Методика Дж. Холланда.
Инструкция: В каждой паре профессий постарайтесь найти ту, которой вы отдаете предпочтение. Свой выбор укажите в листе ответов, поставив соответствующую букву напротив номера вопроса.
А
|
|
Б
|
1) Инженер-технолог
|
|
Инженер-конструктор
|
2) Вязальщик
|
|
Санитарный врач
|
3) Повар
|
|
Наборщик
|
4) Фотограф
|
|
Заведующий магазином
|
5) Чертежник
|
|
Дизайнер
|
6) Философ
|
|
Психиатр
|
7) Ученый-химик
|
|
Бухгалтер
|
8) Редактор научного журнала
|
|
Адвокат
|
9) Лингвист (языковед)
|
|
Переводчик художественной литературы
|
10) Врач-психиатр
|
|
Статистик
|
11) Завуч
|
|
Председатель профкома
|
12) Спортивный врач
|
|
Фельетонист (писатель, журналист, пишущий на злободневные темы с использованием сатирических, юмористических приемов изложения)
|
13) Нотариус
|
|
Снабженец
|
14)Перфоратор (специалист, обеспечивающий запись информации на перфокартах)
|
|
Карикатурист
|
15) Политический деятель
|
|
Писатель
|
16) Садовник
|
|
Метеоролог
|
17) Водитель троллейбуса
|
|
Медсестра
|
18) Инженер-электронщик
|
|
Секретарь-машинистка
|
19) Маляр
|
|
Художник по металлу
|
20) Биолог
|
|
Глазной врач
|
21) Телеоператор
|
|
Режиссер
|
22) Гидролог
|
|
Ревизор
|
23) Зоолог
|
|
Главный зоотехник
|
24) Математик
|
|
Архитектор
|
25)Работник детской комнаты милиции
|
|
Счетовод
|
26) Учитель
|
|
Командир части
|
27) Воспитатель
|
|
Художник по керамике
|
28) Экономист
|
|
Заведующий отделом
|
29) Корректор
|
|
Критик
|
30) Завхоз
|
|
Дирижер
|
31) Радиооператор
|
|
Специалист по ядерной физике
|
32) Наладчик
|
|
Монтажник
|
33) Агроном-семеновод
|
|
Председатель колхоза
|
34) Закройщик-модельер
|
|
Декоратор
|
35) Археолог
|
|
Эксперт
|
36) Работник музея
|
|
Консультант
|
37) Ученый
|
|
Актер
|
38) Логопед
|
|
Стенографист
|
39) Врач
|
|
Дипломат
|
40) Главный бухгалтер
|
|
Директор
|
41) Поэт
|
|
Психолог
|
42)Архивариус (хранитель архива)
|
|
Скульптор
|
Необходимо подсчитать количество совпадений с ключом и выделить доминирующий тип.
Ключ к тесту Дж. Холланда
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
1а
|
1б
|
2б
|
3б
|
4б
|
5б
|
2а
|
6а
|
6б
|
7б
|
8б
|
9б
|
3а
|
7а
|
10а
|
10б
|
11б
|
12б
|
4а
|
8а
|
11а
|
13а
|
13б
|
14б
|
5а
|
9а
|
12а
|
14а
|
15а
|
15б
|
16а
|
16б
|
17б
|
18б
|
23б
|
19б
|
17а
|
20а
|
20б
|
22б
|
26б
|
21б
|
18а
|
22а
|
25а
|
25б
|
28б
|
24б
|
19а
|
23а
|
26а
|
28а
|
30а
|
27б
|
21а
|
24а
|
27а
|
29а
|
33б
|
29б
|
31а
|
31б
|
36б
|
32б
|
35б
|
30б
|
32а
|
35а
|
38а
|
38б
|
36б
|
37б
|
33а
|
36а
|
39а
|
40а
|
39б
|
41а
|
34а
|
37а
|
41б
|
42а
|
40б
|
42б,34б
|
1. Реалистический тип. Это мужской, несоциальный, эмоционально-стабильный, ориентированный на настоящее. Охотно занимается конкретными объектами и их использованием. Предпочитает занятия, требующие моторных навыков, ловкости и конкретности. Выбирает профессии конкретного действия: механик, электрик, садовод и т.п. Типу свойственны математические, а не вербальные способности.
2. Интеллектуальный тип. Ориентирован на труд, несоциален, рационален, независим, оригинален. Нравится решать, требующие абстрактного мышления. Предпочитает научные профессии: ботаник, астроном, физик и т.п. Высоко развиты как вербальные, так и невербальные способности. Гармоничный интеллектуальный тип.
3. Социальный тип. Ставит перед собой цели и задачи, которые позволяют ему устанавливать контакт с окружающей средой. Обладает социальными умениями и нуждается в социальных контактах. Основные черты характера: общительность, стремление поучать и воспитывать, гуманность, женственность, психологическая настроенность на человека. Предпочитаемые занятия – обучение и лечение, профессии – врач, психолог. Старается держатся в стороне от интеллектуальных проблем. Решает проблемы, ориентируясь на эмоции, чувства и умение общаться. Зависим от группы и мнения окружающих, активен. Хорошо развиты вербальные способности, они преобладают над невербальными.
4. Конвенциальный тип. Характеризуется тем, что отдает предпочтение четко структурированной деятельности: любит когда им руководят. Придерживается традиционных обычаев и взглядов. Его подход к проблеме носит стереотипный, практический и конкретный характер. Спонтанность и оригинальность ему не присущи. Черты характера: ригидность, консерватизм, зависимость. Предпочитает профессии, связанные с канцелярией и расчетом: машинопись, бухгалтерия, экономика. Обладает хорошими навыками общения, хорошими моторными навыками. Преобладают невербальные, математические способности. Это слабый организатор и руководитель, т.е. его решения зависят от мнения людей, его окружающих.
5. Предприимчивый тип. Избирает цели, ценности и задачи, позволяющие ему проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, доминантность, любовь к приключениям. Он предпочитает руководящие роли, в которых он удовлетворяет свои потребности быть признанным. Это: заведующий, директор, товаровед, журналист, репортер, артист, дипломат. Ему не нравятся занятия, связанные с ручным трудом, требующие усидчивости, большой концентрации внимания и интеллектуальных усилий. Предпочитает неясные вербальные задачи, связанные с руководством и властью, т.е. любит давать генеральную линию, агрессивен, предприимчив.
6. Артистический тип. Присущ сложный взгляд на мир и жизнь, гибкость, оригинальность, независимость решений, несоциальность – в смысле отличая от окружающих людей. В отношениях опирается на свои ощущения, эмоции, воображение и интуицию, которые у него хорошо развиты. Предпочитает занятия творческого характера - музицирование, рисование, фотографию Вербальные способности преобладают, но не всегда. Очень высокие способности моторики и восприятия. Уже в молодости характерен высокий жизненный идеал, отличается акцентированным собственным «Я».