Рекомендации по учебному предмету «Иностранный язык»

Методические рекомендации по организации и проведению обязательного выпускного экзамена по учебному предмету «Иностранный язык» за период обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования

 

Выпускной экзамен по иностранному языку призван оценить уровень практического вла­дения выпускниками изучаемым иностранным языком в пределах требований, определённых образовательным стандартом «Общее среднее образование. Иностранный язык. III—XI клас­сы» и учебной программой для учреждений общего среднего образования для III—XI клас­сов с русским (белорусским) языком обучения «Иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский, китайский)». Объектом итоговой аттестации учащихся яв­ляется коммуникативная компетенция — вла­дение совокупностью речевых, языковых, со­циокультурных норм изучаемого языка, ком­пенсаторных и учебно-познавательных умений, позволяющих осуществлять межкультурную ком­муникацию. На экзамене определяется уровень сформированности коммуникативной компетен­ции учащихся и на этой основе оценивается качество подготовки выпускников учреждений общего среднего образования по иностранному языку.

 

  1. Нормативные правовые документы, определяющие содержание выпускного экзамена
  2. Образовательный стандарт. Общее среднее образование. Иностранный язык. III—XI классы (далее — стандарт).
  3. Концепция учебного предмета «Иностран­ный язык».
  4. Учебная программа для учреждений обще­го среднего образования для III—XI классов с русским (белорусским) языком обучения «Ино­странные языки (английский, немецкий, фран­цузский, испанский, китайский)» (далее — учеб­ная программа).
  5. Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования (далее — правила).

 Содержание экзамена

Содержание экзамена определяется в соот­ветствии с целями и задачами обучения, требо­ваниями к уровню подготовки учащихся по ино­странным языкам на III ступени общего среднего образования (см. стандарт). На экзамене выпускники должны продемонстрировать:

- знание лексических единиц, устойчивых словосочетаний, грамматических явлений про­дуктивного и рецептивного минимумов, особен­ностей произношения и ритмико-интонационного оформления основных коммуникативных типов предложения, предусмотренных учебной про­граммой, и умение пользоваться ими;

- умение воспринимать и понимать устную речь на слух при непосредственном общении и в звукозаписи;

- владение устной речью: умение вести бе­седу, дать совет, выразить пожелание; коммен­тировать увиденное, услышанное, прочитанное, используя отдельные реплики и развёрнутые вы­сказывания; логично и последовательно делать сообщение и высказывать оценочные суждения относительно услышанного, прочитанного.

 

Экзамен по иностранному языку проводится в устной форме и включает три этапа.

 

Первый этап — собеседование с экзаменуемым, стимулом к которому является прочитанный текст. На этом этапе экзамена проверяются умения читать, понимать, комментировать прочитанное и высказывать суждения по поводу полученной информации; понимать речь на слух. Содержание заданий:

  1. Краткое определение основного содержа­ния текста.

Например: О чём говорится в тексте? Како­ва основная идея текста?

  1. Извлечение из текста запрашиваемой ин­формации.

Например: Найди в тексте ответ на вопрос «...» и прочти его.

  1. Извлечение из текста отдельных фактов и значимых деталей. Например: Что? Где? Когда? Как? Куда?
  2. Извлечение из текста фактов, описание которых требует от экзаменуемого развёрнутого аргументированного высказывания. Например: Зачем? Почему? Отчего? Как ты думаешь?

Второй этап — собеседование с экзаменуе­мым, стимулом к которому является прослушан­ный текст. На этом этапе экзамена проверяются умения воспринимать и понимать устную речь в зву­козаписи, извлекать из прослушанного текста запрашиваемую информацию и комментиро­вать её. Содержание собеседования должно позво­лять судить о степени понимания прослушанно­го текста: адекватное понимание текста в целом, определение его главной идеи и вычленение де­талей. Например: Кто? Что? Где? Когда? Как? Куда? Почему? В связи с чем?

Третий этап — беседа, стимулом к которой является ситуация общения, предлагаемая экза­менатором. Задача данного этапа экзамена состоит в про­верке умений монологической и диалогической речи. Содержание предлагаемых для выполнения заданий должно стимулировать экзаменуемо­го к спонтанной речи. Эти задания включают вопросы-стимулы, ответы на которые требуют использования отдельных реплик и развёрнутых высказываний относительно услышанного. Рекомендуемое содержание заданий:

  1. Задание, выполняя которое экзаменуемый имеет возможность опереться на изученный в процессе обучения материал.

