

 

Заместитель директора по ВР                                                        Г.Г. Сковородко

 

свернуть

ПОЛОЖЕНИЕ

УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора

 ГУО «Средняя школа д. Скоки»

_________________ № __

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о родительском университете

Ι Общие положения

  1. Настоящее положение устанавливает цель, основные задачи и порядок функционирования родительского университета (далее – университета).
  2. Университет открыт и работает на базе государственного учреждения образования «Средняя школа д. Скоки».
  3. Цель университета - создание условий для повышения родительской компетентности, гармонизации детско-родительских отношений в семье.
  4. Основные задачи, решаемые в рамках университета:

- создать систему непрерывного психолого-педагогического образования родителей и способствовать формированию у них родительских компетенций, отвечающих вызовам времени;

- содействовать повышению ответственности родителей за воспитание детей и расширению их правовых знаний;

- популяризировать положительный опыт семейного воспитания.

  1. В своей работе университет руководствуется:

         -   Кодексом Республики Беларусь об образовании;

         -   Кодексом Республики Беларусь о браке и семье;

         - Инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2022/2023 учебном году»;

         -   настоящим Положением;

         - иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь, методическими материалами Министерства образования Республики Беларусь.

  1. Университет находится в непосредственном подчинении директора школы.
  2. Руководство работой университета осуществляет заместитель директора по воспитательной работе (Ректор университета)
  3. На официальном интернет-сайте учреждения образования создается рубрика «Родительский университет» с возможностью интерактивного общения целевой аудитории. Администрирование рубрики на общественных началах осуществляет учитель информатики, которому данная функция вменена приказом директора школы.

 

II Деятельность университета

  1. Организация образовательного процесса в университете осуществляется исходя из запросов родителей и законных представителей несовершеннолетних.
  2. Учебный год в университете начинается с 15 октября и заканчивается не позднее 25 мая учебного года и состоит из 4-х сессий:

1-я сессия – октябрь-ноябрь;

2-я сессия – декабрь-январь;

3-я сессия – февраль-март;

4-я сессия – апрель-май.

  1. Тематику занятий в университете разрабатывают заведующие кафедр с учетом запросов родителей и законных представителей несовершеннолетних.
  2. К проведению занятий в университете могут привлекаться на добровольных началах преподаватели, педагоги, воспитатели, специалисты разных областей, а также представители родительской общественности, являющиеся признанными специалистами в своей профессиональной деятельности. Кадровые ресурсы формируются руководством родительского университета при поддержке директора школы.
  3. Обучение родителей может осуществляться как в очной, так и в заочной (дистанционной) формах.
  4. Обучение родителей организуется по циклам:

- 1 цикл для родителей обучающихся 1-4 классов,

         - II цикл— для родителей обучающихся 5-8 классов,

         - III цикл— для родителей обучающихся 9-11 классов.

  1. Очная форма обучения состоит из 2-х модулей: базовый и вариативный.
  2. Базовый модуль содержит обязательные для обучения 4 курса:

-  I Основы правовых знаний,

- II Основы возрастной и семейной психологии;

- III Основы педагогических знаний;

- IV Основы конструктивного взаимодействия.

         Курсы базового модуля ведут только специалисты имеющие профессиональное образование.

  1. Вариативный модуль предполагает обучение «Родитель-родитель». Ведущими курсов данного модуля являются сами инициативные родители, которые являются высоко квалифицированными специалистами в какой-либо профессиональной или прикладной деятельности.
  2. При отсутствии квалифицированных специалистов по отдельным направлениям обучения может использоваться заочная (дистанционная) форма обучения. Дистанционная форма обучения применяется и в случае ухудшения эпидемиологической обстановки и, в связи с этим, запрещения очных встреч с родителями.
  3. Занятия в университете могут быть организованы в виде теоретических семинаров, семинаров-практикумов; дискуссионных занятий («круглый стол», диспут, дебаты и др.); тренинговых занятий; деловых и ролевых игр, педагогических чтений и др.

 

III Участники родительского университета.

Их права и ответственность.

  1. Все участники родительского университета равноправны и могут вносить предложения по совершенствованию организации и содержания занятий; активно участвовать в работе университета; расширять тематику учебных модулей.
  2. Ответственность за организацию, подготовку и проведение занятий, информирование родителей о работе университета несут заведующие кафедрами и ректор.
  3. Все участники университета обязаны руководствоваться общепринятыми нормами культуры поведения.

