Родительский университет

ПЛАН РАБОТЫ

УТВЕРЖДАЮ

Директор

ГУО «Средняя школа д. Скоки»

___________Т.К. Желенговская

_____________ 2021

План работы

родительского университета

на 2021/2022 учебный год

Темы занятий

Ответственные

Время проведения

Место проведения

1 цикл (для родителей обучающихся 1-4 классов)

1

Информационный проект  «Права человека и права ребенка: информирование и  соблюдение»

Волк В.Г.

20.09.2021

11.00-12.00

Актовый зал

2

Дискуссия «Как сказать «нет»? Мера любви и строгости в отношении к ребёнку"

 Сидорук А.И.

13.10.2021

11.00-12.00

Актовый зал

3

Практикум «Как научить ребенка учиться?»

Сидорук А.И.

20.11.2021

11.00-12.00

Актовый зал

4

Круглый стол «Формирование конструктивных взаимоотношений "Родитель-ребёнок"

Оксенюк И.П.

03.12.2021

11.00-12.00

Актовый зал

5

Откровенный диалог «Поощрение и наказание допустимые нормы» (с приглашением настоятеля прихода о. Анатолия ).

Сидорук А.И.

26.05.2022

11.00-12.00

Актовый зал

2 цикл (для родителей обучающихся 5-8 классов)

1

Правовая страничка «Защита прав детей в Республике Беларусь»

Волк В.Г.

12.09.2021

17.00-18.00

Актовый зал

2

Психологический практикум "На стороне подростка" (оптимизация взаимоотношений в период взросления)

Сидорук А.И.

27.11.2021

11.00-12.00

Актовый зал

3

Круглый стол «Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности»

Оксенюк И.П.

04.04.2022

17.00-18.00

Актовый зал

4

Открытый диалог "Виртуальные друзья: можно ли довериться социальной сети?"

Волк В.Г.

17.04.2022

12.00-13.00

Актовый зал

5

Мастерская «Секреты конструктивного общения с детьми»

Сидорук А.И.

12.05.2022

17.00-18.00

Актовый зал

3 цикл (для родителей обучающихся 9-11 классов)

1

Круглый стол «Семейные  ценности. Какие они для нас» (с приглашением настоятеля прихода о. Анатолия ).

Волк В.Г.

29.09.2021

17.00-18.00

Актовый зал

2

Интерактивное занятие "Стресс в жизни человека. Способы снятия напряжения"

Сидорук А.И.

16.10.2021

17.00-18.00

Актовый зал

3

Практикум «Подготовка к экзаменам и ЦТ. Как противостоять стрессу?» (с приглашением педагога-психолога)

Сидорук А.И.

13.03.2022

17.00-18.00

Актовый зал

4

Открытый диалог «Детско-родительские отношения и взаимодействие поколений»

Сидорук А.И.

27.04.2022

17.00-18.00

Актовый зал

5

Психологический практикум "Как понять чего хочет ваш ребенок"(профессиональное самоопределение)

Сидорук А.И.

05.05.2021

17.00-18.00

Актовый зал

6

Практикум «Навыки конструктивного взаимодействия с подростком»

Сидорук А.И.

14.05.2021

17.00-18.00

Актовый зал

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по воспитательной работе

______________ Г.Г. Сковородко

______________ 2021

свернуть

ПОЛОЖЕНИЕ

УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора

 ГУО «Средняя школа д. Скоки»

_________________ № __

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о родительском университете

Ι Общие положения

  1. Настоящее положение устанавливает цель, основные задачи и порядок функционирования родительского университета (далее – университета).
  2. Университет открыт и работает на базе государственного учреждения образования «Средняя школа д. Скоки».
  3. Цель университета - создание условий для повышения родительской компетентности, гармонизации детско-родительских отношений в семье.
  4. Основные задачи, решаемые в рамках университета:

- создать систему непрерывного психолого-педагогического образования родителей и способствовать формированию у них родительских компетенций, отвечающих вызовам времени;

- содействовать повышению ответственности родителей за воспитание детей и расширению их правовых знаний;

- популяризировать положительный опыт семейного воспитания.

  1. В своей работе университет руководствуется:

         -   Кодексом Республики Беларусь об образовании;

         -   Кодексом Республики Беларусь о браке и семье;

         - Инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2020/2021 учебном году»;

         -   настоящим Положением;

         - иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь, методическими материалами Министерства образования Республики Беларусь.

  1. Университет находится в непосредственном подчинении директора школы.
  2. Руководство работой университета осуществляет заместитель директора по воспитательной работе (Ректор университета).
  3. В состав университета входят 4 кафедры:

  - Кафедра правовых знаний;

  - Кафедра возрастной и семейной психологии;

  - Кафедра педагогики;

  - Кафедра конструктивного взаимодействия.

  1. Руководство кафедрой осуществляет на общественных началах педагогический работник (заведующий кафедрой), которому данная функция вменена приказом директора школы.
  2. На официальном интернет-сайте учреждения образования создается рубрика «Родительский университет» с возможностью интерактивного общения целевой аудитории. Администрирование рубрики на общественных началах осуществляет учитель информатики, которому данная функция вменена приказом директора школы.

 

II Деятельность университета

  1. Организация образовательного процесса в университете осуществляется исходя из запросов родителей и законных представителей несовершеннолетних.
  2. Учебный год в университете начинается с 15 октября и заканчивается не позднее 25 мая учебного года и состоит из 4-х сессий:

1-я сессия – октябрь-ноябрь;

2-я сессия – декабрь-январь;

3-я сессия – февраль-март;

4-я сессия – апрель-май.

  1. Тематику занятий в университете разрабатывают заведующие кафедр с учетом запросов родителей и законных представителей несовершеннолетних.
  2. К проведению занятий в университете могут привлекаться на добровольных началах преподаватели, педагоги, воспитатели, специалисты разных областей, а также представители родительской общественности, являющиеся признанными специалистами в своей профессиональной деятельности. Кадровые ресурсы формируются руководством родительского университета при поддержке директора школы.
  3. Обучение родителей может осуществляться как в очной, так и в заочной (дистанционной) формах.
  4. Обучение родителей организуется по циклам:

- 1 цикл для родителей обучающихся 1-4 классов,

         - II цикл— для родителей обучающихся 5-8 классов,

         - III цикл— для родителей обучающихся 9-11 классов.

  1. Очная форма обучения состоит из 2-х модулей: базовый и вариативный.
  2. Базовый модуль содержит обязательные для обучения 4 курса:

-  I Основы правовых знаний,

- II Основы возрастной и семейной психологии;

- III Основы педагогических знаний;

- IV Основы конструктивного взаимодействия.

         Курсы базового модуля ведут только специалисты имеющие профессиональное образование.

  1. Вариативный модуль предполагает обучение «Родитель-родитель». Ведущими курсов данного модуля являются сами инициативные родители, которые являются высоко квалифицированными специалистами в какой-либо профессиональной или прикладной деятельности.
  2. При отсутствии квалифицированных специалистов по отдельным направлениям обучения может использоваться заочная (дистанционная) форма обучения. Дистанционная форма обучения применяется и в случае ухудшения эпидемиологической обстановки и, в связи с этим, запрещения очных встреч с родителями.
  3. Занятия в университете могут быть организованы в виде теоретических семинаров, семинаров-практикумов; дискуссионных занятий («круглый стол», диспут, дебаты и др.); тренинговых занятий; деловых и ролевых игр, педагогических чтений и др.
  4. По окончании учебного года при условии посещения всех занятий цикла родители получают электронный сертификат установленного учреждением образования образца.

        

III Участники родительского университета.

Их права и ответственность.

  1. Все участники родительского университета равноправны и могут вносить предложения по совершенствованию организации и содержания занятий; активно участвовать в работе университета; расширять тематику учебных модулей.
  2. Ответственность за организацию, подготовку и проведение занятий, информирование родителей о работе университета несут заведующие кафедрами и ректор.
  3. Все участники университета обязаны руководствоваться общепринятыми нормами культуры поведения.

 

IV Документация университета

  1. В университете предусмотрено наличие следующих документов:

         - Копия приказа об организации родительского университета;

         - Положение о родительском университете;

         - План работы родительского университета;

         - Формы анкет для родителей (3 – по 1-й для каждого цикла);

         - Образец электронного сертификата, установленного учреждением образования образца.    