Например: Давай поговорим о здоровом об­разе жизни. Ты следишь за своим здоровьем? Что ты делаешь для того, чтобы быть здоровым?

  1. Задание уточняющего характера, содер­жание которого касается личного опыта экза­менуемого и предполагает утвердительную или отрицательную реплику, которую нужно проком­ментировать.

Например: Согласен ли ты с мнением о том, что курение действительно опасно для здоровья человека? Почему?

  1. Задание, побуждающее экзаменуемого ини­циировать беседу, проявить заинтересованность в чём-то, задать встречные вопросы.

Например: Представь, что ты беседуешь с зарубежным сверстником о здоровом образе жизни. Что бы ты прежде всего у него спро­сил?

  1. Задание, побуждающее экзаменуемого дать совет, аргументированную рекомендацию.

Например: В школе есть ребята, которые курят. Посоветуй, что нужно сделать, чтобы они поняли, что это вредно.

  1. Задание, требующее от экзаменуемого выражения своей точки зрения, рассуждения о фактах, событиях, приведения примеров и аргу­ментов. Например: Тебе приходилось пропагандировать здоровый образ жизни среди молодых людей? Если да, расскажи, как ты это делал. Если нет, как ты это сделаешь?

 

III. Образец экзаменационного билета

Билет №...

  1. Собеседование с экзаменатором. (Далее указывается номер карточки с заданиями для подготов­ки к собеседованию и название текста для чтения.)
  2. Собеседование с экзаменатором. (Далее указывается номер карточки с заданиями для подготов­ки к собеседованию и название текста для прослушивания.)
  3. Беседа с экзаменатором. (Обозначается общая тема беседы.)
  4. Требования к организации и проведению экзамена

Экзамен проводит экзаменационная комис­сия, которая формируется в соответствии с пра­вилами. Функциональные обязанности каждо­го экзаменатора определяет председатель таким образом, чтобы два экзаменатора участвовали в беседе с экзаменуемым, один экзаменатор — фиксировал ошибки. Экзаменатор, фиксирующий ошибки, не должен находиться в поле зрения экзаменуемого. Рекомендуется наличие в аудитории препо­давателя (специалиста), организующего прослу­шивание аудиотекстов. Для проведения экзамена разрабатываются экзаменационные материалы для каждой груп­пы экзаменуемых. Порядок разработки билетов ежегодно регламентируется Министерством об­разования Республики Беларусь. Требования к организации отдельных этапов экзамена Собеседование с экзаменуемым, стимулом к которому является прочитанный текст. 

  1. Предлагаемый текст для чтения должен быть аутентичным (научно-популярный, публи­цистический, художественный) и отвечать сле­дующим требованиям:

- соответствовать предметно-тематическому содержанию учебной программы;

- характеризоваться смысловой законченно­стью, связностью и цельностью;

- не быть перегруженным терминами, име­нами собственными, цифровыми данными;

 

- соответствовать уровню подготовки эк­заменуемых, определённому стандартом и дей­ствующей учебной программой.

 

  1. Объём текста — до 2200 печатных знаков с пробелами. Тексты для чтения могут включать до 4 % незнакомых слов, о значении которых можно догадаться из контекста.

 

  1. Тексты печатаются шрифтом Times New Roman,  кегль — 14.

 

  1. Время на подготовку — 20 минут.

Во время ответа выпускник имеет право пользоваться текстом. Задания (четыре) для под­готовки к собеседованию предлагаются экзаме­нуемому вместе с текстом.

  1. Пользование словарём не предусмотрено.

 

Собеседование с экзаменуемым, стимулом к которому является прослушанный текст. 1. Для прослушивания используются следующие функциональные типы аудиотекстов:

- рассказ;

- фрагмент радиопередачи;

- прогноз погоды, программы новостей, спортивные сводки;

- объявления по радио, телевидению, в аэро­порту, на вокзале, в общественном транспорте;

- диалоги;

- интервью, репортажи, информационная ре­клама;

" инструкции-объяснения.

  1. Длительность звучания текста — до 1,5 минут.
  2. Вопросы, на которые нужно ответить, име­на собственные, сложные для восприятия слова предлагаются экзаменуемому на отдельной кар­точке в печатной форме перед прослушиванием текста.
  3. Карточка предъявляется перед первым прослушиванием текста. Во время второго про­слушивания разрешается делать пометки.

 

Беседа с экзаменуемым, стимулом к кото­рой является предложенная ситуация обще­ния. 1. Тематика предлагаемых для беседы ситуа­ций определяется в соответствии с предметно-тематическим содержанием, указанном в стан­дарте и действующей учебной программе.