 

IV Документация университета

  1. В университете предусмотрено наличие следующих документов:

         - Копия приказа об организации родительского университета;

         - Положение о родительском университете;

         - План работы родительского университета;

         - Формы анкет для родителей (3 – по 1-й для каждого цикла);

         - Образец электронного сертификата, установленного учреждением образования образца.    

свернуть

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

 

СЕМИНАР-ТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Как ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ НЕ сТАТЬ КУРИЛЬЩИКОМ.

роль родителей в профилактике табакокурения.»

 

Цель: Определение путей  взаимодействия  семьи и школы профилактике табакокурения. 

Задачи:

  • познакомить родителей с результатами анкетирования учащихся;
  • расширить знания родителей о влиянии электронной сигареты на организм подростка;
  • сформировать у родителей потребность активно обсуждать и решать проблему вредных привычек у подростков.

 

  1. Вступительное слово классного руководителя

Здравствуйте, уважаемые родители! Я говорю вам «здравствуйте», а это значит, что я всем вам желаю здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверное,  потому, что здоровье для человека – самая главная ценность.

Недаром в народе говорят: «Деньги – медь, одежда – тлен, а здоровье всего дороже», «Здоровье сгубишь – новое не купишь»… А какие пословицы или поговорки о здоровье есть в ваших семьях? (ответы родителей)

 

Подрастают наши дети.  Из маленьких беспомощных детишек они превращаются в подростков. Растут дети, и более серьёзными становятся проблемы, с которыми мы сталкиваемся.  Как уберечь своего ребёнка от алкоголя, курения, наркотиков? Итак, тема нашего занятия «Как ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ НЕ сТАТЬ КУРИЛЬЩИКОМ. роль родителей в профилактике табакокурения.»

Антиникотиновая тематика вполне оправданна в седьмом классе. Именно в этом возрасте курение приобретает характер «эпидемии», которая может охватить ученический коллектив. У нас в гостях врач общей практики Красевич С.В.

  1. Актуализация проблемы табакокурения

Все кто курят, понимают, что это вредно для сердца, мозга и для репродуктивного здоровья. Но так как все это можно ощутить только в перспективе, то никто не думает бросить именно сейчас. Вот если бы от каждой сигареты на лице появлялось бы пятно, то, наверное, многие бы бросили курить моментально. Курение наносит ущерб красоте и молодости, даже если это не происходит мгновенно.

  1. Выступление врача общей практики Тюхиничскокой ВАОП Красевича С.В. о влиянии курения на организм подростка и вся правда об электронной сигарете. Так ли она безобидна?
  2. Статистика по проблеме табакокурения в Беларуси (дополнительно информация визуализируется на карточках)

От болезней, связанных с курением, ежегодно умирает 15,5 тыс. человек.

А каждый день – 42 человека.

В Беларуси курят 65% мужчин и 30% женщин.

Самые высокие показатели – среди рабочих и работников сельского хозяйства. Второе место – среди учащихся ПТУ и безработных. Третье – студенты вузов и техникумов. Четвёртое – служащие и учащиеся школ.

Наибольшая распространённость курения наблюдается в возрасте 20-29 лет. В возрасте 15-19 лет курят 43,6% молодых людей. Основная масса пробует курить в возрасте 15-17 лет.

На каждого жителя Беларуси ежегодно приходится 1434 выкуренные сигареты (для сравнения: в России – 1369, в Украине – 1248, в Эстонии – 1989)

Каждый четвёртый белорусский подросток ежедневно выкуривает от 6 до 10 сигарет?                                                                          

5 . Анализ состояния здоровья учащихся класса в динамике

Классный руководитель озвучивает информацию о состоянии здоровья учащихся класса и о динамике развития хронических заболеваний среди подростков в ученическом коллективе.

  1. Метод «Четыре угла»

Описание метода. На четырех углах  тренинговой комнаты развешены карточки с цифрами. Классный руководитель зачитывает вопрос и предлагает четыре варианта статистических данных (только на одном углу статистические данные соответствуют действительности). Далее он предлагает участникам подумать и подойти к той карточке, которая, по их мнению, является правильной. Затем классный руководитель предлагает высказать родителям аргументы в пользу своей точки зрения. Классный руководитель интересуется, почему родители подошли к той или иной карточке.

Для обсуждения предлагается всего один вопрос: «Как вы считаете, сколько учащихся в нашем классе курят или пробовали курить?»

           На углах развешены карточки с такими вариантами: 15%; 50%; 85% (в классе, где был проведён данный семинар-тренинг, этот показатель является реальным); 0% (т.е. никто из учащихся не курит и не пробовал).