свернуть

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

 

 Круглый стол

 «Формирование конструктивных взаимоотношений

 "Родитель-ребёнок"

 

Цель: ознакомить родителей с особенностями развития детей этого возраста, изучить причины их нежелательного поведения.

 Форма проведения:   занятие с элементами тренинга

     

                                  Ход собрания.

Психолог: Добрый день уважаемые родители, мы сегодня решили организовать нашу встречу не совсем обычным образом, мы её проведём в интерактивной форме. Интерактивная форма предполагает взаимодействие, диалог, взаимное обсуждение вопросов в решении различных вопросов, вы согласны?

И так начинаем.

Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимопонимании с ними становилось меньше, но так не происходит. Почему? Почему, встречаясь с друзьями, коллегами по работе, родителями класса, учителями, мы испытываем тревогу и беспокойство, волнение и страх? Нас волнует поведение подросших детей и трудности, связанные с этой проблемой. Сегодня мы попытаемся вместе найти причины появления различных проблем в поведении учащихся.

Упражнение 1. Психолог обращается к родителям: трудный ребенок… Что за этими словами, какой он?

Родителям предлагается нарисовать словесный портрет трудного ребенка. Пока родители говорят, классный руководитель помещает характерные слова на лист ватмана.

Упражнение 2. Вопрос родителям: «Что может стать причиной проблем в поведении ребенка?»  Психолог просит родителей объединиться в группы и составить список причин нарушения поведения детьми.

Родители работают в группах в течение 5 минут, а затем происходит обсуждение получившихся результатов.

Психолог: Изменения, происходящие с детьми – это особенности подросткового возраста. Кто же такие подростки?

Подростковый возраст (12—15 лет) часто является наиболее трудным периодом в воспитании. В этом возрасте в организме ребёнка происходит значительная перестройка, связанная главным образом с началом деятельности половых желёз.

Под влиянием деятельности этих желёз и изменений в деятельности других желёз внутренней секреции происходит интенсивный рост костной и мышечной систем; рост внутренних органов несколько отстаёт.

Неравномерность в развитии скелетной мускулатуры и внутренних органов проявляется в небольших нарушениях кровообращения. Поэтому подростки иногда испытывают головокружения, у некоторых наблюдается похолодание и даже небольшая синюшность конечностей, что через известное время проходит.

В этом возрасте появляются и вторичные половые признаки - у девочек раньше, у мальчиков позже.

Вот почему так важно, чтобы мать заранее подготовила дочь к соблюдению некоторых гигиенических правил, а отец предупредил сына о том, что происходит при наступлении половой зрелости.

Отец должен умело, незаметно переключить внимание сына от половых переживаний в сферу занятий в спортивных секциях, в научных, технических и художественных кружках.

В этом возрасте наиболее существенные перемены происходят в нервной системе ребёнка. Вследствие большой перестройки организма мозг находится в состоянии повышенной возбудимости, а временами приходит в состояние пониженной активности.

Внешне это может проявляться в повышенной раздражительности, в резкой смене настроения, «беспричинных» слезах или нарочитой грубости, в неожиданных срывах поведения, немотивированных поступках и некоторой манерности.

Известное перенапряжение в деятельности нервной системы может привести к такому её состоянию, при котором любое обращение к подростку, направленное на его благо, встречает с его стороны отрицательное отношение (негативизм).

Учитывая эти возрастные особенности подростков, родители должны проявить в обращении максимум педагогического такта, действовать не столько приказом, сколько убеждением, разумным требованием.

Родители должны сохранять спокойствие во всех случаях, когда в поведении подростка наблюдаются срывы или проявляется грубость.

Одновременно подростковый возраст – это период больших мечтаний и творческого подъёма. Подросток чувствует в себе такой прилив сил и энергии, которых, как ему кажется, хватит на осуществление всех его замыслов.

Этот большой физический и умственный подъём личности крайне благоприятен для того, чтобы направить подростка на общественно полезные дела, развить и углубить его творческую деятельность.

Нередко подросток, сталкиваясь с трудностями, преувеличивает их, быстро теряет веру в свои силы. Именно в эти моменты ему особенно необходима поддержка взрослых.

Семья должна помочь подростку в налаживании режима дня. Важно привлечь к организации режима самого подростка, пробудить в нём личную потребность в разумной организации своей жизни.

Именно в подростковом возрасте у   детей начинаются или усиливаются межличностные конфликты, в том числе и в семье.

Как наблюдательные родители, вы конечно же, обратили внимание на то, что наши дети    В подростковом возрасте дети чаще всего уходят из дома, пробуют психоактивные вещества, появляется дурная компания. Почему?

Причины отклонения в поведении детей.

( наглядно вывешивается поочередно на доске)

1.Борьба за внимание.

Если ребенок не получает внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: он не слушается.

  1. Борьба за самоутверждение.

Это борьба против чрезмерной родительской власти и опеки.

  1. Желание отомстить.

Дети бывают часто обижены на родителей, например, если мать разошлась с отцом, или ребенка отлучили от семьи (бабушка опекун ), или родители уделяют больше внимания младшему в семье. В глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности все те же протесты, непослушание.

  1. Потеря веры в собственный успех.

Ребенок переживает неблагополучие в какой-то одной области, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у мальчика не сложились отношения в классе, а следствием стала запущенная учеба. Это происходит из-за низкой самооценки ребенка. Накопив горький опыт, ребенок теряет уверенность в себе и приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получиться». Это – в душе , а поведением он показывает: «Мне все равно…», «Пусть буду плохим…»

Всякое отклонение в поведении - это крик о помощи!

 

Практическая работа в группах: Решение проблемных ситуаций. К сожалению, очень часто родители, используя силу своей власти, сами вызывают более или менее активный протест детей, не объясняя необходимость или пользу предъявляемых требований. Не жалейте времени и раз, и другой, и третий объяснить, почему надо сделать то или другое. Не унижайте самолюбие ребёнка, не запугивайте ограничениями. Страх никогда не был позитивным фактором совершенствования. Иными словами, будьте просто РЯДОМ, а не над ними. В этом выражении   заложен глубокий смысл.

  А хотите проверить себя? Как поступите вы в таких ситуациях? Давайте попробуем..

 

Ситуация 1.  Ваша  дочь, не посоветовавшись с вами, подстригла волосы, подражая кому – то из своих подруг. Ваши действия?

 

Ситуация 2.  После беседы с классным  руководителем вы неожиданно узнаёте о том, что ваш сын уже неделю пропускает школьные занятия,                           а вам рассказывает о карантине в связи с вирусным заболеванием.                                                    Ваши действия?

 

Ситуация  3     Сын никогда не доводит до конца  начатое дело или увлечение: то собирает вырезки о своих кумирах спорта, то неожиданно                           стал ходить в секцию скалолазания, то увлекся коллекционированием значков. Ваши действия?

 

Ситуация  4.   Дочери стало интереснее общаться со сверстниками, часами «сидит» на телефоне, обсуждая классные проблемы, либо             уединяется в своей комнате, слушает музыку. Ваши действия?

Непослушных детей, а тем более «отбившихся от рук», принято обвинять. На самом деле в число «трудных» обычно попадают дети не «худшие», а чувствительные и ранимые. Они «сходят с рельсов» под влиянием жизненных трудностей, реагируя на них сильнее, чем более устойчивые дети. «Трудный» ребенок нуждается в помощи, а не в критике или наказаниях. Причины стойкого непослушания ребенка следует искать в глубине его психики.

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждого родителя в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик.

В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли?

Родители получают напечатанный свод законов, с помощью которых можно преодолеть трудности в поведении ребенка.

Закон 1. Не нужно предъявлять ребенку категорические требования и налагать неожиданные запреты. Этому нужно учить терпеливо и постепенно.

Закон 2. Запреты и требования должны быть гибкими, их не должно быть много.

Закон 3. Требования и запреты не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

Закон 4. Запреты и требования, предъявляемые родителями, должны быть едиными.

Закон 5. Запреты и требования должны ребенку разъясняться.

Обсуждение ситуаций в группах (родителям раздаются листки с описанием ситуаций.).

Перед заданием рассказываю о «Я-сообщении», как бесконфликтном решении конфликтной ситуации.

