Изменения-2022 в Кодексе об образовании Республики Беларусь
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ И ЛЬГОТЫ ДЛЯ АБИТУРИЕНТОВ
Законом определяются основы государственной политики в сфере образования, закрепляются положения, направленные на повышение эффективности, качества и доступности образования с учетом тенденций развития современного образовательного пространства и практики применения действующего Кодекса. Также Президент подписал Указ №23, в котором прописаны правила приема лиц для получения общего высшего и специального высшего образования, а также среднего специального образования.
Сгруппировали нововведения по трем основным группам:
- Изменения для школьников
- Касающиеся выпускников школ, абитуриентов и студентов
- Новшества, которые затронут воспитанников дошкольных учреждений
Общее среднее образование для всех
В новой редакции Кодекса говорится, что все учащиеся должны получить общее среднее образование (в настоящее время – общее базовое образование). Завершить среднее образование ученики, как и раньше, смогут как в 10-11 классе, так в учреждениях среднего специального и профессионально-технического образования.
Заместитель начальника главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования Министерства образования Ирина Каржова рассказала, где продолжают обучение выпускники 9 классов.
Анализ распределения выпускников 9 классов показал, что:
- 60-62% из них продолжают учебу в 10 классе;
- 22% отправляются в учреждения среднего специального образования;
- 17% выбирают учебу в учреждениях профессионально-технического образования.
Зачисление в первый класс пятилетних детей
Раньше в школу брали шестилеток или тех, кому исполнится шесть лет до конца сентября. Теперь вводится возможность принимать в порядке исключения детей, которым шесть лет исполнится до 31 декабря первого учебного года. В таком случае перед поступлением потребуется получить справку, в которой должно быть указано, что ребенок готов к обучению. Окончательное решение о приеме таких детей принимает педсовет.
Изменения для школьников
В школу – по месту проживания
Документ узаконил действовавшую ранее норму о закреплении микрорайона за учреждением образования. Школы будут принимать в первую очередь детей, проживающих в данном микрорайоне, а остальных желающих – только, если будут свободные места.
Продолжительность учебного года увеличена
Учебный год будет начинаться с 1 сентября и длиться по 31 августа, а не до 31 мая. В Минобразования объяснили необходимость такой правки тем, что время летних каникул в школах также идет образовательный процесс: работают летние лагеря, проводятся мероприятия и т.д.
Шестой учебный день
Факультативы в школах можно будет проводить в субботу. Раньше это было возможно только для учеников старших классов, теперь – с 5 класса.
Условия поступления в 10 класс в гимназиях
Изменятся условия поступления в 10 классы гимназий. Если ранее ученики гимназий после 9 класса имели право сразу перейти в 10, то теперь для них вводится конкурс. Отбирать детей будут на основании среднего балла аттестата и отметок за предметы, которые изучаются на повышенном уровне. Что касается учащихся, завершивших обучение в 4 классе гимназии, то они, согласно Указу Президента, смогут продолжить обучение в 5 классе без вступительных испытаний.
Увеличен срок обучения для детей с интеллектуальной недостаточностью
Изменения, прежде всего, касаются включения принципа инклюзии в образование как одного из основных принципов государственной политики в сфере образования. Вторым аспектом станет увеличение срока получения специального образования на уровне общего среднего образования для людей с интеллектуальной недостаточностью во втором отделении специальной школы, а также в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Ранее срок обучения был 9 лет, теперь он увеличен до 10.
Также появилась возможность сочетать обучение на дому с занятиями в учреждениях образования, что будет способствовать социализации обучающихся с особенностями психофизического развития. В новой редакции Кодекса исключена норма пункта 4 статьи 267, которая ограничивала количество обучающихся с особенностями психофизического развития в учреждениях образования. Ранее оговаривалось, что это количество не должно было превышать 20%.
Изменения, касающиеся выпускников школ, абитуриентов и студентов
Централизованные экзамены для выпускников 11 классов
Также в ближайшем будущем появится итоговая аттестация по завершении общего среднего образования по отдельным учебным предметам в виде централизованного экзамена. Выпускники 9 и 11 классов по-прежнему будут сдавать выпускные экзамены. Начиная со вступительной кампании 2023 года в 11 классе введут централизованные экзамены (ЦЭ). Ребятам не придется теперь сдавать школьные экзамены и централизованное тестирования по тем же предметам. Сертификаты ЦЭ станут основанием для поступления в вузы.
