Советы врачей

Пора ли в школу Вашему ребёнку?
Поступление в школу – одна из ступенек взросления и один из наиболее существенных критических периодов жизни ребенка. Малышам приходится привыкать к новой обстановке, новому режиму дня, учителям.
Период привыкания к условиям школы называется адаптационным, и от него во многом зависит здоровье ребенка в будущем. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит здоровье, работоспособность и успеваемость в последующие годы.
Период адаптации может протекать по-разному и характеризуется определенными физиологическими сдвигами в организме ребенка.
Более тяжелое протекание адаптационного периода ожидают у детей, имеющих хроническую патологию, недостаточный уровень функциональной готовности к школьному обучению, отстающих в биологическом развитии.
Возникает вопрос - есть ли какие-либо признаки, по которым родители могут судить о степени тяжести адаптации к школе? Да, это, прежде всего, нарушения в поведении, во взаимоотношениях с детьми, снижение речевой активности, неустойчивое эмоциональное состояние, незначительное снижение аппетита, продолжительности и глубины сна.
Если в течение двух-трех недель состояние ребенка нормализуется, значит, адаптация прошла легко. Если же нарушения становятся более выраженными и длительными,  родители отмечают у детей боли в животе, частое мочеиспускание, изменение температуры тела, усиленное потоотделение, возможно появление сыпи - это значит, что снижается общая сопротивляемость организма. Все функциональные сдвиги становятся особенно отчетливо выраженными в дни, предшествующие острому заболеванию, которое, как правило, возникает в виде острых респираторных инфекций, протекающих без осложнений. Так протекает адаптация средней степени тяжести и длительность ее 30-35 дней.
Изменения в состоянии здоровья при тяжелой адаптации проявляются в снижении массы тела, появлении  головокружений, тошноты, быстрой усталости, апатии, нежелании что-либо делать. При медицинском обследовании ребенка может отмечаться снижение уровня гемоглобина крови, снижение или повышение артериального давления, падение общего мышечного тонуса, что приводит к нарушениям осанки. Могут появляться частые длительные простудные заболевания.
Какие же факторы влияют на течение адаптационного периода и его исход? Прежде всего, это возраст ребенка и состояние здоровья. Поэтому обязательным условием для приема в школу детей является достижение ими к 1 сентября учебного года возраста 6 лет и отсутствие медицинских показаний к отсрочке обучения в соответствии с приказами Министерства здравоохранения.
Окончательное решение о начале обучения ребенка 6-летнего возраста в школе при отсутствии медицинских показаний к отсрочке принадлежит родителям.
Хочется обратить внимание на следующее: оценка готовности к школе только на уровне интеллектуального развития - наиболее распространенная ошибка и учителей, и родителей.
Многие считают, что главное условие готовности к школе - это объем знаний, который должен иметь ребенок. Старания родителей при этом не знают меры, а возможности детей и способности их развития в расчет не принимаются. Не учитывать этого - значит привести малыша к срыву.
Неготовыми к систематическому обучению оказываются дети, имеющие недостаточный уровень развития речи, выраженные дефекты звукопроизношения, отставание моторного развития, отклонения в состоянии здоровья.
Почему так важно определять готовность? Потому, что у неготовых к систематическому обучению в школе детей отмечают недостаточную самостоятельность, робость, заторможенность, отсутствие четкого понимания требований, пониженную работоспособность и повышенную утомляемость, речевые нарушения.
Эти дети предпочитают игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, не желают учиться и посещать школу, ведут себя вызывающе, мешают проводить уроки, пытаются обратить на себя внимание, часто выясняют отношения с ровесниками неадекватными методами - дерутся, плачут, жалуются. 
У них встречаются трудности  в освоении образовательных программ. У некоторых детей появляются лишние движения: сосание пальцев, карандашей, обкусывание ногтей, подергивание плечом, рукой.
Корни этой проблемы уходят либо в стиль семейного воспитания, либо связаны с нездоровьем ребенка. Актуальной проблемой сегодня является контроль над состоянием здоровья детей - будущих школьников. Поэтому родителям следует внимательно отнестись к заключениям всех врачей-специалистов, которые обследовали ребенка (педиатра, хирурга, ортопеда, окулиста, оториноларинголога, невропатолога, стоматолога, логопеда) и неукоснительно выполнять все назначения по коррекции выявленных нарушений.
Особое внимание следует обратить  на состояние осанки и зрения у малыша. Зачастую дети, имеющие плохую осанку, страдают одновременно и близорукостью. Дети, у которых имеется наследственная предрасположенность к близорукости, а также перенесшие тяжелые острые респираторные вирусные инфекции, грипп, обострения хронических заболеваний, нередко нуждаются в дополнительном осмотре врача-окулиста.
Итак, для того, чтобы малыш благополучно привык к новым условиям и учился с радостью, родителям необходимо:
·                    строго следовать рекомендациям врачей и педагогов;
·                    тщательно следить за состоянием здоровья ребенка, его весом, ростом и нервно-психическим развитием;
·                    обеспечивать оздоровление и лечение детей в зависимости от результатов врачебных осмотров;
·                    организовать правильный режим дня, близкий к режиму, который будет в школе; 
·                    обеспечить правильное питание, здоровый сон ребенка;
·                    воспитывать доброжелательное отношение к детям и взрослым. 
Уважаемые родители, от Вашего отношения к ребенку и его проблемам во многом зависит будущее растущего человека, и только Ваше внимание, терпение и желание помочь принесут успех.
Шишкина Татьяна Владимировна, заведующая педиатрическим отделением №4 по медицинскому обслуживанию детей в учреждениях образования Филиал Брестская городская детская поликлиника № 2 УЗ «Брестская центральная поликлиника», 2007.