Уменьшают остроту конфликта следующие

методики и техники

  1. Обесценивание проблемы («неужели наша дружба этого стоит?»),
  2. Снижение эмоционального накала (дыхание, счет до 10 и т. д.),
  3. Перенос разговора («Прости, я сейчас не готова разгова ривать»),
  4. Техника «Я- высказывания»,
  5. Умение слушать и слышать другого человека.

 

Схема «Я-высказывания»:

  • Конкретное описание того, что вызвало чувство («Когда ты вчера опоздал…),
  • Называние чувства в тот момент («...я почувствовала беспокойство...»),
  • Называние причин («...наверное, это произошло потому, что...»).

 

Инструкция: «Прочтите описание каждой ситуации, определите, в чем ошибка родителей; скажите вариант более действенного высказывания».

  1. Ребенок обычно возвращается из школы раньше родителей. Поэтому родители говорят ему: «Как только ты приходишь домой, сразу же делай уборку в своей комнате!»

(Ответ: «Убери в своей комнате до моего возвращения». Не следует требовать выполнения сразу же.)

  1. Родители говорят своему ребенку: «Забудь о прогулках. Мы разрешим, когда ты будешь нас слушаться»

(Ответ: «Мы переживаем за тебя, поэтому приходи домой вовремя»)

  1. Родители говорят своему ребенку: «Не проси денег, ты все равно потратишь их впустую!»

(Ответ: « Разумно трать деньги, которые дают тебе на карманные расходы. Других денег не будет»)

  1. Родители своему ребенку: «Ты опять разбил кружку! Вечно у тебя все из рук валится!»

Ответ: «Я знаю, что ты не хотел этого. Но надо быть внимательным. Убери все за собой и садись обедать.»)

После обсуждения ситуаций и обмена мнениями психолог делает выводы: любую информацию можно преподнести в позитивном ключе;

  1. дети, слушая , что им говорят, получают информацию о том, как надо вести себя.
  2. высказывания, способствующие повышению самооценки ребенка, такжеформируют у него и чувство ответственности.

Психолог: Известно, что готовых рецептов воспитания не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему.  Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне.: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?» 

  Эта притча как нельзя лучше подтверждает наш сегодняшний разговор о детях. Зачастую проблемы в поведении детей, их трудности – в нас самих.: в нашем диктате и попустительстве, в нашей лжи и двурушничестве, в нашем эгоизме и себялюбии. Необходимо посмотреть на проблему глазами ребенка и тогда военные действия, которые вы ведете с ребенком, перестанут быть  необходимыми, а в душе воцарится мир и душевный покой. Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребенку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе и мы все преодолеем».

 

ПАМЯТКА

  • Забудьте всё плохое, что было в отношениях, оставьте в памяти только хорошее.
  • Вы - самые близкие люди своим детям. Помните: подросткам важно не столько то, как вы решаете их проблемы, сколько в каком тоне вы объявляете им своё решение.
  • Постарайтесь быть в курсе дел своего ребёнка, общайтесь с его друзьями.
  • Анализируйте всё, что происходит, чаще всего выясняется, что есть доля вины и своя, и других, и обстоятельств.
  • Окружите детей чуткостью и заботой, но без назойливости, оскорбительной подозрительности.

Вывод.

Чтение стихотворения «Родителям…»

(решение взаимоотношений детей и родителей через призму взаимоотношений в семье).

-Чем проповедь выслушивать, Мне лучше бы взглянуть. И лучше проводить меня, Чем указать мне путь. Глаза умнее слуха, Поймут все без труда. Слова порой запутаны, Пример же- никогда. Тот лучший проповедник- Кто веру в жизнь провел. Добро увидеть в действии- Вот лучшая из школ. И если все мне показать- Я выучу урок. Понятней мне движенье рук, Чем быстрых слов поток. Должно быть, можно верить И мыслям, и словам, Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам. Вдруг я неправильно пойму Твой правильный совет. Зато пойму, как ты живешь, По правде или нет.

Памятки-рекомендации (раздаются всем родителям)

  1. Выстраивайте позитивные отношения между Вами и ребенком. Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне. Сдерживайте свой критицизм и создавайте позитивизм в общении. Тон должен демонстрировать только уважение к ребенку, как к личности.
  2. Будьте одновременно тверды и добры. Взрослый должен быть дружелюбным и не выступать в роли судьи.
  3. Контроль над подростком требует особого внимания взрослых. Ответный гнев редко приводит к успеху.
  4. Поддерживайте подростка. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда он не достигает успеха.
  5. Имейте мужество. Изменение поведения требует практики и терпения.
  6. Демонстрируйте взаимное уважение. Взрослый должен демонстрировать доверие к подростку, уверенность в нем и уважение к нему как к личности.
  7. Успехов Вам!

 

Список литературы:

  1. Дереклеева Н.И. Родительские собрания в 1-11 кл. – М., 2001.
  2. Кривцова Е.В., Мухаматулина Е.А. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. – М., 2004.
  3. Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. –Ярославль, 2002.
  4. Практическая психология образования. Под ред. Дубровиной И.В. – М., 2000.
  5. Настольная книга классного руководителя 5,6,7,8 классов / Авт. –сост. Лунина Е.И., Шепурёва Н.С. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.
  6. Обществоведение. Учебник для 6 классов /Под ред. Боголюбова. М., 2007

Психологический практикум

"На стороне подростка"

Цель: осознание психотравмирующего влияния физического и эмоционального насилия на формирование личности ребенка; понимание логических последствий предоставления выбора для установления границ дозволенного поведения.

Ход тренинга.

Вступительное слово психолога. Добрый день уважаемые родители, сегодня нашу встречу я хотела бы начать с притчи.

Притча «О воспитании»

Молодая женщина пришла к мудрецу за советом.

- Мудрец, моему ребенку исполнился месяц. Как мне следует воспитывать свое дитя: в строгости или же в ласке?

Мудрец взял женщину и подвел к виноградной лозе:

- Посмотри на эту лозу. Если ты не будешь ее обрезать, если, жалея лозу, ты не будешь отрывать у нее лишние побеги, то лоза одичает. Потеряв контроль над ростом лозы, ты не дождешься сладких вкусных ягод. Но если ты укроешь лозу от солнца и его ласки, если не будешь заботливо поливать корни лозы, то она зачахнет, и ты не получишь сладких вкусных ягод… Лишь при разумном сочетании того и другого удается вырастить изумительные плоды и вкусить их сладость!

Как Вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на тренинге?

– Ответы родителей.

Да, сегодня мы поговорим о воспитании детей, о стилях семейного воспитания и как оно влияет на детей.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок рос счастливым и успешным. И каждый родитель знает, понятие счастья у каждого свое, да и успешности тоже.

Вопрос к родителям. За что Вы любите своего ребёнка?

- Ответы родителей.

Хорошие оценки? Много друзей? Послушание? Понимание? Уважение? Или любовь?

Иногда в понимание «любовь» вкладываются перечисленные характеристики и многое другое. Это наши бессознательные проекции.

Когда ребенок маленький его любят настоящей материнской любовью – «несмотря ни на что».

Это – «телесная любовь» первый уровень любви.

Другой вид любви – это любовь к внутреннему «Я» ребенка, его индивидуальности. Мы принимаем его таким – какой он есть. Мы уважаем в нем личность, мы желаем ребенку добра. Это принцип называется «Безусловное принятие ребёнка».

Упражнение 1. «Я — хороший родитель». Каждому участнику предлагается в течение одной минуты рассказать о своих сильных «родительских» сторонах.

Упражнение «Я должен, я могу, я хочу».

  1. Психолог предлагает родителю написать 10–15 предложений, которые каждый раз начинаются со слов «Я должен…», и дальше указать, что именно должен сделать.
  2. Ведущий предлагает написать эти же предложения, но заменить слово «должен» на «хочу», затем прочитать их партнеру с ударением на слове «хочу» и сообщить о своих чувствах. Если при проговаривании каких‑либо предложений возникло сопротивление, несогласие, то под чертой списка предложений отмечаются их номера.
  3. Ведущий предлагает переписать предложения, заменив «хочу» на слово «могу». Партнеры читают их друг другу, делая ударение на слове «могу»; желающие рассказывают группе о своих чувствах; номера предложений, вызвавших сопротивление, отмечаются под чертой.