– На технические специальности это будет сертификат о централизованном экзамене по русскому или белорусскому языку, а также математике. После абитуриент сдает профильный предмет в виде ЦТ. Если это, к примеру, медицинский вуз, то необходим сертификат централизованного экзамена по языку и два сертификата ЦТ: по химии и биологии, – пояснила принцип работы нововведения Ирина Каржова.
Количество «целевиков» увеличится
Согласно Указу №23, в Беларуси расширится сфера применения целевой подготовки для организаций, расположенных не только в малых населенных пунктах и на загрязненных территориях, но и в иных населенных пунктах. Механизм будет применяться, как на уровне профессионально-технического и среднего специального образования колледжей, так и на уровне высшего образования – университетов, академий и институтов.
Процент бюджетных мест на условиях целевой подготовки с 2023 года вырастет следующим образом:
- специалистов по сельскохозяйственным специальностям – до 70% от контрольных цифр приема;
- по медицинским специальностям – до 80%;
- по иным специальностям – до 60%.
Льготы для одаренных детей
Также планируют расширить перечень лиц, имеющих льготы при поступлении в вузы. В частности, ими смогут воспользоваться победители университетских олимпиад, отдельные участники заключительного этапа республиканской олимпиады, а также прошедшие обучение в Национальном детском технопарке.
Новые правила поступления в вузы и ссузы
В Министерстве образования отметили, что новые правила приема не изменят коренным образом сложившуюся систему приема в учебные учреждения, но обеспечат баланс интересов госорганов, организаций-заказчиков кадров, учреждений образования, абитуриентов и их родителей. Изменения также должны предотвратить отток абитуриентов в сопредельные страны, повысить конкурентоспособность учреждений профессионального образования республики и качество отбора абитуриентов.
Уже в 2022 году начнут предоставлять льготы при поступлении в учреждения высшего образования:
- выпускникам классов спортивно-педагогической и военно-патриотической направленности;
- детям военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, погибших (умерших) или ставших инвалидами при исполнении служебных обязанностей;
- лицам, сдавшим Единый государственный экзамен в России (при поступлении на платную форму обучения).
C 2023 года собираются ввести дополнительные вступительные испытания для поступающих на специальности, требующие особых управленческих и практических навыков.
Конкурс среднего балла для абитуриентов
Поступающих в учреждения среднего специального образования абитуриентов будут зачислять по конкурсу среднего балла документа об образовании.
Дистанционное обучение
В Министерстве образования отметили, что дистанционное обучение в обновленном Кодексе закреплено как самостоятельная форма получения образования. Образовательные программы будут реализовывать с помощью сетевых форм взаимодействия между учреждениями образования.
Вводится специальное высшее образование
После вступления в силу обновленного Кодекса об образовании в Беларуси появится специальное высшее образование. Его введут по отдельным техническим и медицинским специальностям.
Новшества, которые затронут воспитанников дошкольных учреждений
Особенности дошкольного образования
В новой редакции Кодекса об образовании появилась возможность получать дошкольное образование на дому. Также оптимизированы виды учреждений дошкольного образования.
В прошлой редакции их было шесть, в новой остались только три вида:
- детский сад;
- санаторный детский сад;
- дошкольный центр развития ребенка.
Нововведение не повлияет на количество учреждений дошкольного образования.
Местным исполнительным и распорядительным органам даны полномочия изменять нормы заполняемости групп при наличии объективных обстоятельств и положительного заключения органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор. Это позволит снять напряжение при определении детей в детский сад в микрорайонах-новостройках.
Дополнительное образование детей в детском саду
В сфере дошкольного образования касается появятся возможности для дополнительного образования детей и молодежи. Эта норма, как отметили в Минобразования, вводится в Кодекс впервые. Она позволит проводить в учреждениях занятия в кружках и иные виды работ для развития способностей воспитанников.