  1. Анализ результатов анкетирования подростков в классе

При подготовке к родительскому собранию с учащимися  класса была проведена анкета «Здоровье и курение». Учащимся анонимно предлагалось ответить на следующие вопросы:

  1. Пробовали ли вы курить?
  2. Возраст, когда вы впервые закурили?
  3. Курили ли вы в течение последнего месяца?
  4. Если «да», то хотите ли вы бросить курить?
  5. Знают ли ваши родители о том, что вы курите?
  6. Беседуют ли ваши родители о вреде курения?
  7. Разрешите ли вы своему будущему ребенку курить?

По результатам анкетирования 85% детей в классе пробовали курить от 9 до 13 лет. На момент проведения анкетирования курят 75% учащихся. Из них две/трети желают бросить курить. На вопрос  «знают ли родители о том, что вы курите?» 20% ответили «нет», 67% – догадываются, 13% – да.

Практически все родители ведут беседы по профилактике табакокурения. 100% детей осознают вред курения, так как на вопрос «разрешите ли вы своему ребенку курить?» все ответили «нет».

Обсуждение результатов анкетирования по вопросам:

  • Ожидаемы ли для вас ответы?
  • Что больше всего Вас удивило?
  • Что заставило задуматься?
  • Какой вопрос вы задали себе после того как узнали результаты опроса?
  • О чем бы хотели еще спросить у ваших детей?
  1. «Почему подростки начинают курить?» (работа в группах)

Участники делятся на три группы по ролям: 1 группа – родители; 2 группа – учителя;3 группа – учащиеся.

Классный руководитель: Каждой группе, исходя из той социальной роли, которая была предложена, необходимо ответить на вопрос: «По каким причинам учащиеся начинают курить?».  Проанализировав названные причины, давайте подумаем и на листочке напишем рекомендации, т.е. то, что должны сделать родители, учителя и ученики, чтобы  предотвратить проблему курения в нашем классе.

Работа в группах, презентация работ групп.

Классный руководитель: Накануне нашей встречи прошел классный час, где ребята тоже обсуждали эту проблему, причем с тех же позиций. Давайте сравним мнения родителей и детей по данной проблеме и разработаем «Памятку для родителей» с позиции подростков (3 группа), учителей (2 группа) и самих родителей (1 группа).

Работа в группах, презентация работ групп.

Возможный вариант одной из Памяток:

1.     Больше уделять вниманию ребёнку.

2.     Проводить беседы о вреде курения.

3.     Не курить самим.

4.     Быть другом для ребёнка.

5.     Приводить  примеры негативного опыта курящих людей.

6.     Занять подростка полезным делом.

 

9.Классный руководитель: Задумайтесь, вот 10 причин, почему лучше бросить курить.

Первая причина. Мешки под глазами. По данным исследования Джона Хопкинса, если человек курит, то в 4 раза чаще просыпается с мешками под глазами от плохого сна.

Вторая причина. Проблемы с кожей. Сигаретный дым содержит угарный газ, никотин уменьшает кровообращение, что делает кожу сухой и серой. Курение является основной причиной рака различных органов, также и кожи. Если человек курит, риск возникновения псориаза кожи возрастает. По данным исследования, выкуривая 1 пачку в день в течение 10 лет, увеличивается риск псориаза на 20%, 11-20 лет – риск 60%. Если человек начал курить в 12 лет, то к 25 годам псориаз ему обеспечен.

Третья причина. Желтые зубы и жёлтые пальцы. Те, кто курят, могут распрощаться с белоснежной улыбкой – никотин окрашивает зубы. Очень тяжело отмыть пальцы от никотина и тем более ногти.

Четвёртая причина. Преждевременное старение и морщины. Морщины могут появиться у курильщиков намного раньше. Эксперты сходятся во мнении, что те, кто курит, выглядит старше на полтора-два года. Курение препятствует нормальному кровообращению, что помогает коже быть гладкой и здоровой.

Пятая причина. Запах после курения.  Неприятный аромат, как правило, выступает неотъемлемым сопровождением курения, но сам курильщик зачастую его не ощущает и не испытывает никакого дискомфорта (в отличие от окружающих его людей). Табак оставляет «ароматные» следы весьма надолго. У курящего человека этим запахом пропитаны волосы и кожа, вся одежда, перебить его не могут даже суперэффективные стиральные средства и ополаскиватели. А уж целовать курильщика совсем неприятно!

Шестая причина. Истонченные волосы. Жалко терять волосы, а если человек курит, то химические вещества в дыме вызывают повреждения ДНК в волосяных луковицах, в итоге волосы тончают, а мужчины раньше лысеют. А выпадение волос для женщины – серьезная мотивация, чтобы бросить курить и остаться привлекательной.