Вопросы:

  1. Как менялись ваши ощущения при переходе от «Я должен…» к «Я хочу…» и «Я могу…»?

– Ответы родителей.

  1. Как влияют эти фразы, когда мы воспитываем детей?

– Ответы родителей.

Психолог. Воспитание, какое оно должно быть?

Упражнение «Стили семейного воспитания».

Проходим тест «Стили семейного воспитания».

По результатам обсуждаем.

Информационное сообщение «Стили воспитания».

В каждой семье свой своеобразный стиль общения. Собственно, умение взаимодействовать с детьми - очень важная вещь. Вы можете спросить себя, как найти время для общения, ведь сегодня динамика жизни слишком быстрая. Все происходит в спешке. Вспомните, как начинается утро в вашем доме. Утром вы даете детям наставления, напоминая, как они должны вести себя в течение дня.

В следующий раз встречаемся с детьми уже вечером. Общий ужин, разговор создают семейный комфорт. Именно такие минуты могут сплотить и укрепить семью. Однако, опять общение ограничивается краткими фразами. Разве можно пообщаться, когда включен телевизор, и какая-то женщина уже третий раз рекламирует преимущества стирального порошка?

Исследователи утверждают, что родители разговаривают с детьми примерно 15-20 минут в день. Из них 10-12 приходится на раздачу указаний. Ученые определили, что в целом существует три модели общения: демократическая, авторитарная, либеральная. Родители, склонные к авторитарному стилю, имеют тенденцию к карательно-насильственной дисциплине; чрезмерно контролируют все поступки ребенка, требуют от него покорности, нетерпеливы к детским недостаткам. Вследствие этого у ребенка развивается неуверенность в себе, страх, мстительность, агрессивность по отношению к слабым, заниженная самооценка. Авторитарный стиль воспитания в семье вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей нежелательности в семье.

Родители, которые выбирают либеральный стиль воспитания, почти не контролируют поведение ребенка. Проявлениями либерального стиля могут быть вседозволенность, выполнение всех желаний ребенка, неоправданная идеализация его родителями. Такой стиль воспитания может сформировать у ребенка чрезмерное самолюбие, задержку эмоционального развития, отчаяние, недоверие ко взрослым, озлобленность, разочарование. Могут проявляться также инфантильность, эгоизм, упрямство, капризность, завышенная самооценка.

Родители – сторонники демократического стиля воспитания - уважают личность ребенка, принимают его таким, каков он есть; дают понять ребенку, что его дела важны для них; доверяют, поощряют самостоятельность, осуждают не самого ребенка, а его поступок, прислушиваются к мнениям ребенка, проводят вместе с ним свободное время, помогают развивать его способности. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, наследуют адекватные мужские и женские черты поведения, растут уверенными в себе, хорошо социально адаптированными.

Психолог. Мы выяснили с вами стили вашего воспитания, но даже если у вас демократический стиль преобладает, все равно могут случаться сложности в воспитании. Как же строить взаимоотношения с ребёнком, как с ним разговаривать?

Психолог. Как же правильно разговаривать с ребёнком?

Н. С. Помогаева психолог, психотерапевт в статье «Как правильно разговаривать с ребенком, чтобы он тебя услышал» выделяет два типа просьб:

-  Просьбы, основанные на любви  

-  Просьбы, основанные на страхе.

Если мы просим ребенка о чем-то, мы можем помочь ему почувствовать любовь или почувствовать страх. Результат один, а вот разница огромная.

Когда родители действуют неэффективно, говоря детям то, что с большей вероятностью это

1) заставляет ребенка сопротивляться родителям и отказываться от изменения поведения;

2) заставляет ребенка думать, что родитель считает его не слишком хорошим;

3) заставляет ребенка думать, что родитель не считается с его чувствами;

4) вызывает у ребенка чувство вины;

5) снижает степень самоуважения для ребенка;

6) заставляет ребенка защищаться;

7) провоцирует ребенка на атаку против родителя.

 Примеры отрицательных типов сообщений ребенку (просьб)

  1. Предупреждение, угроза, предостережение:

 «Если не будешь спать...»

«Если не поешь…»

«Если не сядешь на горшок…»

«Если не будешь делать уроки…»

«Если ты не сделаешь... - то пожалеешь»

«Я рассержусь на тебя, если ты не...»

Подобные угрозы только травмируют психику, усугубляют естественный страх перед мраком и одиночеством. Вызывают протест и отчуждение.

Следствие: у ребенка появляются страхи или протест.

  1. Приказание, команда:

«Не реви!»

«Пойди найди кого-нибудь, чтобы поиграть» и т.п.

«Сейчас же убери игрушки»

«Не возражай мне!»

«Я сказала - спать! Ну, все, гашу свет!»

  1. Уговаривание, призыв, мольба, морализирование:

«Никогда не прерывай человека, когда он читает»

«Не задавай вопросов»

«Пожалуйста, поиграй в другом месте»

«Всегда убирай за собой»

«Не злись»

  1. Советы, предложения, решения:

 "Почему бы тебе не пойти поиграть на улицу?"

"Разве ты не можешь положить вещи на место после того, как брал их?"

Все выше приводимые типы сообщений "посылают решение", они передают ребенку решение родителя - и именно то, что мы считаем, он должен сделать. Мы не включаем его в решение.

Первый тип сообщений приказывает ребенку принять решение родителя;

второй - угрожает;

3-й – уговаривает,

4-й - советует.

Какое же общение более эффективное?      Об эффективных способах общения.

Психолог. Как мы выяснили «Ты-сообщения» являются плохими кодами для сообщения о том, что родитель чувствует, т.к. они чаще всего декодируются ребенком в терминах того, что ему следует делать (посылка решения) или какой он плохой (через порицание и оценку).

 Альтернатива - «Я-сообщения» они являются более эффективными и здоровыми для взаимоотношений родителя и ребенка. Они в меньшей степени провоцируют сопротивление. Честно сообщить ребенку об эффекте, который производит его поведение на нас, означает в гораздо меньшей степени травмировать его, чем утверждать, что он в чем-то плох, поскольку так себя ведет.

 Данное понятие было предложено американским психологом Томасом Гордоном в 1960-х годах в контексте его психотерапевтической работы с детьми и подробно раскрыто в его книге «Тренинг эффективного родителя» «Я-сообщения» бесконечно более эффективны, поскольку они налагают ответственность на ребенка за изменения его поведения.

 Следовательно, «Я-сообщения» помогают ребенку расти, учиться брать ответственность на себя за свое поведение. «Я-сообщения» говорят ребенку, что мы доверяем ему в конструктивном разрешении ситуации, доверяем ему в том, что он уважает наши нужды; это дает ему шанс вести себя конструктивно.

 Как построить фразу, чтобы она стала Я-сообщением?

Фраза может состоять из четырех основных частей (последовательность частей и их число не жесткие!!!):

  1. Начинать фразу надо описанием того факта, который не устраивает вас в поведении другого человека. «Когда это происходит…..!», «Когда я сталкиваюсь с тем, что…». Когда меня не слышат, обзывают и т.д.
  2. Далее следует описать свои ощущения в связи с таким поведением. Например, «я расстраиваюсь», «я волнуюсь», «я огорчаюсь», «я переживаю»,» я не знаю, как реагировать».
  3. Потом нужно объяснить, какое воздействие — это поведение оказывает на вас или на окружающих. В примере с опозданием продолжение может быть таким: «потому что мне приходится стоять у подъезда и мерзнуть», «потому что я не знаю причину твоего опоздания», «потому что у меня остается мало времени на общение с тобой» и т.д.

4 . В завершающей части фразы надо сообщить о вашем желании, то есть о том, какое поведение вы бы хотели видеть вместо того, которое вызвало у вас недовольство. Продолжу пример с опозданием: «Мне бы очень хотелось, чтобы ты звонила мне, если не можешь прийти вовремя». Использую слова- «мне хотелось бы, чтобы…!», « я предпочел…», « я была бы рада…».

Примеры «Я-высказываний»:

Когда я вижу разбросанные игрушки (вещи),

Я чувствую… (раздражение…)

Я хотел(а) бы… (чтобы игрушки собрали).

 

Когда я слышу, как мои дети ссорятся

Я чувствую огорчение (грусть)…

Я верю, что вы можете общаться (играть) дружно.