Школа – это официальное учреждение, поэтому от учащихся требуется деловой официальный вид одежды.
Деловой стиль одежды – это строгий выдержанный стиль одежды, предназначенный для посещения учащимися учебных занятий в учреждениях общего среднего образования. Комплект одежды делового стиля должен быть многофункциональным, гигиеничным, удобным и соответствовать современным направлениям моды.
- ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ШКОЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
- ( Постановление коллегии Министерства образования Республики Беларусь 10.05.2022 № 4.11, ГЛАВА 6 ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ)
- Требования к внешнему виду учащегося.
- Учащиеся обязаны придерживаться делового стиля одежды, предназначенного для посещения ими учебных занятий в учреждениях образования, с учетом общих (одинаковых) элементов одежды, в том числе и наличие «эмблемы» на элементах одежды делового стиля.
- Совет учреждения образования имеет право выбора единой модели, цвета и качества тканей, из которых изготовливается одежда делового стиля.
- В зимнее время в комплект одежды могут входить трикотажный свитер или жилет.
- При посещении учащимися учебных занятий не допускаются:
- спортивная одежда и обувь, предназначенные для занятий физической культурой и спортом;
- вещи, имеющие яркие, вызывающие рисунки;
- грязная, мятая (неопрятная) и иная одежда, не предназначенная для посещения учреждения образования;
- верхняя одежда и головные уборы;
- обилие бижутерии, наличие пирсинга, яркого экстравагантного макияжа и цвета волос, праздничных причесок и аксессуаров, отражающих символику музыкальных групп и различных направлений молодежной субкультуры и спортивных клубов.
- Спорные вопросы, связанные с внешним видом учащегося, решает администрация учреждения образования.
Перечень основных товаров (минимальный набор), рекомендуемых для приобретения родителями (законными представителями) с целью посещения учащимися учреждений общего среднего образования.
Перечень основных товаров (минимальный набор), рекомендуемых для приобретения родителями (законными представителями) с целью посещения учащимися учреждений общего среднего образования
для учащихся I классов
- одежда:
- одежда делового стиля (юбка, брюки, блузка, сорочка, жакет, жилет, пиджак, сарафан, платье, гольф, джемпер);
- обувь (полуботинки, туфли);
- спортивная форма (костюм, фуфайка) для занятий на улице и в спортивном зале;
- спортивная обувь для занятий на улице и в спортивном зале;
- школьные принадлежности:
- школьный ранец (портфель или рюкзак);
- тетради (в косую линейку – 3-8 шт., в крупную клетку – 3-8 шт.);
- обложки для тетрадей – 6-10 шт.;
- набор обложек для книг для 1 класса;
- пенал;
- папка для тетрадей;
- ручка шариковая (2-10 шт.);
- простой карандаш (2-6 шт.);
- линейка 20 см (деревянная);
- точилка закрытая;
- ластик;
- цветные карандаши (12 цветов);
- цветные ручки;
- альбом или блок для рисования;
- краски акварельные;
- гуашь;
- кисточки для рисования разных размеров;
- стакан-непроливайка для воды;
- набор цветной бумаги;
- набор цветного картона;
- набор белого картона;
- клей ПВА;
- ножницы с тупыми концами;
- пластилин, стеки, дощечка для пластилина;
- палочки для счета;
- веер гласных букв, веер согласных букв (русск/бел.);
- веер цифр до 20;
- подставка для книг;
для учащихся II-IV классов
- одежда:
- одежда делового стиля (юбка, брюки, блузка, сорочка, жакет, жилет, пиджак, сарафан, платье, гольф, джемпер);
- обувь (полуботинки, туфли);
- спортивная форма (костюм, фуфайка) для занятий на улице и в спортивном зале;
- спортивная обувь для занятий на улице и в спортивном зале;
- школьные принадлежности:
- школьный ранец (портфель или рюкзак);
- подставка для книг;
- дневник;
- обложка для дневника;