Седьмая причина. Рубцевание. Никотин сужает сосуды, которые ограничивают поступление крови в крошечные кровеносные сосуды на лице и других частях тела. Это значит, раны восстанавливаются дольше и могут возникать шрамы более яркие, чем у тех, кто не курит.

Восьмая причина. Выпадение зубов. Курение приводит к риску различных стоматологических проблем, в том числе рака полости рта и заболеваний десен. По исследованию, проведенному в Великобритании, у курильщиков в 6 раз чаще развиваются болезни десен, которые ведут к потере зубов.

Девятая причина. Ухудшение репродуктивного здоровья. Почему-то многие курильщики считают, что связь между курением и проблемами репродуктивного здоровья можно наблюдать только в пожилом возрасте. Но, если мужчина курит, начиная с подросткового возраста, то первые «мужские сексуальные» проблемы появляются ещё до 30 лет. Курение может привести и к бесплодию, от которого весьма сложно избавиться.

Десятая причина. Экономия денежных средств! Достаточно аргументов и фактов для того, чтобы бросить курить или вовсе не начинать?

  1. Подведение итогов

          Классный руководитель: Наша встреча подошла к концу. Прежде всего,  хочется поблагодарить вас, родители, за активную работу. Если это собрание поможет вашим детям (моим ученикам) сделать правильный выбор в пользу здоровья, будем считать, что в этом есть и наша заслуга. А выбор подростков в пользу курения или против него зависит и от нас с вами.

Нельзя забывать о том, что семья для подростка – это опора, именно в семье ребенок должен чувствовать себя защищенным, нужным и понятым. Именно в семье закладывается самооценка ребенка, его отношения к самому себе и к окружающим его людям.

10.Рефлексивное упражнение «Неоконченное предложение»

Описание упражнения. Классный руководитель предлагает каждому родителю, участнику встречи, высказать своё мнение, продолжив одно из неоконченных предложений: «Сегодня я впервые узнал (а)…», «Было интересно…», «Самым сложным для меня было…», «Я понял (а), что…», «Я думаю, что попробую…», «Меня очень удивило…» и др.

 

Используемая литература

ПОДРОСТОК: быть рядом на пути взросления. Настольная книга классного руководителя / Сост. - Дмитриева Е.Г., Корбут С.Г., Мемех Л.И., Янчук Н.М. – Брест, 2014.

 

Памятка для родителей

Поиск конструктивного взаимодействия семьи с ребёнком:

 

Сохраняйте спокойствие и достоинство: криками и угрозами вы ничего не добьётесь.

Разберитесь в ситуации. Не делайте категоричных выводов.

Сохраните доверие ребёнка к себе.

Поговорите с ним на равных. Вполне возможно, что ребёнок ведёт себя вызывающе, чтобы самоутвердиться, пережить жизненную драму.

Узнайте как можно больше о том, что происходит с вашим ребёнком. Не верьте ему полностью – правда лежит где-то посередине.

Измените своё отношение к ребёнку, признав, что он уже взрослый и сам может отвечать за свои поступки.

Не позволяйте собою манипулировать.

Не исправляйте за ребёнка его ошибки.

Меньше говорите, больше делайте.

Установите разумные границы контроля.

Помогайте ребёнку изменить жизнь к лучшему.

Постарайтесь восстановить взаимопонимание с ребёнком.

Только согласованная работа педагогов и родителей будет иметь успех. Необходима тесная взаимосвязь, взаимопонимание, взаимоинформация о поведении и об изменениях в поведении. Решение задачи, как контролируемая социализация учащегося, внесёт наибольший вклад в развитие личности, также в воспитании законопослушного гражданина.

Всё в ваших руках, именно от  родителей, в большей степени зависит, каким вырастет наш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. И самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения.

 Помните: какие бы поступки дети не совершали - это наши дети. И наши дети-это  большое счастье. В наших руках сделать их счастливыми, ведь каждый ребенок рождается для счастья.

Притча. Жили по соседству два мудреца: один - добрый, другой - злой. Злой всегда завидовал доброму, что у него много друзей, что люди идут к нему за советом. И он решает отомстить. Поймав бабочку, злой мудрец подумал: «А что если я у него спрошу: «Какая у меня в руке бабочка: мёртвая или живая?» Если он ответит живая - я сожму ладонь, и все увидят мертвую бабочку и отвернутся от него, а если скажет мёртвая - я разожму ладонь - бабочка улетит, и всё равно все от него отвернутся». С такими намерениями и отправился злой мудрец к доброму. Возле доброго мудреца толпились друзья. «У меня в кулаке бабочка, - какая она?» - спросил злой мудрец, ухмыляясь. Добрый ответил: «Всё в твоих руках!»