Вчера мне понравилось, как вы договаривались о правилах игры.

 Упражнение Пишем «Я-высказывания»

Ты-сообщение

Я-сообщение

Прекрати драться!

 

Выключи телефон, сколько можно говорить!

 

Вымой руки!

 

Прекрати мня обзывать!

 

Тебе стоит уважать других!

 

Убери за собой со стола!

 

Не снимай шапку!

 

Не злись!

 

Не кричи!

 

Психолог. Легко ли было выполнять данное упражнение? В чём испытывали трудности?

Психолог. Бывает, что как бы мы не пытались воспитывать правильно ребёнка, проблемы дисциплины появляются вновь и вновь.

Упражнение «Что можно разрешать ребенку?»

Составьте список. Играть, бегать, съезжать с горки, рисовать, лепить, складывать вещи, убирать игрушки, накрывать на стол, и т.д. Активный ребёнок – здоровый ребёнок! С ним всё в порядке.

Что разрешать нельзя? Составьте список.

Бить детей и взрослых, ломать игрушки, разбрасывать вещи, рвать книги, прыгать в окно, брать без спроса и т.д.

Какие правила должны соблюдать мы, взрослые, чтобы ребенок не делал того, что мы запрещаем?

Упражнение «Правила для ребенка»

Цель: установление ограничений для детей.

Психолог. Как мы уже говорили, часто общение с ребенком ограничивается указаниями и запретами. Конечно, есть много ситуаций, когда родители вынуждены устанавливать определенные ограничения для своих детей. Особенно, если дети маленькие, и их действия могут повредить здоровью и жизни. Давайте попробуем изменить ограничения и запреты на правила поведения.

Ваша задача будет: написать правила для ребенка, не употребляя слова «НЕ». Например:

  1. Нельзя переходить улицу на красный свет / Нужно переходить улицу только тогда, когда светит зеленый огонек светофора.
  2. Не спеши во время еды.
  3. Не кричи так громко.
  4. Не рисуй на стене.
  5. Не бегай.
  6. Не злись.
  7. Не бей одноклассников.
  8. Не огрызайся с учителем.
  9. Не обзывайся.
  10. Не отвлекайся на уроке.

Обсуждение:

- Сложно было выполнить задание?

- Есть такие правила, которые назвали участники различных команд?

Психолог. Правила должны быть в каждой семье. Чтобы сохранить мир в семье и не провоцировать конфликты с детьми, необходимо придерживаться определенных правил.

Установление границ дозволенного поведения

Предоставление свободы выбора и выяснение логических последствий этого выбора — не единственные методы установления необходимой дисциплины. Мы предлагаем родителям познакомиться со «ступенчатой системой установления запрета» по методу Х. Джайнотта:

  1. Признать, что некое желание вполне может возникнуть у ребенка («Я понимаю, что тебе хочется...»).
  2. Четко определить запрет на какое-либо действие («Но я не могу позволить тебе это делать сейчас, так как...»).
  3. Указать, каким образом ребенок может осуществить свое желание.
  4. Помочь ребенку выразить свое законное недовольство («Конечно, тебе это не нравится...»).

Рекомендации для родителей

  1. Прежде всего, необходимо показать ребенку, что родители принимают его чувства и понимают важность желаний: «Я понимаю твое желание ..,».
  2. Потом родители устанавливают ограничения, объясняя причину: «Но этого делать нельзя, потому что ...».
  3. Наконец родители предлагают ребенку альтернативу, которая не вызывает нежелательных последствий и одновременно позволяет ребенку реализовать свою активность, удовлетворить определенные желания. Важно, чтобы альтернатива заинтересовала ребенка и была определенным заменителем неадекватных действий.
  4. Если и после этого ребенок пытается прибегать к действиям, которые могут повредить ему самому или другим, то взрослый должен предупредить его о наказании за несоблюдение правил.

Как составить внутрисемейную систему правил?

Вот последовательность шагов, которую важно использовать, если вы решили, что слов недостаточно, и вашему ребенку все же нужны «рамки». Эти шаги минимизируют возможные негативные последствия наказания, а также позволяет свести на нет игнорирование установленных вами правил.

  1. Список

Составьте сначала для себя список тех правил, которые хотели бы, чтобы ваш ребенок соблюдал. Возможно, в дальнейшем вы захотите их дополнить или внести правки, но сейчас обозначьте основные.

  1. Уточнение

Уточните свои требования. Ребенку важна конкретика. Например:

Неправильно: «Не гулять поздно».

Правильно: Приходить домой не позднее 22.00.

Неправильно: «Всегда быть на связи».

Правильно: «Отзваниваться каждые три часа. Перезванивать после пропущенных вызовов не позднее чем через 20 минут».

Ваши правила должны быть максимально четко сформулированы, ведь за несоблюдения предполагаются санкции.

Неправильно: «Не прогуливать школу».

Правильно: «Не пропускать школу без уважительной причины. Уважительная причина согласовывается».

Определитесь, что будет считаться прогулом. Например, ушел из школы, потому что отменили последний урок, — считать это прогулом? Договоритесь, как поступать в спорных ситуациях и за кем последнее слово. «Не пошла на физ-ру, потому что болела коленка». Нужно ли было позвонить вам и получить согласие на этот пропуск? А может быть, вы лояльный родитель и разрешите своему подросшему ребенку пропускать пять уроков в месяц без объяснения причин. Суть одна — как можно четче обозначьте свое требование.

  1. Обсуждение

Обсудите с ребенком каждое из ваших требований, объясните, постарайтесь найти слова, почему это так важно для вас. Расскажите искренне, что вас волнует. Почему вы хотите, чтобы было так, а не иначе. С какими еще причинами это связано. Например, быть дома после 22.00 — это еще и требование закона для детей до 16 лет.

Важно, чтобы ребенок понял, что это не ваша «прихоть». Хотя и на «прихоти» вы имеете право. Так же, как и он. Он хочет коку и пиццу по субботам (хоть и знает, что это вредно), а вы хотите порядок в его комнате, грязные вещи в баке для грязного белья, потому что чувствуете себя плохо, когда вокруг бардак, а тратить полсубботы на уборку не хотите.

Выслушайте мнение ребенка и обязательно внесите коррективы в предложенные вами правила. Пусть немного, пусть в мелочах. Но подростку важно, что его мнение учитывается. Мотивации выполнять установленные правила будет значительно больше.

  1. Санкции

Назначьте санкции или наказания за нарушения правил. Этот пункт важно составлять вместе с ребенком. Лучше, если санкции будут дифференцированными (вторичное нарушение карается строже). Чаще используйте прием «Представь себя на моем месте»: «Что бы делал ты, если бы ты был родителем? Как ты бы вел себя в такой ситуации? Какое наказание применил?».

Не отходите от договоренностей. Для психики ребенка, в том числе большого, очень вредно, когда за один и тот же поступок его то наказывают, то нет.

  1. Согласие

Перечитайте свой свод правил вместе и добейтесь согласия ребенка по каждому пункту. Если удобней, ставьте плюсики в конце каждого пункта (в идеале три — оба родителя и ребенок). Это самый сложный и самый важный момент.

  1. Правила для родителей

Для многих родителей этот шаг немыслим. И еще часть родителей считает это «заигрыванием с ребенком». Но подростки заслуживают того, чтобы мы считались с их мнением, а не отвечали в духе «это мое дело», «не тебе мне указывать», «создашь свою семью, там и будешь командовать». Так что шаг необязательный. Но строптивому подростку такой подход кажется более честным.

Рефлексия.

Сегодня на занятии…

Было ….

Я поняла, что…

 

ФОТООТЧЕТ

Круглый стол «Формирование конструктивных взаимоотношений

"Родитель-ребёнок"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психологический практикум "На стороне подростка" (оптимизация взаимоотношений в период взросления)

Круглый стол

 " Семья – это когда все вместе"

Цель: координация усилий педагогов по оказанию помощи родителям в  поиске путей взаимопонимания между членами семьи

Задачи: обсудить, какие формы общения родителей с детьми самые удачные;                          разработать памятку для родителей «10 заповедей для родителей»

Ход круглого стола

  1. Организационный момент. Сообщение темы, постановка цели.