- обложки для тетрадей (10-15шт.);
- набор обложек для книг (для II-IV классов);
- папка для тетрадей;
- тетради: в узкую линейку без косой разлиновки (8-10 шт., для II класса), в широкую линейку (10-15 шт., для II-IV классов), в мелкую клетку (10-15 шт., для II-IV классов);
- пенал;
- ручка шариковая (2-10 шт.);
- цветные ручки;
- простой карандаш (2-6 шт.);
- цветные карандаши (12 цветов);
- точилка для карандашей;
- ластик;
- линейка;
- угольник (для IIІ-IV классов);
- циркуль (IV класс);
- альбом и блок для рисования;
- краски акварельные;
- гуашь;
- кисточки для рисования разных размеров;
- стакан-непроливайка для воды;
- набор цветной бумаги;
- набор цветного картона;
- набор белого картона;
- клей ПВА;
- ножницы с тупыми концами;
- пластилин, стеки, дощечка для пластилина;
для учащихся V-IX классов
- одежда:
- одежда делового стиля (юбка, брюки, блузка, сорочка, жакет, жилет, пиджак, сарафан, платье, гольф, джемпер);
- обувь (полуботинки, туфли);
- спортивная форма (костюм, фуфайка) для занятий на улице и в спортивном зале;
- спортивная обувь для занятий на улице и в спортивном зале;
- школьные принадлежности:
- школьный ранец (рюкзак или портфель);
- дневник;
- тетради в линейку (15-20 шт.);
- тетради в клеточку (15-20 шт.);
- тетради по 24 листа (5-10 шт.);
- обложки на дневник, книги, тетради;
- ручки шариковые (2-10 шт.);
- простой карандаш (2-6 шт.);
- карандаши цветные;
- точилка для карандашей;
- ластик;
- линейка;
- транспортир;
- циркуль;
- пенал;
- альбом для рисования или блок по черчению;
- контурные карты по географии и истории;
- клей ПВА;
- ножницы;
- цветная бумага, цветной картон (для V-VІ классов);
для учащихся X-XI классов
- одежда:
- одежда делового стиля (юбка, брюки, блузка, сорочка, жакет, жилет, пиджак, сарафан, платье, гольф, джемпер);
- обувь (полуботинки, туфли);
- спортивная форма (костюм, фуфайка) для занятий на улице и в спортивном зале;
- спортивная обувь для занятий на улице и в спортивном зале;
- школьные принадлежности:
- школьный ранец (рюкзак или портфель);
- дневник;
- тетради в линейку (15-20 шт.);
- тетради в клеточку (15-20 шт.);
- тетради по 24 листа (5-10 шт.);
- обложки на дневник, книги, тетради;
- ручки шариковые (2-10 шт.);
- ластик;
- линейка;
- точилка для карандашей;
- карандаши простые (2-8 шт.);
- транспортир;
- циркуль;
- пенал;
- контурные карты по географии и истории.
В 2022/2023 учебном году к использованию в образовательном процессе учреждений общего среднего образования допущены дневники учащихся, разработанные Министерством образования в 2022 году
В типовых формах дневников учащихся размещены:
обновленная государственная символика Республики Беларусь (Закон Республики Беларусь № 301-З от 5 июля 2004 г. (в ред. от 04.01.2021) «О государственных символах Республики Беларусь»);
обновленная информация о Государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь;
реклама «Республиканского центра психологической помощи», утвержденная Министерством образования Республики Беларусь в 2020 году.
Приведены в соответствие с Законом Республики Беларусь от 14 января 2022 №154-З «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании» терминология, используемая в дневнике, а также основные права и обязанности учащихся.
Образцы обложек учащихся, согласованных и рекомендованных Министерством образования к 2022/2023 учебному году
А вы знаете, как именно вы можете помочь ребёнку?
Сколько времени займет процесс создания замещающей семьи?
Часто можно услышать миф о том, что усыновление это долгий, дорогой и трудоемкий процесс.
С момента обращения в органы опеки по поводу усыновления до появления ребенка в семье в среднем проходит от 3 до 6 месяцев.
Этот срок гораздо меньше, чем то время, которое проводят семьи в ожидании рождения своего кровного малыша.