  1. По содержанию темы может разрабатываться несколько комплектов заданий.
  2. Экзаменуемого не знакомят с содержанием      беседы предварительно. Задания (пять) предъявляются ему непосредственно во время беседы.

Последовательность этапов экзамена строго не регламентируется, а определяется экзаменационной комиссией. Одновременно в аудитории находятся до четырёх экзаменуемых.

  1. Требования к оценке ответа

Критерии оценки ответа на экзамене

 

Оценка уровня сформированности коммуникативной компетенции

Балл

Экзаменационное задание выполнено полностью. Ответ характеризуется связностью, логичностью, достаточным объёмом, развёрнуто­стью. Речь беглая. Возможны отдельные несущественные лексические и грамматические ошибки, не пре­пятствующие решению коммуникативной задачи

10

Экзаменационное задание выполнено полностью. Ответ характеризуется связностью, логичностью, достаточным объёмом, развёрнуто­стью. Речь беглая. Допущены несущественные лексические и грамматические ошибки, не препятствующие решению коммуникативной задачи. Иные единичные ошибки исправлялись по ходу от­вета самим экзаменуемым

9

Экзаменационное задание выполнено. Ответ в целом характеризуется связностью, логичностью, достаточным объёмом. Речь беглая. Высказывания носят преимущественно развёрнутый характер. Допущены некоторые лексические и грамматические ошибки, не повлиявшие на

 

ка­чество решения коммуникативной задачи. Отдельные ошибки исправлялись по ходу ответа самим экзаменуемым

8

Экзаменационное задание выполнено. Ответ в целом характеризуется связностью, логичностью и объёмом, близким к доста­точному. Речь недостаточно беглая, высказывания не всегда развёрнутые. При дефиците необходимых языковых средств экзаменуемый прибегает к компенсаторным умениям. Допущены лексические и грамматические ошибки, существенно не повлиявшие на ка­чество решения коммуникативной задачи

7

Экзаменационное задание в основном выполнено. Ответ характеризуется достаточной связностью и логичностью, но небольшим объё­мом высказываний. Речь недостаточно беглая, а высказывания не всегда развёрнутые. В речи встречаются неоправданные паузы, в том числе вызванные затруднениями в подборе языковых средств. При дефиците необходимых языковых средств экзаменуе­мый прибегает к компенсаторным умениям. Допущены лексические и грамматические ошибки, в том числе повлиявшие на каче­ство решения коммуникативной задачи

6

Экзаменационное задание частично выполнено. Ответ характеризуется недостаточной связностью, логичностью, небольшим объёмом высказывания. В речи встречаются неоправданные паузы, в том числе вызванные затруднениями в подборе языковых средств. При дефиците необходимых языковых средств экзаменуемый прибегает к компенсаторным умениям. Допущены существенные лексические и грамматические ошибки, повлиявшие на каче­ство решения коммуникативной задачи

5

Экзаменационное задание частично выполнено. Ответ характеризуется недостаточной связностью и логичностью. Речь изобилует пауза­ми. Имеет место дефицит необходимых языковых средств. При дефиците необходимых языковых средств экзаменуемый не прибегает к компенсаторным умениям. Допущено существенное количество лексических и грамматических ошибок, повлияв­ших на качество решения коммуникативной задачи

4

Экзаменационное задание выполнено фрагментарно. В ответе отсутствуют связность и логичность. Объём недостаточный. Речь изобилует паузами. При дефиците необходимых языковых средств экзаменуемый не прибегает к компенсаторным умениям. Допущены грубые лексические и грамматические ошибки, в значительной степени по­влиявшие на решение коммуникативной задачи

3

Экзаменационное задание выполнено фрагментарно. Речь постоянно прерывается паузами. Экзаменуемый испытывает дефицит языковых средств, компенсаторные умения не сформированы. Допущены грубые лексические и грамматические ошибки, существенно повлиявшие на решение коммуникативной задачи

2

Экзаменационное задание практически не выполнено. Речь постоянно прерывается длительными паузами. Экзаменуемый испытывает дефицит языковых средств

1

1.Техническое обеспечение Класс, в котором проходит экзамен, должен быть оснащён как минимум двумя компьютерами и двумя комплектами наушников.

 

Каждый этап экзамена оценивается отдельно. Итоговая отметка выводится как среднее                 арифметическое отметок, полученных на каждом этапе экзамена.