Ведущий: Добрый день! Сегодня мы поговорим о том, как мы педагоги,  можем  помочь нашим родителям налаживать отношения со своими детьми  Конечно нет односложных вариантов, и не каждый совет поможет, но поискать пути решения некоторых проблем можно .

  1. Основная часть.

Ведущий: Наши дети подобны нежным цветам в огромном саду. Им нужен утренний ветерок и весеннее солнце, а не изнуряющий зной и сильная буря. Нельзя оскорблять и обижать своих детей, нельзя использовать силу, унижать в присутствии друзей, преувеличивать их ошибки. Обращайтесь с детьми с величайшей добротой и любовью, и тогда их уважение к вам будет идти из глубины сердца, и они исполнят свой долг перед вами. Но как этого добиться? Об этом мы поведем наш разговор сегодня.

Ведущий: Задача школы и родителей – дать каждому ребенку счастье. Понятие счастье многогранно. Оно и в том, чтобы человек раскрыл свои способности, полюбил труд и стал в нем творцом, и в том, чтобы любить другого человека, быть любимым, растить детей настоящими людьми. Только вместе с родителями, общими усилиями, можно дать детям большое человеческое счастье.

Семья – это великий дар. Когда-то Лев Николаевич Толстой сказал: “Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”

И начать я хочу с притчи, которая называется: «Ведь это всего один час…»

После нелегкого рабочего дня вернулся один человек домой. Время было позднее, он измучился и устал, но обрадовался, увидев, что пятилетний сынишка ждет его на пороге дома.

– Пап, – поприветствовав отца, тихо проговорил малыш, – можешь ответить? Я ждал, чтобы спросить…

– Конечно, спрашивай! – воскликнул отец.

– Сколько денег ты получаешь?

– Да разве это твое дело?! Незачем тебе об этом знать!

Ребенок поднял на него грустные глаза.

– Я очень-очень прошу тебя, скажи, сколько ты зарабатываешь за один час?

– Ну, допустим, пятьсот. И что дальше? Тебе-то какая разница?

– Пожалуйста, папа, – очень серьезно промолвил ребенок, – займи мне триста рублей.

Отец вышел из себя и закричал на сына:

– Ты ведешь себя отвратительно! Я так устал, но вынужден стоять здесь и слушать твою пустую болтовню! Думаешь только об игрушках, дожидался меня лишь для того, чтобы выпросить денег на всякие глупости!

Опустив голову, мальчик скрылся за дверью детской. А отец, рассерженный и огорченный, так и стоял, прислонившись к стене. «Вот бессовестный, – думал он, – как же мой сын эгоистичен. Однако… Может, и я был не во всем прав?.. Я напрасно на него накричал, ведь обычно дитя никогда не просит у нас с матерью денег. Значит, ребенок обратился ко мне неспроста». Он тихонько зашел в комнату сына и сел возле детской кровати.

– Ты ещё не заснул, мой хороший? – шепнул он.

– Нет, я лежу и думаю…

– Не сердись на меня, сынок, я сегодня ужасно устал, поэтому и нагрубил тебе. Вот, возьми деньги и, пожалуйста, прости меня.

Малыш обнял отца за шею, его глазенки радостно засветились.

– Пап, спасибо, большое-большое спасибо!

Мальчик вытащил из кармана пижамы несколько скомканных банкнот и добавил к ним только что полученные купюры. Отец снова начал ворчать:

– У тебя, как оказалось, предостаточно денег, а ты жадничаешь и выпрашиваешь еще.

– Нет, папочка, мне как раз этих трехсот не хватало. Вот теперь я собрал ровно столько, чтобы купить один, всего лишь один час твоего, папка, времени. Можно? Я очень прошу, приди завтра чуть раньше, чтобы мы сели ужинать все вместе: ты, мама и я…

Как появилось слово семья? Кто-нибудь из присутствующих знает?

(Варианты ответов)

Ведущий:

Как появилась слово “семья”? Когда-то о нем не слышала земля. Но Еве сказал перед свадьбой Адам; Сейчас я тебе семь вопросов задам: Кто деток родит мне, богиня моя? И Ева тихонько ответила: “Я”. Кто платье сошьет, постирает белье. Меня приласкает, украсит жилье? Ответь на вопрос подруга моя? – “Я, я, я” – Ева молвила – “Я”. Сказала она знаменитых семь “Я”. И так на земле появилась семья!

Ведущий: Просим Вас ответить на вопрос “Из чего складывается семейное счастье?” (Ответы)

Вывод: – Да, семья – это тот надежный уголок, куда каждый человек должен возвращаться с радостью. Семья начинается с любви и дружбы, с взаимопонимания.

Ведущий: А что касается вопросов ласки и объятий?

Так, например, “Известный семейный терапевт Виржиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день! И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому.

Сейчас обращаюсь к вам  не как педагогам, а как  родителям. Скажите,   какими  ласковыми словами Вы обычно называете ребенка дома?

ответы

Проведение тренинга: “Работа с деформированными выражениями”.

а)  На карточках, разделенных на две части предложения-выражения. Ваша задача правильно соединить начало и конец предложения и прочитать их.

  1. Если ребенок ощущает поощрение, он познает свою стоимость.
  2. Если ребенок живёт среди похвал, он познает стоимость других.
  3. Если ребенок находит признание, он будет удовлетворен собой.
  4. Если ребенок живёт в доверии и приязни, он найдет в жизни любовь.

б) Расскажите о своем отношении к выражениям, подтвердите примерами из жизни.

Ведущий:   Что нужно делать родителям, чтобы сохранить любовь и уважение своих детей? (дискуссия)

Ведущий: Благодарим Вас за Ваши высказывания.

Ведущий: Сейчас я вам предлагаю  обсудить заповеди для родителей Я. Корчака.

(Обсуждение).

Ведущий: Предлагаю оформить  памятки для размещения на стенде «Для Вас, родители», на школьном сайте. Предложить классным руководителям их для проведения родительских собраний. 

III. Заключительная часть.

Ведущий: Самое главное для любого ребенка – любовь родителей, их забота и внимание. Поэтому любите своих детей, уделяйте им как можно больше времени, внимания. Они обязательно это заметят и будут относиться к родителям с взаимной любовью, заботой и вниманием. И никого в мире лучше родителей  для них не будет.

  1. Подведение итогов:

Ведущий: Вот и подошло к концу наше заседание за круглым столом. Много разных мнений прозвучало здесь сегодня, много советов и рекомендаций дано! Я же подведу итог разговора одной-единственной фразой. “Душа ребенка подобна скрипке – как к ней прикоснешься, так она и зазвучит”. Прикасайтесь к душе вашего ребенка с любовью и, не сомневайтесь, его душа ответит тем же.

Мы в свою очередь хотим выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Нам было приятно с вами общаться. Очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспоминали, осталось с вами, чтобы ваш дом был радостным и уютным. Всего вам доброго!

 

 

10 заповедей для родителей.

 Януш Корчак

  1. Не ждите, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему, и это необратимый закон благодарности.
  3. Не вымещай на ребёнке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
  4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.
  5. Не унижай!
  6. Не забывай, что самые важные встречи человека – это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребёнке.
  7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь – но не делаешь. Помни, для ребёнка сделано недостаточно, если не сделано все.
  8. Ребёнок – это не тиран, который завладевает всей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти н «наш», «свой» ребёнок, но душа, данная на хранение.
  9. Умей любить чужого ребёнка. Никогда не чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
  10. Люби своего ребёнка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним – радуйся, потому что ребёнок – это праздник, который пока с тобой.

Диалог с родителями

«Особенности адаптации учащихся 1 класса в школе,

трудности и пути решения»

 

Цель: повышение уровня педагогической культуры родителей, совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им учебных навыков; достижение оптимального уровня взаимодействия школы и семьи через созданную систему сотрудничества и партнерства.

Ход собрания.

  1. Обсуждение с родителями первого школьного дня ребенка.

Родители делятся впечатлениями, которые оставил первый школьный день в душе ребенка, как его поздравляли дома, какие подарки он получил.

  1. Родительский практикум игра «Корзина чувств»

Учитель: «» У меня в руках корзинка, на дне которой находятся самые разные чувства негативные и позитивные,  которые может испытывать человек. После того, как Ваш ребенок переступил порог школы, в Вашем сердце поселились чувства и эмоции, которые заполнили  Ваши души. Опустите руку в корзину и возьмите «чувство», которое переполняет более всего, назовите его»

Родители называют чувства, которые их переполняют, которые они болезненно  переживают. Такое задание позволяет  выявить проблемы и трудности, возникающие в семьях, и обсудить их.