Замещающая семья – не юридический термин. Он применяется для обозначения различных типов семей, принимающих на воспитание детей, утративших родные семьи. В настоящее время в Республике Беларусь имеются следующие формы устройства на воспитание в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
Усыновление — форма устройства ребенка в семью, при которой ребенок приравнивается к родному с юридической точки зрения, т.е. получает все права и обязанности родного ребенка, как имущественные, так и неимущественные. Усыновление производится строго в судебном порядке. Тайна усыновления охраняется законом.
Опека и попечительство — форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которая применяется в целях содержания, воспитания и образования несовершеннолетних детей, а также для защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, попечительство – над детьми с 14 до 18 лет. Опекуны работают на безвозмездной основе.
Приёмная семья – форма устройства осиротевших детей, при которой взрослый человек принимается на работу отделом образования на должность приёмного родителя на основании трудового договора. Между приемными родителями и детьми не возникают алиментные и наследственные правоотношения. Дети сохраняют все права и льготы, полагающиеся детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Детский дом семейного типа — семья, принявшая на воспитание от пяти до десяти детей-сирот и (или) детей, оставшихся без попечения родителей (далее - воспитанники), в рамках которой супруги или отдельные граждане (далее - родители-воспитатели) выполняют обязанности по воспитанию детей на основании договора об условиях воспитания и содержания детей и трудового договора.
Патронатная семья – это семья, которая дружит с ребенком из детского дома, приглашает его в гости, берет с собой в театр, кино, на отдых. Передача ребенка на воспитание производится на основании договора, в котором устанавливается срок пребывания ребёнка в семье, права и обязанности участников договора, другие условия, а также основания и последствия прекращения такого договора. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, преданные в патронатную семью, имеют все права воспитанников учреждений для детей-сирот, обеспечиваются за счет государства, а воспитательные функции берут на себя семьи.
Кто может стать приемным родителем, опекуном, попечителем? Приемным родителем или усыновителем может стать любой гражданин Республики Беларусь, достигший 18 лет, одинокий либо состоящий в браке.
Приемными родителями не могут быть лица, имеющие судимость, лишение или ограничение родительских прав, а также лица, в отношении которых ранее было принято решение об отмене усыновления, о признании недееспособности либо ограничения дееспособности, или которые были отстранены от обязанностей опекуна (попечителя).
Каждый ребенок хочет иметь маму и папу, быть нужным и ценным.
Мы надеемся, что с Вашей помощью у ребенка появится шанс обрести семью и близких ему людей.
Отдел по образованию
Брестского райисполкома,
г. Брест, ул. В. Хоружей, 2,
каб. 49
+80162 21 38 59
главный специалист по охране и защите прав детства отдела по образованию Брестского райисполкома
Бокатюк Инна Леонидовна
+80 162 93 20 47
Педагог-психолог ГУО «Социально-педагогический центр Брестского района»
Пшеничная Ольга Александровна
Ты можешь изменить жизнь маленького человека
Шаги к принятию ребенка в семью
ШАГ 1
Для начала Вам необходимо заявить о своем желании принять ребенка в семью в отдел по образованию Брестского райисполкома, где главный специалист по охране и защите прав детства расскажет, какие документы необходимо собрать (не пугайтесь, их не много – медицинская справка, справки о занимаемой должности и заработной плате, справка о наличии жилищных условий). На встречу необходимо взять паспорт.
ШАГ 2
Отдел по образованию в течение одного месяца со дня Вашего обращения проводит обследование условий жизни, организуют психологическое обследование кандидатов в усыновители. Далее, на базе ГУО «Социально-педагогический центр Брестского района» (г. Брест, ул. Наганова, 10, тел. 93-20-46) будут организованы курсы для «замещающих» родителей, длинной в 12 интересных лекционных занятий, на которых Вы будете разбирать возрастные особенности детей, особенности их адаптации в новой семье и другие психологические «штучки».
ШАГ 3
Отдел по образованию осуществляет в детских интернатных учреждениях подбор ребенка, соответствующего Вашему запросу. Вы имеете право на подбор ребенка из республиканского банка данных об усыновлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Если Вы нашли ребенка, Вам выдается направление для знакомства. Если Вы друг другу понравились – главный специалист по охране и защите прав детства расскажет и поможет с дальнейшими действиями (оформление документов и помещение ребенка в Вашу семью).