ФОТООТЧЕТ

Семинар-тренинг "Как помочь ребенку не стать курильщиком. Роль родителей в профилактике табакокурениея." 

 

Причины отклонения в поведении детей.

1.Борьба за внимание.

Если ребенок не получает внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: он не слушается.

  1. Борьба за самоутверждение.

Это борьба против чрезмерной родительской власти и опеки.

  1. Желание отомстить.

Дети бывают часто обижены на родителей, например, если мать разошлась с отцом, или ребенка отлучили от семьи (бабушка опекун ), или родители уделяют больше внимания младшему в семье. В глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности все те же протесты, непослушание.

  1. Потеря веры в собственный успех.

Ребенок переживает неблагополучие в какой-то одной области, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у мальчика не сложились отношения в классе, а следствием стала запущенная учеба. Это происходит из-за низкой самооценки ребенка. Накопив горький опыт, ребенок теряет уверенность в себе и приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получиться». Это – в душе , а поведением он показывает: «Мне все равно…», «Пусть буду плохим…»

Всякое отклонение в поведении - это крик о помощи!

 

Практическая работа в группах: Решение проблемных ситуаций. К сожалению, очень часто родители, используя силу своей власти, сами вызывают более или менее активный протест детей, не объясняя необходимость или пользу предъявляемых требований. Не жалейте времени и раз, и другой, и третий объяснить, почему надо сделать то или другое. Не унижайте самолюбие ребёнка, не запугивайте ограничениями. Страх никогда не был позитивным фактором совершенствования. Иными словами, будьте просто РЯДОМ, а не над ними. В этом выражении   заложен глубокий смысл.

  А хотите проверить себя? Как поступите вы в таких ситуациях? Давайте попробуем..

 

Ситуация 1.  Ваша  дочь, не посоветовавшись с вами, подстригла волосы, подражая кому – то из своих подруг. Ваши действия?

 

Ситуация 2.  После беседы с классным  руководителем вы неожиданно узнаёте о том, что ваш сын уже неделю пропускает школьные занятия,                           а вам рассказывает о карантине в связи с вирусным заболеванием.                                                    Ваши действия?

 

Ситуация  3     Сын никогда не доводит до конца  начатое дело или увлечение: то собирает вырезки о своих кумирах спорта, то неожиданно                           стал ходить в секцию скалолазания, то увлекся коллекционированием значков. Ваши действия?

 

Ситуация  4.   Дочери стало интереснее общаться со сверстниками, часами «сидит» на телефоне, обсуждая классные проблемы, либо             уединяется в своей комнате, слушает музыку. Ваши действия?

Непослушных детей, а тем более «отбившихся от рук», принято обвинять. На самом деле в число «трудных» обычно попадают дети не «худшие», а чувствительные и ранимые. Они «сходят с рельсов» под влиянием жизненных трудностей, реагируя на них сильнее, чем более устойчивые дети. «Трудный» ребенок нуждается в помощи, а не в критике или наказаниях. Причины стойкого непослушания ребенка следует искать в глубине его психики.

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждого родителя в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик.

В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли?

Родители получают напечатанный свод законов, с помощью которых можно преодолеть трудности в поведении ребенка.

Закон 1. Не нужно предъявлять ребенку категорические требования и налагать неожиданные запреты. Этому нужно учить терпеливо и постепенно.

Закон 2. Запреты и требования должны быть гибкими, их не должно быть много.

Закон 3. Требования и запреты не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

Закон 4. Запреты и требования, предъявляемые родителями, должны быть едиными.

Закон 5. Запреты и требования должны ребенку разъясняться.

Обсуждение ситуаций в группах (родителям раздаются листки с описанием ситуаций.).

Перед заданием рассказываю о «Я-сообщении», как бесконфликтном решении конфликтной ситуации.

Уменьшают остроту конфликта следующие

методики и техники

  1. Обесценивание проблемы («неужели наша дружба этого стоит?»),
  2. Снижение эмоционального накала (дыхание, счет до 10 и т. д.),
  3. Перенос разговора («Прости, я сейчас не готова разгова ривать»),
  4. Техника «Я- высказывания»,
  5. Умение слушать и слышать другого человека.

 

 

свернуть