  1. Обсуждение вопроса «Психологические условия адаптации ребенка к школе»

Трудности обучения в начальных классах мешают овладению ребенком обязательной школьной программой. Именно в этот период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, который пополняется в дальнейшие годы. Отсутствие этого фундамента, не овладение начальными знаниями и умениями приводит к чрезмерным трудностям в овладении школьной программой.

К трудностям обучения относят стойкие трудности в овладении письмом, чтением и счетом. Дети с такими трудностями не успевают в школе по одному-двум предметам.

Одной из самых распространенных причин ранней неуспеваемости, является тот факт, что часть детей приходит в первый класс, не достигнув уровня школьной зрелости. Это могут быть шестилетние дети, которых родители не захотели больше «держать» в детском саду, или дети, достигшие календарных семи лет, но умственный возраст которых на момент поступления в первый класс слегка меньше.

Второй причиной трудностей в младших классах, тяготеющей к «биологической группе» является то, что в школу приходят соматически ослабленные дети. Их школьная зрелость несомненна, уровень интеллекта достаточно высок, календарный возраст соответствует обучению в первом классе, но... они часто болеют и пропускают занятия, быстро устают.

Сейчас одна из наиболее часто встречающихся проблем, которую отмечают практически все учителя: поведенческие проблемы (агрессивные, тревожные, гиперактивные дети). На уроках эти дети невнимательны, часто не слушают учителя, отвлекаются, разговаривают. На перемене происходит разрядка напряжения: они бегают, кричат, мешают другим ребятам. Все это постепенно приводит к их изоляции, все чаще в поведении проявляются вспышки гнева, злости по отношению к одноклассникам.

 Проблемы с письменными заданиями.  Пропуск букв в письменных работах. Одна из причин возникновения этой проблемы – низкий уровень развития фонематического слуха ребенка. Корни этой проблемы уходят ещев дошкольный период. Иногда родители не обращают особого внимания на чистое произношение слов в речи ребенка, не поправляют его. В результате ребенок не может правильно дифференцировать некоторые звуки. Со временем это проявляется в неправильном написании слов или пропусках букв. Так же у ребенка может быть слабая концентрация внимания. Он не способен долго сосредоточенно во время письменной работы.

 Неразвитость орфографической зоркости. Часто родители жалуются, что вроде бы ребенок и проверил своюработу, а после можно найти еще с десяток ошибок (в том числе и пропуск букв, о которых говорилось выше).Этому способствует несформированность приемов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу). Так же эта проблема может быть связана с низкимуровнем распределения внимания.

 Невнимательность и рассеянность. Иногда учителя жалуются, что некоторые ученики в классе простовитают в облаках. Это так же может быть связано и со снижением уровняконцентрации и устойчивости внимания, а также низким уровнемпроизвольности (не хватает силы воли заниматься неслишком интересующим его предметом).

Трудности при решении математических задач. Ребенок может иметь трудности в определении числа, которое следует за названным и перед названным числом. Имеет проблемы с пониманием того, что число может быть использовано для описания количества входящих в него объектов, например, не знает, что 5 может быть использовано для группы из 5 пальцев, 5 бананов и 5 кошек. Имеет трудности с распознаванием и записи чисел до 20. Пропускает числа при подсчете, не может считать десятками

 Испытывает затруднения при пересказе текста илиустных ответах.Эта проблема чаще всего встречается у детей, у которых несформировано умение планировать свои действия или низкий уровень логическогозапоминания и мышления.

 Выполнение домашней и классной работы отличаются по качеству. Дело, скорее всего в том, что дома ребенок выполняет упражнения в своем темпе, а в классе всем дают одинаковое время на выполнение задания.

 Постоянно просит учителей повторить задание.Такая проблема часто возникает при нарушении внимания или из-за рассеянности ребенка. Или же у ребенка снижен уровень кратковременной памяти.

 Не слышит учителя.  Если ребенок плохо слышит не только на уроке, но и в повседневной жизни, не понимает обращенную речь, когда не видит лица говорящего – можно предположить, что у него имеет место снижение физического слуха. Он может иметь трудности включения в учебный процесс: не понимать и не принимать учебную ситуацию в силу психологической незрелости, несформированности учебной мотивации. Допустим, ребенок пришел в школу играть и общаться, а не учиться. Кроме того, многие дети не умеют себя вести в классе, их нужно этому учить.

 Испытывает страх перед опросом учителя и любой проверкой знаний. Основная причина – повышенная тревожность ребенка. Тревожный ребенок имеет низкую самооценку и не уверен в себе. Поэтому любое предъявление себя для него – это стрессовая ситуация.

 Говорит кратко, очень тихо. Скорее всего, это  замкнутый, стеснительный, неуверенный в себе ребенок. Дайте ему время привыкнуть, не настаивайте сразу на развернутых высказываниях. Практикуйте хоровые ответы, с соревнованием по рядам и т.д. Ситуация успеха, освоение навыков общения, поощрение устной речи  постепенно снимут проблему. Однако встречаются дети  с нарушением голоса – проконсультируйтесь с логопедом или лор- врачем. Существуют и логофобии - боязнь говорить в силу каких-либо  речевых нарушений. Причиной может быть и задержка психоэмоционального развития.

 Говорит очень громко. Может быть следствием нарушения физического слуха. Встречается также громкий голос по физиологическим причинам. Особенности речевой среды в семье могут сформировать привычку говорить громко, кричать без надобности. Однако чаще всего у ребенка нарушены или не сформированы механизмы саморегуляции – а это значит, что требуются меры коррекционного и воспитательного свойства.

 Медлительный ребенок постепенно врабатывается в учебный материал, его трудно переключить на другое задание. Он «долго раскачивается», зато потом быстро работает. Желание взрослых подгонять такого ученика приводит к тому, что он начинает нервничать и еще дольше не может вникнуть в работу.

Отсутствие мотивации, интереса к учебе. Попробуйте разобраться в проблемах ребенка совместно с родителями и психологом.

Так же будет проявлять себя ребенок с повышенным внутричерепным давлением, что требует лечения у невролога.

 Зеркальное письмо: переворачивает буквы, цифры или начинает писать (чертить) справа налево.

Основные причины: несформированность зрительно-пространственных представлений. Нарушение зрительного восприятия. Скрытая или явная леворукость.

  1. Осуждение вопроса «Физиологические условия адаптации ребенка к школе» (возможно приглашение педиатра)

Физиологический уровень (утомляемость, снижение работоспособности, слабость,  головные боли, боли в животе, нарушения сна и аппетита, проблемы со сном). Низкий уровень физиологической готовности к обучению. Это может быть связано с состоянием физической ослабленности (часто болеющий ребенок). Нередко первоклассники испытывают повышенную тревожность и ответственность, страх перед оценкой (вплоть до неврозов). Атмосфера благожелательности, положительный эмоциональный настрой в классе и дома – необходимое условие успешности таких детей. Поговорите с родителями: никаких переписываний, домашнее задание выполняется один раз, после отдыха, в хорошем настроении. Есть масса способов развить мелкую моторику и укрепить мышцы кисти, не доводя состояние ребенка до необходимости вмешательства врачей и массажистов. Изменения режима дня ребенка. Необходимость смены игр учебной деятельностью. Родителям необходимо постоянно обращать  внимание за правильной посадкой во время домашних занятий (предупреждение близорукости, искривление позвоночника). Организация правильного питания, максимальной двигательной активности. Воспитание самостоятельности и ответственности, как главных качеств сохранения здоровья.

  1. Элементы системы взаимоотношений с ребенком в семье

И в заключение, правила,  которые помогут помочь родителям подготовить ребенка к жизни среди одноклассников.

- Попросили  - дай, пытаются отнять – защищайся.

- Не дерись без причины.

- Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это нестыдно.

- Играй честно, не подводи своих товарищей.

- Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего.

- С учителем не спорь и на учителя не обижайся.

- Не ябидничай и не наговаривай ни на кого.

- Старайся быть аккуратным.

- Почаще говори: давай дружить, давай играть.

- Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.

- Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, для родителей, учителей, друзей!

Желательно в конце недели обратить внимание на то, какие правила ребёнку удалось выполнить, а какие – нет и почему. Можно попробовать придумать совместно с ребёнком свои правила.

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ: КАК С НЕЙ СПРАВИТЬСЯ»

         Еще 10 лет назад в нашей стране мы и не могли представить, насколько эта проблема будет актуальна на сегодняшний день. И с каждым годом  актуальность этой проблемы только растет. Современные дети, кажется, уже рождаются с умением пользоваться компьютером.

С одной стороны виртуальный мир предоставляет огромные возможности, сегодня он оказался, по сути, главным источником информации.

С другой стороны, психологи и врачи говорят о появлении новой болезни – компьютерной зависимости. Компьютерная зависимость – проблема, с которой пытаются бороться во всем мире. Впервые о ней заговорили в начале 80-х годов американские ученые. И с каждым годом проблема становится острее.

Симптомы зависимости:

  • ребенок раздражается при необходимости отвлечься от работы или игры на компьютере
  • большую часть свободного времени (6-10 часов) проводит за компьютером;
  • у ребенка практически нет реальных друзей, зато много виртуальных;
  • он не способен спланировать окончание сеанса работы или игры;
  • расходует (или требует) значительные суммы денег на постоянное обновление как программного обеспечения (в том числе игр), так и устройств компьютера;
  • забывает о домашних делах, учебе и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;
  • пренебрегает собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;
  • ему все равно, что есть, лишь бы не отрываться от монитора;
  • ребенок вас обманывает, пропускает школу, чтобы посидеть за компьютером, стал хуже учиться, потерял интерес к школьным предметам;
  • во время игры подросток начинает разговаривать сам с собой или с персонажами игры;
  • ребенок становится более агрессивным;
  • трудно встает по утрам, находится в подавленном настроении, ощущает эмоциональный подъем только когда садится за компьютер.

Если компьютерная зависимость появилась, то, как помочь своему ребенку от нее избавиться?

Игровую зависимость легче предотвратить, чем лечить (впрочем, как и любую другую). К сожалению, мы, родители, нередко сами вовлекаем своего ребенка в виртуальный мир. Нам кажется, что сидеть за новой компьютерной игрой лучше, чем гулять непонятно где на улице. Мало кто задумывается, что компьютерная зависимость приводит к ухудшению здоровья, повышению агрессии, проблемам в общении, утрате чувства реальности.

Виртуальный мир дает ребенку искаженное представление о мире реальном, тем самым, играя с ним злые шутки. Маленький игрок усваивает, что можно прыгнуть с большой высоты и не разбиться. Можно войти в огонь и не сгореть. И, мчащаяся на полном ходу машина в виртуальном мире тоже не опасна. А в итоге ребенок привыкает не особо реагировать на такую же машину в реальном мире.

К уходу ребенка в виртуальный мир может привести и еще одна ошибка – слишком ответственные родители, которые, просто не дали ребенку наиграться и с самого раннего детства водили малыша во всякие секции и кружки. В итоге, к 10 годам он от всего этого так устал, что взбунтовался, бросил занятия и ушел в виртуальный мир. Между тем, именно с этого возраста нужно загружать ребенка дополнительными занятиями по максимуму. В современном мире с компьютером связано очень многое. Поэтому, ребенок, не знакомый с компьютерными технологиями, легко может стать среди сверстников настоящим изгоем. Поэтому родителям в своем отношении к компьютерным увлечениям  детей необходимо найти «золотую середину».

Как, с одной стороны, обеспечить компьютерную грамотность ребенка, а с другой стороны, уберечь своего ребенка от компьютерной зависимости?

  • Во-первых, общайтесь со своим ребенком «на одной волне». С самого раннего детства делайте его своим союзником в семейных делах. Обсуждайте, а не замалчивайте семейные проблемы. Беседуйте с ребенком, интересуйтесь его мнением. Ежедневно рассказывайте, как прошел ваш день, спросите, что было интересного у него. Поддерживайте с ребенком диалог по поводу игр: интересуйтесь, во что именно он играет, задавайте вопросы. Игра вызывает эмоции, которыми ребенку хочется поделиться. Не упускайте такую возможность. Постарайтесь во время игрынаходиться рядом с ним. Обсуждайте то, что происходит на экране монитора. Поощряйте его проговаривать свои действия по ходу игры. При этом будет развиваться и мышление.

Обязательно разрешайте ребенку приглашать в дом друзей, спрашивайте о том, как он общается со своими ровесниками. Делитесь собственным детским опытом, чтобы помочь ребенку решить его проблемы. Помните, что для ребенка очень важно, как воспринимают его самые близкие люди. Это основа его самооценки, и при таком стиле общения она будет оставаться адекватной.

  • Во-вторых, ограничьте время за компьютером. Не позволяйте играть в компьютер за 1,5 – 2 часа до сна и особенно ночью.

Всегда помните народную мудрость: «Сладок только запретный плод!». В связи с этим избегайте таких фраз, как «У тебя есть 15 минут в день на игру в компьютер!» Требование выключить компьютер должно быть мотивированным. Например, «Те, кто придумал эту игру, предусмотрели все, чтобы ты не смог остановиться. Попытайся переиграть их планы!». Не позволяйте ребенку зацикливаться на игре, которую не удается завершить. Пусть сделает перерыв и позвонит друзьям, чтобы проконсультироваться, как справиться с задачей. Семейный компьютер должен быть установлен в гостиной или другой общей зоне, но не в детской. Так у ребенка будет меньше соблазнов нарушить запрет. Если ситуация вышла из-под контроля – воспользуйтесь паролем доступа (не зная его ребенок не сможет сам включить компьютер).

  • Третье, компьютер – во благо! Следите за тем, в какие игры играет ребенок. Держите в домашнем компьютере только «добрые» игры или игры, развивающие логическое мышление.
  • Четвертое: «Как прекрасен этот мир, посмотри!». Старайтесь развивать в ребенке другие интересы, кроме компьютерных игр. Секции и студии могут быть любой направленности, главное, чтобы в жизни ребенка появился какой-либо интерес, будь то театр, космос или динозавры, да что угодно! Обязательно ходите всей семьей в театр, музеи, кафе, выезжайте на природу, посещайте другие города, чтобы зарядиться новыми впечатлениями и запастись приятными воспоминаниями.

◊◊◊

 

Рекомендации по преодолению трудностей адаптации обучающихся

1 классов

 

 Рекомендации психолога

  • создание благоприятного психологического климата в отношении ребёнка со стороны всех членов семьи;
  • обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребёнок, к каждому прожитому им школьному дню;
  • обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения с ними после школы;
  • недопустимость физических мер наказания, запугивания, критики в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников);
  • исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания;
  • учёт темперамента ребёнка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к школе, быстро теряют к ней интерес, если чувствуют со стороны взрослых насилие, сарказм и жестокость;
  • предоставление ребёнку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью;
  • поощрение ребёнка и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребёнка. Развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребёнка.

 

Рекомендации логопеда

 Развитие речи:

· правильно произносить все звуки

· определять место звука в слове;

· использовать в речи сложные предложения разных видов;

· составлять рассказы по сюжетной картине и по серии картинок;

· Составлять предложения из 5-6 слов и делить слова на слоги, членить простые предложения на слова.

Развитие мелкой моторики:

· не переучивать детей-левшей с левой руки на правую;

· свободно владеть карандашом и кистью при разных приёмах рисования;

· изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием;

· Штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры;

· ориентироваться в тетради в клетку и в линию;

· Передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей

   Внимание:

· выполнять задание не отвлекаясь около 15 минут;

· находить 5-6 отличий между предметами;

· удерживать в поле зрения 8-10 предметов;

· выполнять самостоятельно быстро и правильно задание по предложенному образцу;

· копировать в точности узор или движение.

 

 Память:

· запоминать 8-10 картинок;

· рассказывать по памяти литературные произведения, стихи, содержание картины;

· Повторять  в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.

Мышление:

· Определять последовательность событий, складывать разрезную картинку из

      9-10 частей;

· Находить и объяснять несоответствия на рисунках;

· Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями, находить среди предложенных предметов лишний

 

 

 

 

 

 

 

свернуть